• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар (3 курс)

Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» являются освоение обучающимися базовых фактических и теоретических знаний, необходимых для дальнейшей научно-исследовательской работы, подготовки курсовых и квалификационных работ, участия в научных проектах. Дисциплина способствует формированию универсальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно реализовать себя в научной и практической сферах деятельности, способствующих его социальной мобильности и востребованности на рынке труда.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение обучающимися базовых фактических и теоретических знаний, необходимых для дальнейшей научно-исследовательской работы, подготовки курсовых и квалификационных работ, участия в научных проектах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует умение определять, транслировать общие цели в профессиональной деятельности; проявляет гибкость и творческий подход в процессе поиска и сбора информации; предлагает оригинальные интерпретации этой информации; умеет формировать и отставать собственную точку зрения; обладает навыками ведения научной дискуссии.
  • Умеет находить и критически использовать источники, необходимые для осуществления научно-исследовательской деятельности, правильно цитировать, перефразировать, составлять обзоры, делать ссылки на использованную литературу и составлять библиографические списки.
  • Демонстрирует способность применять научные теории в рамках изучаемой дисциплины.
  • Демонстрирует способность сравнительного анализа исторических, политических, социальных процессов изучаемого региона; умеет работать в коллективе, способен толерантно воспринимать культурные различия и профессионально решать поставленные задачи.
  • Точно и в срок выполняет полученные задания, проявляет стремление к максимально полному овладению навыками ведения научно-исследовательской работы; приобретает навыки планирования самостоятельной работы, анализа и сопоставления информации из различных источников, составления обзоров и презентаций, работы в коллективе и участия в научной дискуссии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Методология современного исторического исследования.
    Данная группа семинаров нацелена на то, чтобы заложить у студентов основы знаний о методологии исторической науки, ее структуре и основных перспективных направлениях развития. Первый семинар знакомит студентов со спецификой исторического исследования, логикой и практиками документооборота и особенностями практической работы с источниками (методология источниковедческого исследования). Следующие четыре семинара последовательно дают представление о таких ключевых направлениях современной исторической науки, как экономическая, социальная, культуральная и гендерная история. На каждом семинаре группа студентов должна будет выступить с презентацией одного из направлений и предложить свое понимание ключевой проблематики назначенных научных текстов. Таким образом, учащиеся получат практические навыки анализа структуры и содержания научного текста, работы в команде и публичных выступлений. Формой промежуточного контроля является короткое эссе, посвященное источниковедческому анализу одного исторического источника (по выбору учащегося, на примере одной из стран изучаемого региона). В конце курса студенты должны будут представить домашнее задание в форме написания введения к возможной исследовательской статье, включающее описание актуальности темы, формулировки исследовательского вопроса, методов, цели и задач исследования. Семинар 1. Документы и архивы. Перечень вопросов, выносимых на обсуждение на данном семинаре: Как менялась логика и практика архивирования с начала раннего Нового времени? Какие «режимы инвентарной логики» идентифицирует в своей работе Р. Хэд? Какую роль продолжают играть бумажные документы в современную цифровую эпоху? Как они отражают различные бюрократические режимы и общественные отношения? Семинар 2. Экономическая история. История капитализма. Перечень вопросов, выносимых на обсуждение на данном семинаре: Какую роль играет экономическая история в развитии экономической науки? Как менялись их отношения на протяжении XIX-XX вв.? Какое значение имело для мировой истории возникновение и развитие мировой капиталистической системы? Семинар 3. Социальная история. Перечень вопросов, выносимых на обсуждение на данном семинаре: Каковы предпосылки возникновения социальной истории? Что составляет ее основной предмет исследования? Как менялась социальная история во второй половине XX – начале XXI в.? Каковы основные перспективы ее развития? Семинар 4. Культуральная история. Перечень вопросов, выносимых на обсуждение на данном семинаре: Что такое «насыщенное описание» по К. Гирцу? Каковы основные особенности этнографического описания? Как П. Берк видит будущее культуральной истории? Какую роль в нем могут играть «культурные границы» и «встречи культур»? Семинар 5. Гендерная история. Перечень вопросов, выносимых на обсуждение на данном семинаре: Почему Дж. Скотт называет гендер «полезной категорией исторического анализа»? Как она определяет «гендер»? Почему И. Сэджвик настаивает на значении исследований сексуальности для истории культуры? Как она определяет место своего исследовательского проекта в более широком поле исследований гендера и сексуальности?
  • Раздел 2. Методология современного лингвистического исследования
    Данная группа семинаров призвана познакомить обучающихся с различными методами изучения естественного языка в современной лингвистике. С этой целью студенты ознакомятся с основными характеристиками языка, обуславливающими многогранность направлений и подходов современной лингвистики и разветвленность современного лингвистического знания, например, фундаментальная двойственность языка, его системность, многомерность, склонность к социальной дифференциации и интуитивный характер знаний носителя. Понимание этого своеобразия закладывает базу для изучения принятых в науке принциповструктурирования лингвистических исследований и истории развития современных направлений. В рамках семинаров студенты познакомятся с основными понятиями и терминами классического языкознания, а самые актуальные и перспективные направления будут рассмотрены более подробно. Сведения об актуальных направлениях современной лингвистики будут дополнены основами практической работы с языковым материалом, для чего на семинарах будут рассматриваться методы лексикологии и фонологии, лингвистической типологии, социолингвистики и компьютерной лингвистики. Навыки работы с научной литературой по изучаемой проблематике, развиваемые в рамках подготовительной работы к семинарам, предоставят студентам возможность глубже понять обоснованность фундаментальных требований к структуре и оформлению научного текста. А результатом активного участия в семинарах, включающих знакомство с понятийно-терминологическим аппаратом и методологией лингвистической науки, а также навыки анализа научных публикаций, станет умение выработать и грамотно сформулировать исследовательский вопрос, цель и задачи исследования в рамках изучаемой научной области. Семинар 1. Актуальные направления лингвистических исследований: истоки и методы. (Алексеева М. Е.) Вопросы: 1. Характеристики естественного языка и основные понятия языкознания. 2. История развития лингвистической науки. 3. Актуальные направления исследований: материал и методология. Семинар 2. Основные методы современной социолингвистики. (Алексеева М. Е.) Вопросы: 1. «Классическое» языкознание vs. социолингвистика: предмет-материал-метод. Вопрос полевых исследований и эксперимента влингвистике. 2. Основные направления развития социолингвистики: понятия и термины. 3. Гипотеза лингвистической относительности как метод междисциплинарных исследований. Семинар 3. Методы компьютерной лингвистики и прикладные задачи анализа текста в гуманитарных науках. (Алексеева М. Е.) Вопросы: 1. Корпусный анализ как пример методов компьютерной лингвистики. 2. Построение корпуса текстов и инструменты работы с ним. 3. Риски и способы их избежать в лингвистических исследованиях. Семинар 4. Понятия и методы лингвистической типологии. (Мамедшахов Р. Г.) Вопросы: 1. Лингвистические универсалии и универсальный язык 2. Компаративистика и типология 3. Квантитативная и квалитативная типология Семинар 5. Теоретические и практические аспекты фонетических исследований.(Мамедшахов Р. Г.) Вопросы: 1. Фонемные и слоговые языки 2. Транскрипция и транслитерация 3. Инструментальные исследования речи
  • Раздел 3. Культурология и искусствоведение
    Семинары данного раздела направлены на изучение основных современных методов исследования и подходов, выработанных в европейской и российской культурологии и искусствоведении к настоящему времени. Цель занятий: научить студентов использовать разные концепции и подходы применительно к конкретной исследовательской востоковедной теме. Студенты получат знания об исторических аспектах формирования основных методов и творчестве крупнейших исследователей, представителей того- или иного метода. Основной акцент будет сделан на классических и неклассических методах изучения явлений культуры в гуманитарной науке ХХ века. Одной из тем занятий станет вопрос границы метода и его осмысления в современной гуманитарной науке. Семинар 1. Проблемы использования социологического инструментария для изучения истории культуры. Вопросы для обсуждения: 1. Методы изучения культуры подходами антропологии, этнологии, лингвистики, психологии, философии. Темы докладов: 1. Структурно-функциональный подход в изучении феноменов культуры. 2. Методология Ф.Боаса. 3. Концепции К.Леви-Строса и К.Гирца. 4. Историко-психологический подход к исследованию культуры. 5. Социальная теория Франкфуртской школа и ее значение для методологии культуры. Семинар 2. Содержание семиотического подхода к исследованию культуры и его модификации. Вопросы для обсуждения: 1. Проблемы методологии изучения истории культуры в работах А.Лосева. 2. Московско - тартуская школа и ее вклад в методологию культуры. 3. Постмодернизм. Трансформация семиологии в нач. XXI в. Темы докладов: 1. Концепции Ю. Лотмана/ Вяч.Иванова/ Б.Успенского/ Е.Мелетинского. 2. Мифологическая школа фольклористики и «неомифологизм»»: подходы в современной культурологии. 3. Учение об «архетипах» К. Юнга. 4. Семиология Р.Барта. 5. Семиология в трудах У.Эко. Семинар 3. Проблемы интерпретации массовой культуры ХХ в. Вопросы для обсуждения: 1. Изменение границ методологии в изучении феноменов культуры. Темы докладов: 1. Подход М.Фуко к изучению истории культуры. 2. Концепции Ж.Деррида/ П. де Мана/ Ж.Бодрийяра/ Ж.Делеза. Семинар 4. Классические методы искусствознания: знаточество, анализ формы, иконография, иконология и семиотика искусств. Вопросы для обсуждения: 1. Характеристика методов и их основных признаков. Темы докладов: 1. А. Гильдебранд. Проблема формы в изобразительном искусстве. 2. Структурный анализ в искусствознании. Х. Зедльмайр. 3. Вопросы иконографии архитектуры. 4. Концепции А. Варбурга и Э. Гомбриха. 5. Э. Панофский и его подход к изучению изобразительного искусства. Семинар 5. Соотношение методологии и технологии в современном искусствознании. Вопросы для обсуждения: 1. Соотношение методологии и технологии в современном музее. Темы докладов: 1. Влияние теорий информации, искусственного интеллекта на изучение искусства. 2. Влияние когнитивной психологии на методологию исследования современного искусства.
  • Раздел 4. Социальные науки
    Эта серия научно-исследовательских семинаров представляет общие перспективы современного социального анализа со стороны как методологии, так и сути исследовательских проблем и их конструирования в социологии и смежных дисциплинах, а также академическое письмо. Каждый из пяти семинаров социологической тематики состоит из двух частей, методологической и проблемной. В первой части занятия обсуждается методология социологического исследования данной проблематики и применение конкретного метода, объясняются его возможности и ограничения; также кратко представляется и обсуждается методика составления и написания научного текста определенного типа. Во второй части занятия рассматривается на конкретных примерах применение этой методологии и метода в исследованиях на определенную занятием тему, в рамках социологически сформулированных исследовательских вопросов и социологического инструментария. Примером обсуждения может служить исследовательская статья, предварительно прочитанная в качестве домашнего задания и затем обсуждаемая на семинаре в аудитории в виде презентации с докладом или сессии «вопрос-ответ»; или краткая презентация преподавателем релевантного исследования в виде слайдов, таблиц, текста или видеоматериала. В качестве материалов для предварительного чтения и последующего обсуждения в классе предлагаются статьи из ведущих международных рецензируемых журналов и сборников научных трудов лучших издательств, написанные по материалам исследований актуальных проблем современных обществ стран Азии и Северной Африки. Серия семинаров социологической тематики призвана сформировать у студентов представления о терминологическом аппарате социологии, методах сбора и анализа данных в рамках количественной, качественной и смешанной методологии, понимание специфики методологии изучения социальных явлений методами и инструментами современной социологической науки. Вместе с тем, прикладная задача семинаров – развить навыки работы с научными текстовыми источниками, в том числе их быстрого и эффективного поиска, беглого и аналитического чтения, а также написания коротких научных текстов различных типов (аннотация, синопсис, литературный обзор, основные разделы проекта-предложения научного исследования). Тема 1. Региональные и сравнительные исследования в социальных науках. Основные этапы и особенности социологического исследования. Методология и методы сравнительных исследований в социологии. Междисциплинарность в изучении современных социальных проблем. Быстрый и эффективный поиск научных статей по требуемой тематике. Типология научных статей. Тема 2. Социальная структура и неравенство. Описательные исследования. Источники данных официальной статистики и её анализ. Вторичный анализ данных социологических исследований. «Серая литература». Аналитические доклады. Тема 3. Ценности и нормы. Исследовательская проблема. Постановка исследовательских вопросов. Выбор методологии и метода исследования. Структура научной статьи в качественной и количественной методологии. Тема 4. Внутренняя и международная миграция. Трудовая миграция. Качественная методология исследования. Кейс стади. Исследовательское интервью. Аннотация к научной статье. Тема 5. Социальные и политические институты. Гражданские и политические процессы. Количественная методология исследований. Опросный метод. Статистическое моделирование. Научный литературный обзор.
  • Раздел 5. Политология
    Целями освоения данного раздела дисциплины являются: • формирование у студентов ясного понимания методологии эмпирического политологического исследования; • приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для организации исследования, построения его дизайна, обзора литературы, проведения эмпирической работы и представления результатов; • формирование у студентов углубленных научных представлений об основных теоретических подходах в рамках политической науки и о способах их применения в научно-исследовательской деятельности; • приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, в частности, навыков написания и публичной защиты исследовательских проектов (research proposals); Основные темы 1. Смысл исследовательской деятельности. Деятельность политолога. 2. Выбор темы исследования и её уточнение. Основные стратегии исследований. 3. Количественные и качественные исследования в политологии. Методы сбора и анализа эмпирических данных 4. Особенность проведения прикладных исследований. Аналитические записки и экспертная деятельность 5. Дизайн научного исследования Индуктивный и дедуктивный подходы.. Семинар 1. Смысл научного исследования и его особенности в политической науке Семинар 2. Выбор темы исследования и её уточнение. Основные стратегии исследований. Семинар 3. Количественные и качественные исследования в политологии. Методы сбора и анализа эмпирических данных Семинар 4. Особенность проведения прикладных исследований. Семинар 5. Дизайн научного исследования Индуктивный и дедуктивный подходы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе 1
  • неблокирующий Доклад 1
  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Эссе 2
  • неблокирующий Тест 1
  • неблокирующий Тест 2
  • неблокирующий Доклад 2
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа 3
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый экзамен не предусмотрен. В случае, если студент хочет повысить итоговую оценку, ему предоставляется возможность сдать письменный экзамен. Экзаменационное задание заключается в написании введения к возможной исследовательской статье (описание актуальности темы, формулировка исследовательского вопроса, методов, цели и задач исследования) по указанному в билете научному направлению (история, лингвистика, культурология и искусствоведение, социальные науки, политология). Экзаменационное задание выполняется в течение 90 минут в присутствии преподавателя. Для студентов, выполнивших экзаменационное задание, оценка за дисциплину вычисляется по следующей формуле Одисцип = Оитог*0,8 + Оэкз*0,2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.05 * Доклад 1 + 0.1 * Доклад 2 + 0.03 * Домашнее задание 1 + 0.03 * Домашнее задание 2 + 0.1 * Контрольная работа 1 + 0.06 * Контрольная работа 2 + 0.2 * Контрольная работа 3 + 0.08 * Работа на семинарах + 0.1 * Тест 1 + 0.1 * Тест 2 + 0.05 * Эссе 1 + 0.1 * Эссе 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ruane, J. M. (2016). Introducing Social Research Methods : Essentials for Getting the Edge. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1107215
  • Князева Е. Н. - ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-05131-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-nauki-mezhdisciplinarnye-strategii-issledovaniy-409000
  • Под ред. Иконниковой С.Н., Большакова В.П. - ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 252с. - ISBN: 978-5-534-08062-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-kultury-v-2-ch-chast-2-438805
  • Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-155-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/147600
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Clark, J. A., & Cavatorta, F. (2018). Political Science Research in the Middle East and North Africa : Methodological and Ethical Challenges. New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1843250
  • Sandoval, I. S. (2016). Understanding Political Science Research Methods: The Challenge of Inference. Political Studies Review, 14(3), 451. https://doi.org/10.1177/1478929916655062
  • William Johnston. (2019). Cholera and the Environment in Nineteenth-Century Japan. Cross-Currents: East Asian History and Culture Review, (30), 9. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.1df7520df0f04f88820fe6d865c96e8f
  • Гуменюк А. Н., Чуйко Л. В. - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. МОРФОЛОГИЯ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 133с. - ISBN: 978-5-534-11740-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/iskusstvovedenie-morfologiya-plasticheskih-iskusstv-446047
  • Семилет Т. А. - ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 138с. - ISBN: 978-5-534-08968-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/issledovaniya-kultury-v-sovremennom-mire-438807