Бакалавриат
2019/2020
Психология
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина "Психология" посвящена базовому ознакомлению студентов с историей становления психологии как самостоятельной науки, ее основными теориями, направлениями, вопросами. В ходе курса затрагиваются основные темы общей психологии, психологии личности и индивидуальных различий.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представления о предмете психологии, ее методе и месте в системе наук, а также об общих закономерностях психической деятельности для правильного объяснения тех или иных проявлений личности человека.
Планируемые результаты обучения
- Описывает этапы становления психологической науки, указывает причины возникновения новых теорий и направлений.
- Описывает и обосновывает причины выделения психологии в самостоятельную науку. Указывает на особенности возникновения психологических направлений и анализирует их различия.
- Описывает основные деятельностные психологические теории, указывая на сущностные различия между ними. Обосновывает становление гуманистической и экзистенциальной психологии, проводит сравнительный анализ теорий основных представителей.
- Описывает отдельные психологические процессы и психические свойства личности. Анализирует и обосновывает различия ощущения и восприятия, научения и памяти.
- Характеризует личность с точки зрения различных подходов к ее изучению. Описывают и обосновывают социальные и генетические факторы развития личности. Указывают на различия между нормой, акцентуацией и психопатией характера.
- Ориентируется в многообразии направлений психологии, описывает и обосновывает различия между ними, опираясь на теории основных представителей своих школ.
Содержание учебной дисциплины
- История психологии как науки.Развитие психологических знаний в философии античности, Средних Веков, эпохи Нового Времени и Просвещении. Особенности средневековой психологии, ее связь с философскими проблемами античности. Сознание как предмет психологического знания. Психологические учения.
- Выделение психологии в самостоятельную науку. Классическая психология сознания. Психология открытого кризиса.В.Вундт как основатель психологии как самостоятельной науки. Альтернативные школы психологии сознания. Возникновение бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии. Необихевиоризм.
- Деятельностный подход в психологии и психология установки. Развитие психологии в странах Западной Европы и США во второй половине XX– начале ХХI веков.Основные деятельностные психологические теории. Гуманистическая и экзистенциальная традиции в психологии. Когнитивная психология и когнитивная наука.
- Психологические процессы. Психические свойства личности.Ощущение, восприятие и внимание как функциональная система. Великая иллюзия сознания и ее проявления. Виды и свойства памяти. Связь памяти и научения. Процессы, операции и виды мышления. Связь мышления, общения и речи. Внутренняя речь: структура, функции.
- Структура индивидуальности. Факторы развития индивидуальности. Влияние среды на индивидуальность человека.Взаимодействие среды и наследственности. Индивид, индивидуальность, личность, субъект, человек. Подходы к структуре индивидуальности. Темперамент и характер в структуре индивидуальности. Понятие патологии, акцентуации, нормы. Неврозы и психопатии. Психология способностей.
- Многообразие психологических направлений. Психология в современном мире.Психология личности и индивидуальных различий. Возрастная, гендерная, детская и семейная психология. Социальная и организационная психология. Психология рекламы. Интегративный характер исследований. Современные подходы к изучению личности. Психологическая наука в России.
Элементы контроля
- Работа на семинарахАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
- Контрольная работаВыполняется письменно в аудитории по вариантам. Задания разрабатываются на основе материалов лекций и семинаров. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
- Защита исследовательского проекта.Защите представляет собой доклад по результатам группового (3-4 человека) исследовательского проекта по одной из предложенных тем. Время представления - не более 15 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля. Экзамен проводится в устной форме (защита исследовательского проекта). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка демонстрации экрана, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру, микрофон и начать демонстрацию экрана. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, зачитывать материал доклада со сторонних сайтов. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает повторную защиту проекта в устной форме.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.42 * Защита исследовательского проекта. + 0.3 * Контрольная работа + 0.28 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Нартова-Бочавер С. К. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 262с. - ISBN: 978-5-534-06161-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy-438128
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ильин Г. Л. - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 389с. - ISBN: 978-5-9916-3958-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-psihologii-444152
- Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383