Магистратура
2019/2020
Стратегии успешной исследовательской коммуникации
Статус:
Курс обязательный (Современный социальный анализ)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Современный социальный анализ
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин направления (базовая часть) Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Современная социологическая теория • Методология и методы исследований в социологии Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • Научно-исследовательский семинар • Социальная психология Также могут быть использованы при подготовке ВКР.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать знания по основным стратегиям планирования успешной коммуникации в социологическом исследовании
Планируемые результаты обучения
- Умеет планировать социологическое исследование с учетом стратегий выстраивания успешной коммуникации на всех его этапах
- Владеет навыками рекрутинга информантов и навыками проведения интервью
- Обладает навыками для изучения маргинальных, скрытых, труднодоступных групп
- Проводит исследование, с учетом сохранения конфиденциальности в индивидуальном и коллективном исследовании; знает права собственности на собранные данные
- Знает, как представлять результаты исследования в публичном поле с учетом этики в социологических исследования
- Умеет использовать разные типы презентации результатов исследования (устные, видео-презентации, тексты)
- Умеет представлять результаты исследования в разных аудиториях с участием информантов, коллег, не-социологов
Содержание учебной дисциплины
- Проблемы коммуникации в профессиональной работе социологаПонятние успешной коммуникации в социологической полевой работе. Планирование социологического исследования с учетом стратегий выстраивания успешной коммуникации на всех этапах исследования. Стратегии успешной коммуникации в ситуации: анкетного или глубинного интервьюирования, наблюдения, самоэтнографии.
- Профессиональные качества социолога: установление контакта, коммуникация в ситуации интервью.Работа со своими стереотипами и установками (посмотреть на Чужого или на Своего как на Другого, умение «отстраниться»); личностные качества исследователя и поле (может ли поле делать стеснительный человек, умение наблюдать, умение проявлять эмпатию к незнакомым к другим людям, оценка своих личностных качеств как помогающих или мешающих для реализации эффективного поля и т. п.); вхождение в поле как важный этап исследования. Скрытое или открытое исследование (наблюдение в частности); нужно ли раскрывать истинные цели исследования; получение разрешения на аудио-запись, наблюдение, съемку и так далее; конфиденциальность; безопасность исследователя в поле; публикация результатов исследования; обсуждение результатов исследования с информантами.
- Коммуникация в труднодоступных социальных группахИзучение маргинальных, скрытых, труднодоступных групп; конфликты в поле (между информантом и исследователем); безопасность исследователя. Можно ли изучать друзей, любовь в поле, конфликт в поле; исследователь и закон (как быть, если Вы наблюдаете противоправное действие со стороны информантов?); рисковые ситуации (включение в рисковые практики информантов); работа в «трудном» поле (с информантами, интересы которых Вы не разделяете)
- Этика в социологическом исследованииРаспределение ответственности за сохранение конфиденциальности в коллективном исследовании; права собственности на собранные данные; конкуренция и сотрудничество в исследовательском коллективе; распределение задач
- Степень включения исследователя в поле. Публичная социологияВлияние личности исследователя и ситуации исследования на ход исследования (гендер, возраст, социальный статус и т.п.); субличность исследователя (подыгрывание исследователем ситуации поля); степень включения исследователя в жизнь сообщества и в поле (должен ли социолог включаться в жизнь сообщества и решать проблемы изучаемого сообщества, перспективы публичной социологии); равенство между исследователем и информантом и власть исследователя в поле (использование исследовательской ситуации для реализации личных амбиций); сохранение достоинства информанта
- Форматы представления результатов работыПравила академической дискуссии; обсуждение результатов исследования с информантами. Достоинства и недостатки тех или иных способов презентации данных.
- Устная презентация проекта, результатов социологического исследования в формате TEDx
Элементы контроля
- Домашнее задание 1
- Домашнее задание 2
- Домашнее задание 3
- Домашнее задание 4
- Домашнее задание 5
- Активность на семинарахОценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется в конце курса.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.2 * Активность на семинарах + 0.1 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.1 * Домашнее задание 3 + 0.15 * Домашнее задание 4 + 0.25 * Домашнее задание 5
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-155-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/147600
Рекомендуемая дополнительная литература
- Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко - М.: ИНФРА-М, 2013. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (п) ISBN 978-5-16-003457-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/394159
- Тощенко, Ж.Т. Социология труда: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Экономика труда» / Ж.Т. Тощенко. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 423 с. — (Серия «Magister»). - ISBN 978-5-238-01435-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028862