• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Стратегический менеджмент

Статус: Курс обязательный
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Липатников Виталий Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» является предоставление понимания студентами основных теоретических и практических основ к формированию стратегии компании в современных условиях высокой конкуренции и неопределенности внешней среды.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить с современными подходами и тенденциями в менеджменте.
  • Освоить основные понятия, концепции и модели стратегического менеджмента
  • Изучить классические модели анализа внешней и внутренней среды.
  • Приобрести знания и навыки для анализа конкурентной позиции фирмы, выявления источников устойчивых конкурентных преимуществ.
  • Изучить и приобрести практические навыки использования инструментария стратегического анализа и управления применительно к конкретным ситуациям современного российского и международного бизнеса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет навыками грамотного аргументирования собственной точки зрения в вопросах определения стратегии компании
  • Студент демонстрирует способность анализировать социально-экономическую информацию для определения положения компании на рынке
  • Студент демонстрирует способность анализировать социально-экономическую информацию для определения конкурентных преимуществ компании
  • Студент владеет навыками грамотного аргументирования собственной точки зрения в вопросах формулирования бизнес-стратегии компании
  • Студент владеет навыками грамотного аргументирования собственной точки зрения в вопросах формулирования корпоративной стратегии компании
  • Студент демонстрирует способность анализировать социально-экономическую информацию, а также строить прогнозы развития ситуации на основе проведенного анализа по вопросам международной конкуренции
  • Студент интерпретирует собранную статическую информации для решения поставленных задач по вопросам реализации стратегии компании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Миссия, видение, цели и организационная культура компании
    Роль миссии, видения и ценностей компании. Создание миссии и видения. Новейшие тенденции в составлении миссии. Примеры заявлений о миссии. Стратегические намерения и цели компании. Виды целей. Проблема согласования целей. Требования к формулировке целей. Организационная культура компании.
  • Анализ внешней среды компании
    Внешняя среда бизнеса и ее основные факторы. Методы анализа макросреды: PESTEL-анализ, сценарный анализ. Разработка сценариев развития внешней среды компании.
  • Анализ внутренней среды компании
    Роль ресурсов и способностей в формировании прибыли. Виды ресурсов: материальные, нематериальные, человеческие. Анализ внутренних ресурсов и способностей компании. Ценность ресурсов в условиях конкуренции. VRIO-анализ и его применение. Компетенции (способности) фирмы. Отличительные компетенции. Ключевые компетенции фирмы как основа ее конкурентоспособности. Оценка ценности ресурсов для конкурентного преимущества (Коллинз, Монтгомери). Динамические способности фирмы. Развитие ресурсов и способностей и подходы к их развитию. Управление знаниями.
  • Бизнес-стратегия компании
    Природа и источники конкурентного преимущества. Типы конкурентного преимущества: преимущество по издержкам и преимущество дифференциации. Базовые конкурентные стратегии (по М. Портеру). Стратегия лидерства по издержкам. Эффект масштаба, кривая опыта. Источники преимущества по издержкам. Оценка возможностей лидерства по издержкам. Стратегия дифференциации. Источники дифференциации и ее преимущества. Оценка возможностей дифференциации. Интеграция стратегий: лидерства по издержкам и дифференциации. Оценка скорости как конкурентного преимущества. Стратегии, основанные на скорости. Стратегия фокусирования. Оценка фокусирования как способа достижения конкурентного преимущества. Размеры фирм и факторы их конкурентоспособности. Создание конкурентного преимущества на основе базовых стратегий по «принципу ценности»: операционное превосходство, понимание потребителя, лидерство продукта.
  • Корпоративные стратегии компании
    Стратегии на корпоративном уровне: интеграция и диверсификация. Вертикальная интеграция. Различные типы вертикальной интеграции. Преимущества и недостатки вертикальной интеграции. Аутсорсинг. Стратегические альянсы: причины создания и последствия для партнеров. Стратегические сети. Горизонтальная интеграция: слияния и поглощения. Стратегия диверсификации. Причины и основания для диверсификации: рост, прибыльность, снижение риска. Конкурентное преимущество на основе диверсификации. Типы диверсификации. Значение родственной диверсификации. Диверсификация в неродственные отрасли: преимущества и недостатки.
  • Международные стратегии компании
    Драйверы интернационализации. Национальные и региональные конкурентные преимущества. Оценка международной обстановки. Процессы интернационализации.
  • Реализация стратегии компании
    Реализация стратегии. Запланированные и спонтанные стратегии (по Г. Минцбергу). Различие между стратегией и тактикой. Функциональные тактики. Признаки плохих и хороших стратегий (Р. Румельт). Причины возникновения плохих стратегий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание – поэтапная разработка концепции бизнеса с использованием всех знаний, полученных в рамках изучения дисциплины, а также по смежным дисциплинам. Домашнее задание выполняется индивидуально.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен – презентация и защита разработанной концепции компании.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028918

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента : учеб. пособие / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 330 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24214. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/770810
  • Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
  • Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / Портер М.Е. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 947 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-4835-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/560961
  • Румельт Р. - Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие и почему это важно - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 448с. - ISBN: 978-5-91657-906-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62238
  • Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 365 с.: ISBN 978-5-9614-5347-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925066
  • Управление бизнесом. Серия Harvard Business Review. Альпина Паблишер. URL: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/8923