• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История стран Восточной и Юго-Восточной Азии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 58

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История стран Восточной и Юго-Восточной Азии» представляет собой базовый курс для студентов, нацеленный на приобретение обучающимися базовых фактических и теоретических знаний, необходимых для дальнейшего всестороннего изучения выбранного региона. В практическом плане задачей курса является системное ознакомление студентов с хронологией событий и процессов, имевших место в указанном регионе в новое и новейшее время. В теоретическом плане предполагается знакомство обучающихся с базовыми концепциями исторической науки и основными историческими категориями. Таким образом, по результатам прохождения курса студент должен обладать как теоретическими знаниями в области основных концепций и категорий исторической науки, так и конкретными основных событий истории региона в древности, средневековье, новом и новейшем времени.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обладать способностью приобретать новые знания и умения, планировать собственную научно-исследовательскую работу, анализировать и сопоставлять информацию из различных источников, составлять обзоры и презентации, представлять результаты собственных и групповых исследований, владеть современной научной исторической терминологией, выявлять научную сущность проблем, связанных с историческим развитием изучаемого региона.
  • Знать основные этапы и закономерности исторического развития, а также социально значимые проблемы в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, обусловленные спецификой исторического развития региона; учитывать в исследовательской и практической деятельности, для укрепления дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Тихоокеанского региона культурно-историческую специфику, характерную для стран изучаемого региона.
  • Уметь эффективно использовать различные источники информации, понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; стремиться к совершенствованию знаний об историческом развитии Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию.
  • Применять современные научные взгляды на исторический процесс; использовать в профессиональной деятельности основные положения и методы гуманитарных наук, а также знание и понимание роли традиционных и современных социально-политических и экономических факторов в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
  • Стремиться к совершенствованию информационной и библиографической культуры, анализировать и учитывать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности, обладать способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов, уметь работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен самостоятельно находить, отбирать и анализировать научную литературу по теме.
  • Знает основные этапы, закономерности и ключевые события истории изучаемого региона в указанный период.
  • Приобретает навыки планирования самостоятельный работы, анализа и сопоставления информации из различных источников, составления обзоров и презентаций, работы в коллективе и участия в научной дискуссии, публичной речи.
  • Умеет правильно составлять ссылки на научную литературу и источники.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел I. История Китая
    1.1. Доимперский Китай (лекция - 2 часа) 1.2. Централизованная империя Цинь и Ханьский Китай (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа) Темы для выступлений и дискуссий: • Возникновение представлений о "мандате Неба" (Тянь мин) и "смене мандата" (гэ мин). • Раннее конфуцианство. • Развитие конфуцианской концепции в трактате "Мэн-цзы". • Разработка учения Конфуция об обществе и государстве в трактате "Сюнь-цзы". • Лао-цзы и основание даосизма. • Последователи даосизма Ле-цзы и Чжуан-цзы о социально-этических принципах общественной и политической жизни. • Древнее мифологическое наследие и его историзация в VI-III вв. до н.э. • Китайская историческая хронистика 1.3. От троецарствия до империи Тан (лекция - 2 часа) 1.4. Империи Тан (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа) Темы для выступлений и дискуссий: • Особенности правления Тай-цзуна Объединителя • Правление и феномен императрицы У Цзэтянь • Центр и провинции в средне- и позднетанскую эпоху • Императорский двор в позднетанскую эпоху 1.5. Хаос после падения Тан и империя Сун (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа) Темы для выступлений и дискуссий: • Пять династий • Южные царства в досунскую эпоху • Чжурчжэни, кидани и тангуты • Падение Северной Сун и перенос столицы на юг • Война с монголами и падение Сунской династии 1.4. Эпоха Юань и Мин (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа) Темы для выступлений и дискуссий: • Китайское общество в эпоху монгольского владычества • Хроники и их сочинители в эпоху Мин • Система налогообложения в эпоху Мин • Законодательство и законотворчество в эпоху Мин • Социально-экономическое развитие села в эпоху Мин • Контакты с западом в эпоху Мин 1.5. Становление империи Цин (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа) Темы для выступлений и дискуссий: • Элита цинской империи: маньчжуры vs. этнические китайцы • Социальная роль книжников (ученых мужей) в ранне- и среднецинский период • Женщины, семьи и отношение между полами в ранне- и среднецинский период • Экономическое развитие Китая (вторая половина XVII – начало XIX вв.) • Китайский социум в ранне- и среднецинский период (население, социальная мобильность, город и деревня, религии)
  • Раздел II. История Кореи
    1.1. Корея эпохи трех государств (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа) Темы для выступлений и дискуссий: • Войны трёх государств с Китаем • Конфуцианство и письменность в эпоху трёх государств • Материально-техническая культура в эпоху трёх государств • Архитектура, скульптура, живопись, ремесло в эпоху трёх государств 1.2. Корея в эпоху Объединенного Силла (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа) Темы для выступлений и дискуссий: • Расцвет буддийской мысли. Вонхё и Ыйсан • Село и крестьянство в эпоху Объединенного Силла. • Культурная и религиозная политика в Объединенном Силла. • «Девять школ» буддизма сон IX-X вв. 1.3. Государство Корё (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа) Темы для выступлений и дискуссий: • Корё, кидани и чжурчжени • Мятежи аристократии и народные волнения в XII-XIII вв. • Научно-технические достижения Корё • Издание исторических сочинений, литература, образование в Корё • Архитектура, ремесло, живопись Корё
  • Раздел III. История Японии
    1.1. Япония периода Нара (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа) Темы для выступлений и дискуссий: • Эволюция надельной системы землепользования периода Нара. • Взаимоотношения с материковыми государствами • Процесс ассимиляция народов Японского архипелага в период Нара • Ямато и Япония 1.2. Япония периода Хэйан (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа) Темы для выступлений и дискуссий: • Формирование военного сословия • Междоусобные войны XI-XII вв. • Развитие японского буддизма. • Культура эпохи Хэйан 1.3. Камакурский сёгунат и раскол императорского дома (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа) Темы для выступлений и дискуссий: • Политико-административное устройство Камакурского сёгуната • Монгольское нашествие • Политико-административное устройство сёгуната Асинага • Японское изобразительное искусство в XII-XIV вв. • Общественная роль дзэн-буддизма в Японии XII-XIV вв.
  • Раздел IV. История Юго-Восточной Азии
    1.1.Юго-Восточная Азии в первой половине 2-го тысячелетия н.э. (лекция – 4 часа, семинар - 2 часа) Юго-Восточная Азии в 1-м тысячелетии н.э.: Малайское царство Шривиджая. Ранние индуистские государства в Западном Индокитае. Кхмерские государства Ченла и Фунань. Тямпа. Государство Наньчжао. 4. Страны Юго-Восточной Азии в конце 1-го тысячелетия - первой половине 2-го тысячелетия н.э.: Миграции тибето-бирманских и тайских народов; государства Дайвьет, Камбуджадеша, Паган, Сукотаи, Аютия. 1.2. Юго-Восточная Азия в эпоху колониальных захватов (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа) Первые регулярные контакты европейских стран с государствами Юго-Восточной Азии. Деятельность португальских, нидерландских, испанских торговых компаний, а также христианских миссионеров в регионе в 16-18 вв. Христианизация Филиппин. Политика Великобритании в Юго-Восточной Азии в 17- 19 веках. Восстание тэйшонов и воцарение династии Нгуен во Вьетнаме. Установление французского правления в Индокитае.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
  • неблокирующий Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Среднее арифметическое оценок за работу на каждом семинаре, максимум 5 баллов, при переводе в 10-балльную систему каждый балл приравнивается к двум баллам: 1=2, 2=4, 3=6, 4=8, 5=10
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.3 * Работа на семинаре + 0.4 * Реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История мировых цивилизаций: Учебное пособие/Под науч. ред. Г.В.Драча, 8-е изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Переплёт) ISBN 978-5-369-01459-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/517351

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chapman, W. (2013). A Heritage of Ruins : The Ancient Sites of Southeast Asia and Their Conservation. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=750796