• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Стратегии успешной исследовательской коммуникации

Статус: Курс обязательный (Современный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Современный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин направления (базовая часть) Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Современная социологическая теория • Методология и методы исследований в социологии Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • Научно-исследовательский семинар • Социальная психология Также могут быть использованы при подготовке ВКР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать знания по основным стратегиям планирования успешной коммуникации в социологическом исследовании
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Умеет планировать социологическое исследование с учетом стратегий выстраивания успешной коммуникации на всех его этапах
  • Владеет навыками рекрутинга информантов и навыками проведения интервью
  • Обладает навыками для изучения маргинальных, скрытых, труднодоступных групп
  • Проводит исследование, с учетом сохранения конфиденциальности в индивидуальном и коллективном исследовании; знает права собственности на собранные данные
  • Знает, как представлять результаты исследования в публичном поле с учетом этики в социологических исследования
  • Умеет использовать разные типы презентации результатов исследования (устные, видео-презентации, тексты)
  • Умеет представлять результаты исследования в разных аудиториях с участием информантов, коллег, не-социологов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблемы коммуникации в профессиональной работе социолога
    Понятние успешной коммуникации в социологической полевой работе. Планирование социологического исследования с учетом стратегий выстраивания успешной коммуникации на всех этапах исследования. Стратегии успешной коммуникации в ситуации: анкетного или глубинного интервьюирования, наблюдения, самоэтнографии.
  • Профессиональные качества социолога: установление контакта, коммуникация в ситуации интервью.
    Работа со своими стереотипами и установками (посмотреть на Чужого или на Своего как на Другого, умение «отстраниться»); личностные качества исследователя и поле (может ли поле делать стеснительный человек, умение наблюдать, умение проявлять эмпатию к незнакомым к другим людям, оценка своих личностных качеств как помогающих или мешающих для реализации эффективного поля и т. п.); вхождение в поле как важный этап исследования. Скрытое или открытое исследование (наблюдение в частности); нужно ли раскрывать истинные цели исследования; получение разрешения на аудио-запись, наблюдение, съемку и так далее; конфиденциальность; безопасность исследователя в поле; публикация результатов исследования; обсуждение результатов исследования с информантами.
  • Коммуникация в труднодоступных социальных группах
    Изучение маргинальных, скрытых, труднодоступных групп; конфликты в поле (между информантом и исследователем); безопасность исследователя. Можно ли изучать друзей, любовь в поле, конфликт в поле; исследователь и закон (как быть, если Вы наблюдаете противоправное действие со стороны информантов?); рисковые ситуации (включение в рисковые практики информантов); работа в «трудном» поле (с информантами, интересы которых Вы не разделяете)
  • Этика в социологическом исследовании
    Распределение ответственности за сохранение конфиденциальности в коллективном исследовании; права собственности на собранные данные; конкуренция и сотрудничество в исследовательском коллективе; распределение задач
  • Степень включения исследователя в поле. Публичная социология
    Влияние личности исследователя и ситуации исследования на ход исследования (гендер, возраст, социальный статус и т.п.); субличность исследователя (подыгрывание исследователем ситуации поля); степень включения исследователя в жизнь сообщества и в поле (должен ли социолог включаться в жизнь сообщества и решать проблемы изучаемого сообщества, перспективы публичной социологии); равенство между исследователем и информантом и власть исследователя в поле (использование исследовательской ситуации для реализации личных амбиций); сохранение достоинства информанта
  • Форматы представления результатов работы
    Правила академической дискуссии; обсуждение результатов исследования с информантами. Достоинства и недостатки тех или иных способов презентации данных.
  • Устная презентация проекта, результатов социологического исследования в формате TEDx
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Домашнее задание 1 (неблокирующий)
  • Домашнее задание 2 (неблокирующий)
  • Домашнее задание 3 (неблокирующий)
  • Домашнее задание 4 (неблокирующий)
  • Домашнее задание 5 (неблокирующий)
  • Активность на семинарах (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.1 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.1 * Домашнее задание 3 + 0.15 * Домашнее задание 4 + 0.25 * Домашнее задание 5
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-155-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/147600

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко - М.: ИНФРА-М, 2013. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (п) ISBN 978-5-16-003457-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/394159
  • Тощенко, Ж.Т. Социология труда: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Экономика труда» / Ж.Т. Тощенко. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 423 с. — (Серия «Magister»). - ISBN 978-5-238-01435-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028862