• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Стих и проза в контексте цифровых гуманитарных наук"

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты получат представление о современных цифровых методах исследования структуры поэтического текста, о лингвостатистическом методе изучения метрики и ритмики стиха, а также о генеративном и когнитивном стиховедении, знакомятся с рядом научных работ в этой области.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с современными подходами к изучению стиха и прозы, а также пограничных форм, освоение базового понятийного аппарата, применяющегося в отечественной и мировой науке о стихе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет понятийным аппаратом стиховедения, знает историю возникновения и развития стиховедения, проблематику предмета.
  • Выделяет особенности стихотворной речи на фоне прозы.
  • Характеризует основные современные направления в стиховедении и различные методики анализа текста в разных литературных традициях.
  • Владеет методами компьютерной обработки метрически организованных текстов.
  • Умеет работать с текстовыми корпусами, информационными системами в гуманитарных науках.
  • Умеет наводить статистику по поэтическим корпусам текстов.
  • Умеет строить профили ударности по статистическим параметрам текста и распределению ритмических форм. Имеет представление о методах DH.
  • Умеет анализировать ритмическую семантику текста и выявлять ее связь с художественной и лексической семантикой
  • Анализирует особенности разных родственных поэтических систем, может изучать их типологию по текстовым параметрам.
  • Владеет методами реконструктивного моделирования стихосложения. Может строить собственные модели на основе имеющихся алгоритмов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стих и проза: введение в проблематику и история вопроса
    Введение в проблематику. История вопроса. Параметры разделения стиха и прозы. Пограничные формы. Метр. Русская традиция исследования ритмики стиха. Западноевропейские источники ее формирования. Влияние русской традиции на западноевропейское и американское стиховедение.
  • Структура стихотворной речи
    Особенности стихотворной речи, ее структура. Принципы организации стиха. Краткий очерк истории формирования стихотворной речи. Метр и ритм. Изучение вопроса о соответствии и несоответствии метра и ритма. Пропуски метрических ударений, спондеи, случаи переакцентуации. Рифма и ее история. Строфика. Этапы эволюции западно- европейского и славянского стиха.
  • Современные направления в метрике и методы анализа
    Углубленный анализ понятия «метр». Критическое чтение современный работ по теории метра. В частности, предполагается анализ работ М.Л. Гаспарова, М.А. Красноперовой, М. Халле и др. Сопоставление теоретических взглядов на проблему метра в разных языках. Анализ современных работ по просодии. История формирования и особенности так называемой петербургской школы стиховедения. Критическое отношение к термину «петербургское стиховедение». Исследование некоторых работ, типичных для представителей данной «школы». Освоение методов анализа стиха и прозы.
  • Компьютерное стиховедение и Digital Humanities
    Современные компьютерные методы в стиховедении. Традиции русской стиховедческой школы и компьютерные технологии. Методы статистической обработки текстов и анализ структур. Современные методики DH в стиховедении.
  • Работа с поэтическими корпусами
    Изучение существующих компьютерных поэтических корпусов на разных языках. Опыт работы с ними. Наведение статистики по корпусам.
  • Ритмика стиха по статистическим параметрам
    Опыт анализа стиха на основе имеющихся данных. Разбор текстов. Чтение и анализ научных статей, посвященных анализу конкретных стихотворных произведений. Сопоставление данных.
  • Ритмические формы и профили ударности
    Исследование различных ритмических форм в рамках одного и того же метра. Наблюдение о распределении ритмических форм конкретных текстов (на разных языках). История применения профиля ударности к анализу стиха. Закон регрессивной акцентной диссимиляции как универсальный для разных языков. Анализ ритмики стиха на основе распределения слогоударных конфигураций (ритмических форм). Построение профиля ударности. Анализ полученных данных.
  • Связь ритмики и семантики
    Лингвистическая семантика и просодия. Изучение роли ритма в художественном тексте. Анализ ритмических эффектов и их семантики. Связь ритмических эффектов с семантикой художественного текста.
  • Типология родственных поэтических систем на разных языках
    Типологическое описание в стиховедении. Общие черты и отличия. Компьютерный анализ родственных поэтических систем по текстовым параметрам. Опыт изучения типологии ямбической версификации на разных языках.
  • Компьютерное моделирование метрически организованных текстов и цифровые технологии
    Компьютерные методы в моделировании ритмики метрически организованных текстов. Реконструктивное моделирование стихосложения. Модель порождения и восприятия ритмических структур стихотворного текста.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждение прочитанных текстов, компаративный и критический подход к обсуждаемым идеям. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем, соответствующих темам лекционных занятий. Результирующая оценка за работу на семинарских занятиях выставляется по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Устный доклад
    Каждый студент должен подготовить один доклад, который не должен занимать более 5-10 минут и представлять собой краткий критический анализ той или иной теоретико-литературной идеи (категории, концепции) либо ее приложение к конкретному литературному тексту. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Доклад представляет собой самостоятельный анализ научных текстов или фрагментов текстов, предложенных преподавателем либо подобранных самостоятельно студентом. Тема выбирается студентом из предложенного списка.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Устный доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 1 : Метрика и ритмика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 362с. - ISBN: 978-5-89349-311-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109588
  • Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 2 : Строфика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 486с. - ISBN: 978-5-89349-365-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109589

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Правила пиитические, о стихотворении российском и латинском - Издательские архивы - 1790 - 181с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/913396
  • Стихотворный текст: междисциплинарная интерпретация : монография / Л.Н. Синельникова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 267 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5bf2857d4ef7c7.78706997. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/991858