• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Полевое исследование: методы, практики, эмоции"

Статус: Курс по выбору (Современный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Современный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 10

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса охватывается весь процесс подготовки и реализации исследовательского проекта: от обсуждения методологических особенностей качественного исследования, выбора темы исследования и планирование работы на год до правил написания научных текстов и тренингов по презентации результатов. Курс включает следующие разделы: (1) Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования; (2) Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании; (3) Сбор и обработка данных; (4) Анализ данных и описание эмпирических результатов; (5) Презентация результатов научного исследования. В рамках научно-исследовательского семинара на первом году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках курсовой работы. В рамках научно-исследовательского семинара на втором году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у студентов компетенции и профессиональные навыки самостоятельной исследовательской работы и участия в работе исследовательской команды, готовность к различным исследовательским практикам, включая управление процессом, логистику и дизайн проекта, развитию профессиональной рефлексии, соблюдению принципов профессиональной этики социолога
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает логику и правила проведения качественного социологического исследования.
  • Разрабатывает дизайн (программу) исследования.
  • Ищет релевантные источники и составляет библиографический список по теме курсовой работы.
  • Читает тексты академически.
  • Пишет обзор дискуссии по теме.
  • Проводит участвующее наблюдение.
  • Ведет дневник наблюдения.
  • Составляет гайд интервью.
  • Рассчитывает выборку для своего исследовательского проекта
  • Берет качественное интервью.
  • Знает правила академического письма.
  • Пишет академические тексты.
  • Готовит презентацию результатов собственного исследования.
  • Выступает с презентацией результатов исследования, реализованного в рамках курсовой работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования.
    Особенности организации социологического исследования. Выбор темы исследования. Планирование работы на год. Структура курсовой работы и все необходимые документы. Методологические основания качественного исследования Проблемная ситуация, формулировка исследовательского вопроса Программа исследования. Методология исследования. Определение проблемы исследования. Объект, предмет исследования. Постановка цели и задач исследования. Формулировка исследовательского вопроса. Планирование исследования. Обсуждение черновиков программы исследования
  • Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании
    Поиск научной литературы. Оценка качества источников. Принципы академического чтения. Правила написания обзора литературы Обсуждение библиографических списков и первого черновика обзора литературы. Обсуждение ключевых текстов по своей теме
  • Сбор и обработка данных
    Метод наблюдения. Исследовательский дневник. Выход в поле, эмоции в поле. Метод интервью: биографическое интервью, гайд интервью, практика интервьюирования. Расчет выборки. Разработка инструментария. Пилотаж. Обсуждение результатов пилотажа инструментария
  • Анализ данных и описание эмпирических результатов
    Практикум по анализу данных. Академическое письмо. Правила написания научных текстов. Обсуждение черновиков анализа эмпирических данных
  • Презентация результатов научного исследования
    Правила подготовки презентации результатов научного исследования. Устная презентация результатов исследования. Тренинг по устной презентации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Активность на семинаре (неблокирующий)
  • Домашнее задание (неблокирующий)
  • экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность на семинаре + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Активность на семинаре + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Denzin, N. K. (2019). The Qualitative Manifesto : A Call to Arms (Vol. Classic Edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1894738
  • Denzin, N. K., & Giardina, M. D. (2018). Qualitative Inquiry in the Public Sphere. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1776848
  • Denzin, N. K., & Giardina, M. D. (2019). Qualitative Inquiry at a Crossroads : Political, Performative, and Methodological Reflections. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2084532
  • Fox, M. F. (2019). Scholarly Writing And Publishing : Issues, Problems, And Solutions. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2177249
  • Hammersley, M. (2013). What Is Qualitative Research? London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=512018
  • Hammersley, M., & Atkinson, P. (2019). Ethnography : Principles in Practice (Vol. Fourth edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2102503
  • Kathleen T. McWhorter, & Brette M Sember. (2013). Academic Reading: Pearson New International Edition. Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418295
  • Lykke, N. (2014). Writing Academic Texts Differently : Intersectional Feminist Methodologies and the Playful Art of Writing. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=806243