• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Психология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: Blended
Преподаватели: Духанина Алена Владимировна, Колесник Виктория Николаевна
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Психология" посвящена базовому ознакомлению студентов с историей становления психологии как самостоятельной науки, ее основными теориями, направлениями, вопросами. В ходе курса затрагиваются основные темы общей психологии, психологии личности и индивидуальных различий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о предмете психологии, ее методе и месте в системе наук, а также об общих закономерностях психической деятельности для правильного объяснения тех или иных проявлений личности человека.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает этапы становления психологической науки, указывает причины возникновения новых теорий и направлений.
  • Описывает и обосновывает причины выделения психологии в самостоятельную науку. Указывает на особенности возникновения психологических направлений и анализирует их различия.
  • Описывает основные деятельностные психологические теории, указывая на сущностные различия между ними. Обосновывает становление гуманистической и экзистенциальной психологии, проводит сравнительный анализ теорий основных представителей.
  • Описывает отдельные психологические процессы и психические свойства личности. Анализирует и обосновывает различия ощущения и восприятия, научения и памяти.
  • Характеризует личность с точки зрения различных подходов к ее изучению. Описывают и обосновывают социальные и генетические факторы развития личности. Указывают на различия между нормой, акцентуацией и психопатией характера.
  • Ориентируется в многообразии направлений психологии, описывает и обосновывает различия между ними, опираясь на теории основных представителей своих школ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История психологии как науки.
    Развитие психологических знаний в философии античности, Средних Веков, эпохи Нового Времени и Просвещении. Особенности средневековой психологии, ее связь с философскими проблемами античности. Сознание как предмет психологического знания. Психологические учения.
  • Выделение психологии в самостоятельную науку. Классическая психология сознания. Психология открытого кризиса.
    В.Вундт как основатель психологии как самостоятельной науки. Альтернативные школы психологии сознания. Возникновение бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии. Необихевиоризм.
  • Деятельностный подход в психологии и психология установки. Развитие психологии в странах Западной Европы и США во второй половине XX– начале ХХI веков.
    Основные деятельностные психологические теории. Гуманистическая и экзистенциальная традиции в психологии. Когнитивная психология и когнитивная наука.
  • Психологические процессы. Психические свойства личности.
    Ощущение, восприятие и внимание как функциональная система. Великая иллюзия сознания и ее проявления. Виды и свойства памяти. Связь памяти и научения. Процессы, операции и виды мышления. Связь мышления, общения и речи. Внутренняя речь: структура, функции.
  • Структура индивидуальности. Факторы развития индивидуальности. Влияние среды на индивидуальность человека.
    Взаимодействие среды и наследственности. Индивид, индивидуальность, личность, субъект, человек. Подходы к структуре индивидуальности. Темперамент и характер в структуре индивидуальности. Понятие патологии, акцентуации, нормы. Неврозы и психопатии. Психология способностей.
  • Многообразие психологических направлений. Психология в современном мире.
    Психология личности и индивидуальных различий. Возрастная, гендерная, детская и семейная психология. Социальная и организационная психология. Психология рекламы. Интегративный характер исследований. Современные подходы к изучению личности. Психологическая наука в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории по вариантам. Задания разрабатываются на основе материалов лекций и семинаров. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Защита исследовательского проекта.
    Защите представляет собой доклад по результатам группового (3-4 человека) исследовательского проекта по одной из предложенных тем. Время представления - не более 15 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля. Экзамен проводится в устной форме (защита исследовательского проекта). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка демонстрации экрана, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру, микрофон и начать демонстрацию экрана. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, зачитывать материал доклада со сторонних сайтов. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает повторную защиту проекта в устной форме.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.42 * Защита исследовательского проекта. + 0.3 * Контрольная работа + 0.28 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Макарова И. В.-ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-182-Бакалавр. Прикладной курс-978-5-534-01213-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/obschaya-psihologiya-431778
  • Нартова-Бочавер С. К.-ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета-М.:Издательство Юрайт,2019-262-Авторский учебник-978-5-534-06161-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/psihologiya-lichnosti-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy-438128

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ильин Г. Л.-ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-389-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-3958-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-psihologii-444152
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383