• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История стран Восточной и Юго-Восточной Азии

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Blended
Язык: русский
Кредиты: 18

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История стран Восточной и Юго-Восточной Азии» представляет собой базовый курс, нацеленный на приобретение обучающимися базовых фактических и теоретических знаний, необходимых для дальнейшего всестороннего изучения выбранного региона. В практическом плане задачей курса является системное ознакомление студентов с хронологией событий и процессов, имевших место в указанном регионе в новое и новейшее время. В теоретическом плане предполагается знакомство обучающихся с базовыми концепциями исторической науки и основными историческими категориями. Таким образом, по результатам прохождения курса студент должен обладать как теоретическими знаниями в области основных концепций и категорий исторической науки, так и конкретными основных событий истории региона в в древности, средневековье, новом и новейшем времени.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обладать способностью приобретать новые знания и умения, планировать собственную научно-исследовательскую работу, анализировать и сопоставлять информацию из различных источников, составлять обзоры и презентации, представлять результаты собственных и групповых исследований, владеть современной научной исторической терминологией, выявлять научную сущность проблем, связанных с историческим развитием изучаемого региона;
  • знать основные этапы и закономерности исторического развития, а также социально значимые проблемы в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, обусловленные спецификой исторического развития региона; учитывать в исследовательской и практической деятельности, для укрепления дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Африки культурно-историческую специфику, характерную для стран изучаемого региона;
  • уметь эффективно использовать различные источники информации, понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; стремиться к совершенствованию знаний об историческом развитии Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию
  • применять современные научные взгляды на исторический процесс; использовать в профессиональной деятельности основные положения и методы гуманитарных наук, а также знание и понимание роли традиционных и современных социально-политических и экономических факторов в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии
  • стремиться к совершенствованию информационной и библиографической культуры, анализировать и учитывать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности, обладать способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов, уметь работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает основные этапы, закономерности и ключевые события истории изучаемого региона в указанный период;
  • приобретает навыки планирования самостоятельный работы, анализа и сопоставления информации из различных источников, составления обзоров и презентаций, работы в коллективе и участия в научной дискуссии
  • способен самостоятельно находить, отбирать и анализировать научную литературу по теме.
  • умеет правильно составлять ссылки на научную литературу и источники.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.5. Кризис начала XX века и попытки выправить положение (лекция – 2 часа)
    Крах «Ста дней реформ». Боксерское восстание. Бегство императорского двора из столицы. Новый виток реформ. «Новая политика». Преобразования в образовательной сфере. Административные реформы. Социально-экономические изменения. Нарастание кризисных тенденций. Положение сельского и городского населения. Зарождение революционного движения. Объединенная лига. Расклад сил при дворе после смерти Гуансюя и Цы-си.
  • 1.6. Революция и ранняя республика (лекция – 2 часа, семинар - 2 часа)
    Учанское восстание и Ли Юаньхун. Деятельность Сунь Ятсена и Юань Шикая. Провозглашение республики. Отречение императора. Первые республиканские реформы. Первые выборы в парламент и узурпация власти Юань Шикаем.
  • Первые годы республики (лекция – 2 часа)
    Ликвидация демократических институтов. Попытки центрального правительства восстановить власть над страной. Провозглашение Юань Шикая императором. Начало эпохи милитаризма. Кризис центральной власти. Китайская интеллектуальная элита о положении в стране. «Движение 4-го мая».
  • 1.8. Эпоха милитаризма и ее особенности (лекция – 2 часа)
    Расклад основных сил в Китае в эпоху милитаризма. Главные политические игроки. Борьба за контроль над центральным правительством. Банковская сфера. Социально-экономическое положение в стране. Расцвет бандитизма. Тайные общества. Основание КПК.
  • 1.9. Развитие событий на юге Китая в 20-х гг. XX века (лекция – 2 часа)
    Обстановка в провинции Гуандун на начало 20-х гг. Чэнь Цзюнмин и Сунь Ятсен. Деятельность Хенка Снивлета и первый объединенный фронт КПК и Гоминьдана. Визит в Москву Чан Кайши. Бородин и реформирование Гоминьдана. Военная академия Вампу. Военно-политическая обстановка в Гуанчжоу. Борьба за власть после смерти Сунь Ятсена. Начало «Северного похода».
  • 1.10. Окончание «Северного похода» и распад объединенного фронта (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Взятие Шанхая и ликвидация рабочего движения. Белый террор и криминальные круги Шанхая. Борьба за власть в Гоминьдане. Уханьское правительство. Распад Объединенного фронта. Наньчанское восстание. Военно-политический союз Чан Кайши и деловых кругов Шанхая. Восстание в Гуанжчоу. Завершение «Северного похода».
  • 1.11. Нанкинское десятилетие (лекция - 2 часа)
    Гоминьдан и степень его контроля над страной. Попытки социально-экономических реформ и причины неудач. Социально-политическое положение в городе и селе. Образование. Коррупция. Государственный капитализм. Литература и цензура. Поиск государственной идеологии. Положение КПК и идеологические споры внутри партии. Образование первых советских районов и карательные операции войск Гоминьдана против них.
  • 1.12. Японская агрессия и борьба Гоминьдана с коммунистическим движением (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа)
    «Болезнь кожи» и «болезнь сердца». Мукденский инцидент и захват Маньчжурии Квантунской армией. Ход военных действий. Партизанская война в Маньчжурии. Реакция Гоминьдана на действия японцев. Первое Шанхайское сражение (Инцидент 28 января). Провозглашение Маньчжоу-го. Захват японцами провинции Жэхэ. Перемирие Тангу. Карательные операции Гоминдана против советских районов и «Великий поход».
  • 1.13. Начало полномасштабной войны с Японией (лекция – 2 часа)
    Военно-политическая обстановка в Китае накануне развертывания военных действий. Состояние армии Гоминдана. Сианьский инцидент и второй объединенный фронт КПК и Гоминьдана. Инцидент на Лугоуцяо. Оккупация Пекина. Битва за Шанхай. Падение Нанкина. Битва за Тайэрчжуан.
  • 1.14. Война с Японией. Положение в стране и ход военных действий до 1941 года (лекция – 2 часа)
    Военно-экономическая помощь Китаю. Причина военных неудач Китая. Положение народа в приграничных областях. Падение Ухани. Коллаборационистское правительство Ван Цзинвэя. Перенос гоминдановской столицы в Чунцин. Битва за Чанша. Инцидент с четвертой красной армией. Вступление во Вторую мировую войну США.
  • 1.15. Китай во Второй мировой войне (лекция – 2 часа, семинар, 2 часа)
    Китай и США. Миссия Джона Стилвелла. Клэр Шэно и отряд «Летающие тигры». Предложения Стилвелла о масштабной реформе китайской армии. Деятельность КПК и «кампании по упорядочению стиля». Миссия Дикси. Деятельность Сун Мэйлин. Каирская конференция 1943 года и ее итоги.
  • 1.16. Окончание Второй мировой войны и положение в Китае (лекция - 2 часа)
    Военная операция в Бирме. Японская наступательная операция «Ити-го». Битва за Хэнъян. Миссия Патрика Хэрли. Отстранение генерала Стилвелла. Расклад сил в Китае непосредственно после капитуляции Японии.
  • 1.17. Гражданская война в Китае и победа КПК (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Попытки прийти к компромиссу. Встреча в Чунцине. Позиция Советского Союза. Создание Политического консультативного совета. Экономического положение в стране перед войной. Миссия Маршалла. Боевые действия в Маньчжурии. Битва за Сюйчжоу. Взятие Пекина и Тяньцзиня. Форсирование Янцзы. Битва за Шанхай и Пекин. Эвакуация гоминдановского правительства на Тайвань.
  • 1.18. КНР в первые годы после победы КПК (лекция – 2 часа)
    Социально-экономическое положение в стране после окончания гражданской войны. Внутрипартийная иерархия. Прагматичный подход к реформам. Подавление контрреволюции. Перевоспитание интеллигенции. Закон о национальных меньшинствах. Китай и СССР, визит Мао в Москву. Китай и война в Корее. Установление контроля над Тибетом и Синьцзяном. Аграрная реформа и ее итоги.
  • 1.19. Переход КНР к социалистическому строительству (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Выработка генеральной линии развития. Первый пятилетний план: разработка, выполнение, итоги. Первая конституция КНР. Дело Гао-Гана. Расклад сил в ЦК КПК в начале 50-х гг. VIII съезд КПК и его решения. Кампания «ста цветов». «Движение за упорядочение стиля» и борьба с «правыми элементами».
  • 1.20. «Большой скачок» и «урегулирование» народного хозяйства (лекция – 2 часа)
    Формирование «особого курса». Политика «большого скачка». Лушаньское совещание 1959 года и «дело Пэн Дэхуая». Крах политики «большого скачка» и его итоги. Курс на «урегулирование» сельского хозяйства. Чистка в армии и ее идеологизация. Сокращение аппарата. Поворот экономики, «оттепель» в культуре. Лю Шаоци и подготовка его работ. «Вечерние беседы в Яньшане» и «Записки из села Трёх».
  • 1.21. Обострение разногласий в руководстве КПК о путях развития страны (лекция – 2 часа, семинар 2 часа)
    Рабочее совещание в Бэйдайхэ. X пленум ЦК КПК 8-го созыва и его решения. Кампания за «социалистическое воспитание» или «четыре чистки». «Таоюаньский опыт». Устав организации союза бедняков и низших слоев середняков. «Одна треть власти в руках наших врагов».
  • 1.22. Развитие народного хозяйства КНР в 1963-1965 гг. (лекция – 2 часа)
    Выдвижение тезиса о строительстве объектов стратегического тыла, курс на подготовку к войне. Ядерная программа Китая. Попытки реформирования экономической системы. Создание экспериментальных трестов. Навязывание иного курса развития страны. Экономические итоги 1963-1965 гг.
  • 1.23. Борьба с ревизионизмом в КНР и КПК в 1963-1965 гг. (лекция – 2 часа)
    Политика КНР в области науки, образования и культуры. Атаки на интеллигенцию под видом борьбы с ревизионизмом. Наступление на философию и философскую науку. Атаки на экономистов. Нападки на историков. Попытки реформировать просвещением. Борьба с «ревизионизмом» внутри руководства КПК в 1963-1965 гг. Усиление роли армии.
  • 1.24. «Культурная революция» в КНР. (лекция – 2 часа)
    Сообщение ЦК КПК от 16 мая. Деятельность Кан Шэна. Дацзыбао Не Юаньцзы. «Огонь по штабам». Травля Лю Шаоци. Хунвэйбины на политической арене. Красный террор. Преследование интеллигенции. Движение цзаофаней. Положение в деревне. «Январский захват власти» в Шанхае. IX съезд КПК.
  • 1.25. КНР после Мао. (лекция – 4 часа, семинар – 2 часа)
    Политические и идеологические изменения в КНР после Мао Цзедуна. Первые итоги урегулирования. Достижение экономической стабильности. КНР после смерти Дэн Сяопина. Второй и третий этапы реформ. Зоны освоения новых и высоких технологий. Теория трех представительств. Возвращение Гонконга и Макао в состав КНР. «Одна страна-две системы». Движение по защите прав «Вэйцюань». Си Цзинпин и его реформы.
  • Раздел II. История Кореи (32 часа – лекции, 18 часов – семинары, 96 часов – самостоятельная работа) 1.1. Корея в XV— начале XVI в.: формирование государства Чосон раннего периода (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Борьба за власть в первые годы династии Ли. Государственно-административное устройство Кореи периода Чосон. Социально-экономические изменения в раннем Чосоне. Внешние связи Кореи XV-XVI вв. Культурные достижения Кореи XV-XVI вв. Буддизм и конфуцианство в Корее XV-XVI вв. Политика корейских правителей по отношению к буддизму и конфуцианству в XV - начале XVI в. Выдвижение конфуцианских ученых нового поколения.
  • 1.2. Имчжинская война (1592-1598) и подчинение Кореи маньчжурской династии Цин (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Первый период Имчжинской войны (1592-1593). Флотоводец Ли Сунсин. Второй (1593-1597) и третий (1597-1598) периоды Имчжинской войны и ее последствия. Корея в начале XVII в. Маньчжурские военные походы в Корею (1627-1636). Начало формирования представления о Корее как о «маленьком Китае».
  • 1.3. Корея в XVII – начале XIX вв. (лекция – 2 часа)
    Борьба янбанских группировок и кризис сословной системы. Временная стабилизация центральной власти в XVIII в. Переход к новой агротехнике, его социально-экономические последствия. Новая аграрная политика государства. Ремесло и торговля. Социальное расслоение. Идейное течение сирхак. Культура Кореи XVII — начала XIX в.
  • 1.4. От правления тэвонгуна к перевороту 1884 года (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Положение в Корее в начале XIX в. Правление тэвонгуна и его реформы. Социально-политический кризис XIX в. и насильственная интеграция в мировую капиталистическую систему. Движение за реформы кэхва ундон. Завершение политики «закрытия страны». Начало социально-экономических преобразований. Военный бунт 1882 года и усиление китайского влияния в Корее. Попытка радикального переворота 1884 г. и ее последствия.
  • 1.5. Крестьянская война и радикальные реформы (лекция – 2 часа)
    Корея второй половины 1880-х – начала 1890-х гг. Возникновение идейного учения тонхак. «Революция» тонхак. Образование и деятельность Общества независимости. Японо-китайская война и радикальные реформы «сверху» 1894 – 1895 гг. Провозглашение Корейской Империи.
  • 1.6. Корея в первое десятилетие ХХ в.: сопротивление японской колониальной политике (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Корея в 1900-1905 гг. Корея под протекторатом Японии (1905 – 1910). Сопротивление японскому колониализму и формирование националистических идеологий в Корее. Японская колонизация Кореи (1910 г.) и начальный этап антияпонского движения за независимость. Движение «армий справедливости». Просветительское движение кемон ундон.
  • 1.7. Первые десятилетие после японской аннексии Кореи (лекция – 2 часа)
    Японский «сабельный режим» и изменения в жизни Кореи в 1910-1919 гг. Колониальная система и проблема развития капитализма в Корее 1910-х гг. Корейский национализм и национальное движение – в поисках ответов на вызовы эпохи. Общенародное антиколониальное движение 1 марта 1919 года – истоки, развитие, итоги.
  • 1.8. Корея в 1920-1930-е гг. (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    «Культурное правление» и развитие капитализма в Корее в 1920-е гг. Японский милитаризм и индустриализация Кореи в 1930-е гг. Мировой кризис и эволюция японской политики в Корее. Основные направления движения за независимость внутри страны. Коммунистическое движение и выступления народных масс. Движение за сохранение национальной культуры. Временное правительство Республики Корея. Действия корейских вооруженных отрядов в Маньчжурии.
  • 1.9. Война, тотальная мобилизация и освобождение: 1937-1945 гг. (лекция – 2 часа)
    Агрессия Японии в Китае и война на Тихом океане. Репрессивно-мобилизационная политика японских властей в Корее. Корейское общество в военный период: сотрудничество и сопротивление. Освобождение Кореи от японского господства.
  • 1.10. От войны до войны: Корея в 1945-1950 гг. (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Проблема воссоздания государственности в 1945-1948 гг. Политика СССР в Корее в 1945-1948 гг. Первые шаги на пути создания КНДР. Политика США в Корее в 1945-1948 гг. Первые шаги на пути создания Республики Корея. Деятельность корейских политических лидеров, направленная на построение государственности в Корее в 1945-1948 гг. КНДР в 1948- 1950 гг. Республика Корея в 1948-1950 гг.
  • 1.11. Корейская война 1950 – 1953 гг. (лекция – 2 часа)
    Международная ситуация и начало Корейской войны. Ход боевых действий и переговоров. Основные итоги войны.
  • 1.12. Южная Корея: от первой – к третьей республике. (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Первая Республика после Корейской войны и конец правления Ли Сын Мана. «Апрельская революция» и Вторая Республика. Режим Чан Мёна. Военный переворот, или «Революция» Пак Чонхи. Первые достижения Третьей Республики: восстановление отношений между Южной Кореей и Японией. «Движение 19 апреля» - за демократизацию и национальное воссоединение. Сельское хозяйство и промышленность. Экономическая помощь США.
  • 1.13. Южная Корея: от третьей республики к курсу на демократизацию – 1960-е-1987 гг. (лекция – 2 часа)
    Республики: Южная Корея под властью Пак Чонхи. Социально-экономическая политика. Основные направления развития экономики. Роль иностранного капитала в корейской экономике. Движение за новую деревню. Республика Корея в начале пути демократизации: приход к власти Чон Духвана и Пятая Республика. Социально-экономическая и внешняя политика Чон Духвана. Рабочее движение в Южной Корее. «Движение 10 июня» за демократизацию.
  • 1.14. Южная Корея на пути демократизации и в условиях демократии (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Приход к власти Ро Дэу. Провозглашение Шестой Республики. Внешняя политика Ро Дэу. Социально-экономическая ситуация в годы президентства Ро Дэу. Республика Корея в условиях демократии: Шестая Республика второй трети - конца 1990-х гг. Выборы президента Ким Ёнсама. Курс реформ Ким Ёнсама и «эпоха Международного валютного фонда». Выборы президента Ким Дэчжуна. Преодоление «эпохи Международного валютного фонда» и основные достижения политики Ким Дэчжуна. Внешняя политика президентов Ким Дэчжуна и Но Мухёна. Экономическая ситуация в Республике Корея в первое десятилетие XXI в. Интернет-революция и интернет-экономика в Южной Корее.
  • 1.15. КНДР с 1953 по 1970-е гг. (лекция – 2 часа)
    КНДР в 1953-1960 гг.: охлаждение отношений с СССР и начало курса на независимое развитие. Успехи послевоенного восстановления 1953-1956 гг. III съезд Трудовой партии Кореи и курс на независимое развитие. Движение Чхоллима. КНДР в 1961 – 1972 гг.: углубление курса на независимое развитие и построение социализма. IV съезд Трудовой партии Кореи, «метод Чхонсанри» и «Тэанская система работы». Курс на параллельное строительство экономики и обороны. V съезд Трудовой партии Кореи, Конституция КНДР 1972 г. и построение социализма.
  • 1.16. КНДР с 1970-х гг. по настоящее время (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    КНДР в 1970-1980-х гг.: «борьба за окончательное построение социализма». КНДР перед комплексом проблем. Новая политика мобилизации народа. VI съезд Трудовой партии Кореи. Попытка «открытия» северокорейского общества в 1980-е гг. КНДР после распада социалистического лагеря и смерти Ким Ирсена. Время испытаний и поиска новых путей. Конституция 1992 и 1998 гг. как отражение новых тенденций в развитии КНДР. Правление Ким Чен Ира. КНДР при Ким Чен Ыне.
  • Раздел III. История Японии ( 42 часа – лекции, 18 часов – семинары, 96 часов – самостоятельная работа) 1.1. Период феодальной раздробленности (1393-1551) и начало объединения Японии (1551-1582) – (лекция 2 часа, семинар 2 часа)
    Формирование феодальных княжеств. Крестьянские движения XV-XVI вв. Массовые религиозные движения. Военные походы Ода Нобунага. Аграрные преобразования Ода Нобунага. Политика в отношении ремесла и торговли. Развитие городов. Политика Ода Нобунага в отношении буддизма.
  • 1.2. Деятельность Тоётоми Хидэёси: 1582-1598 (лекция – 4 часа, семинар – 2 часа)
    Победа Тоётоми Хидэёси в борьбе за власть. Завершение объединения Японии. Реформаторская деятельность Тоётоми Хидэёси. Последние годы правления Тоётоми Хидэёси.
  • 1.3. Первые европейцы в Японии: 1542-1631 (лекция – 2 часа)
    Первые сведения о Японии в Европе. «Христианское столетие» в Японии. Уильям Адамс – первый англичанин на японской земле. Политика изоляции страны. Голландская торговля в Японии.
  • 1.4. Культура средневековой Японии (лекция – 4 часа, семинар – 2 часа)
    Тенденции развития Японской культуры. Культура периода Намбокутё. Литература XIV века. Развитие театрального искусства. Тенденции в архитектуре. Культура XV-XVI вв. Архитектура и садовое искусство. Монохромная живопись суйбоку. Чайная церемония. Прикладные искусства.
  • 1.5. Япония в период третьего сёгуната (лекция – 2 часа)
    Победа Токугава Иэясу в борьбе за власть. Учреждение сёгуната Токугава. Социально-экономическая политика Токугава Иэясу. Политико-административная система сёгуната Токугава: порядок наследования титула сёгуна, социально-политическая структура, административная система сёгуната, сёгун и императорский дом. Пятнадцать сёгунов династии Токугава
  • 1.6. Социально-экономическое развитие Японии в период Токугава (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Деревня и сельское хозяйство. Налоговая система. Города периода Токугава. Дороги и транспорт. Японское купечество и его происхождение. Торговый дом Мицуи. Торгово-предпринимательский дом Сумитомо. Торговый дом Коноикэ. Переписи населения. Демографические процессы и тенденции в XVII-XVIII вв.
  • 1.7. Культура периода Токугава (лекция – 4 часа)
    Литература и театр периода Гэнроку. Литература XVIII века. Изобразительное искусство. Общественная мысль в период Токугава. Состояние образования. Развитие книгопечатания. Развитие научной мысли. «Голландский след» в истории Японии. Изучение в Японии голландского языка. Распространение европейских научных знаний и роль японских княжеств в их освоении.
  • 1.8. Закат эпохи Токугава (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Развитие социально-экономического кризиса. Социально-экономическая ситуация в начале XIX века. Реформы годов Тэмпо. Административные реформы в княжествах. Движения социального протеста. Мятеж Осио Хэйхатиро. Духовная оппозиция сёгунату.
  • 1.9. «Открытие» Японии и крах сёгуната Токугава (лекция – 4 часа)
    Международная обстановка на Дальнем Востоке в период заката эпохи Токугава. Американцы и русские «открывают» Японию. Заключение неравноправных договоров с Японией. Последние годы сёгуната Токугава. Ситуация в стране в перид бакумацу. Хроника событий перед реставрацией Мэйдзи.
  • 1.10. Рождение новой Японии (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Реставрация Мэйдзи и гражданская война. Историческое значение реставрации. Реформы Мэйдзи. Формирование государственной идеологии. Административная реформа. Реформы вооруженных сил и полиции. Судебно-правовая реформа. Реформа образования. Экономическая реформа. Социальный протест в годы реформ.
  • 1.11. Япония на пути к созданию империи (лекция – 4 часа)
    Экономические реформы 80-х гг. XIX вв. Изменения в экономической политике. Политика финансовой стабилизации. Развитие японской экономики. Тенденции в развитии внешней торговли. Реорганизация политической системы. Первые политические партии Японии. Создание первой японской конституции. Начало работы парламента. Внешняя политика Японии в 70-90-х гг. XIX в.
  • 1.12. Превращение Японии в великую державу (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Вступление Японии в борьбу за империалистический раздел мира (1894-1904). Японо-китайская война 1894-1895 гг. Участие Японии в борьбе за раздел Китая. Внутреннее положение в Японии в 1895-1904 гг. Русско-японская война 1904-1905 гг. Внутреннее положение Японии во время войны с Россией. Портсмутский мирный договор.
  • 1.13. Утверждение Японии в роли великой державы (лекция – 2 часа)
    Япония в последние годы Мэйдзи (1905-1912). Отношения Японии с великими державами. Внутриполитическое положение. «Демократия Тайсё». Внутренняя политика накануне и во время Первой мировой войны. Япония в Первой мировой войне. Японские притязания в Китае. Япония на Парижской мирной конференции. Влияние войны на японскую экономику.
  • 1.14. Либеральное десятилетие имперской Японии (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Подъем и спад либеральных тенденций в японской политике в 1918-1930 гг. Развитие рабочего движения. Японская экономика в 20-е гг. Противоречия японской внешней политики в 1918-1930 гг. Вашингтонская конференция. Победа экспансионизма во внешней политике. Мировой экономический кризис и Япония.
  • 1.15. Япония на пути военных авантюр (лекция – 2 часа)
    Рост политического авантюризма в 30-е гг. XX в. Рост влияния националистов в японской политике. Агрессия Японии в Китае. Японская экономика в 30-е гг. XX в. Борьба за «новый порядок» в Восточной Азии. Развязывание японо-китайской войны. Япония в войне на Тихом океане. Военная экономика Японии. Внутреннее положение Японии во время войны. Япония на пороге поражения.
  • 1.16. Послевоенная Япония (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Последствия поражения Японии. Япония в период оккупации. Япония на пути восстановления статуса великой державы. Поиск места в системе международных отношений. Япония в числе лидеров современного мира. Япония в блоковом противостоянии и после окончания «холодной войны». Япония в начале XXI века.
  • Раздел IV. История Юго-Восточной Азии (16 часов – лекции, 12 часов – семинары, 38 часов – самостоятельная работа) 1.1. Страны Юго-Восточной Азии в составе колониальных владений европейских государств – (лекция - 4 часа, семинар – 2 часа)
    Становление колониальной системы в Юго-Восточной Азии. Специфика правления европейских государств на зависимых территориях. Политика и положение Сиама. Филиппино-американская война и установление зависимости Филиппин от США. Особенности колониальной экономики. Модернизация и социальные процессы. Развитие национально-освободительного движения.
  • 1.2. Вторая мировая война в Юго- Восточной Азии: события и последствия (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа)
    Японская оккупация Юго-Восточной Азии. Юго-Восточно-Азиатский театр военных действий. Контрнаступление союзников и освобождение Юго-Восточной Азии от японского военного присутствия. Создание независимых государств в Юго-Восточной Азии.
  • 1.3. Юго-Восточная Азия в период 1-й и 2-й Индокитайских войн (лекция - 6 часов, семинар – 4 часа)
    Первая Индокитайская война (1946—1954 гг.). Битва при Дьенбьенфу. Женевская конференция 1954 г. Разделение Вьетнама. Вторая Индокитайская война (конец 1950-х гг. – 1975 гг.). Американское вмешательство (1965—1973). Участие в войне других стран региона и мира. Поражение Южного Вьетнама и его союзников. Победа прокоммунистических сил в странах Индокитая, объединение Вьетнама.
  • 1.4. Страны Юго-Восточной Азии в конце XX - начале XXI вв. (лекция - 4 часа, семинар – 4 часа)
    Установление и падение режима красных кхмеров в Камбодже. Кампучийско-вьетнамская война (1975—1989). Китайско-вьетнамский вооруженный конфликт (1979). Создание и развитие АСЕАН. Социально-экономические и политические процессы в странах Юго-Восточной Азии. Роль и место стран Юго-Восточной Азии в международном разделении труда и мировой экономике. «Политика обновления» во Вьетнаме. Спорные территории и проблемы региональной безопасности.
  • Раздел I. История Китая (62 часа – лекции, 20 часов – семинары, 248 часов – самостоятельная работа). 1.1. Китай в начале – середине XIX века (лекция – 2 часа)
    Экономическое положение Китая в начале – середине XIX в. Народные волнения и бунты. Состояние китайской армии. Восстание «Белого лотоса». Восстание няньцзюней. Восстание тайпинов. Первая и вторая опиумные войны. Бегство императорского двора из столицы.
  • 1.2. Китай в 60-70 гг. XIX века. Стабилизация обстановки и первые попытки реформ (лекция – 2 часа, семинар - 2 часа)
    Окончательное подавление мятежей и восстаний. Военная кампания в Синьцзяне. Финансовое положение Китая после стабилизации внутреннего положения. Реставрация Тунчжи. Конвенции с западными державами и первые китайские посольства за рубеж. Первые попытки реформ. Ли Хунчжан и его деятельность. Политика самоусиления.
  • 1.3. Китай в 80-90 гг. XIX века (лекция – 2 часа)
    Императорский двор в последней четверти XIX в. Главные фигуры императорского двора. Князь Гун. Усиление роли императрицы Цы Си и проблема престолонаследия. Гуансюй и его брак. Первые указы Гуансюя. Угроза со стороны Японии. Китайско-японская война 1894-1895
  • 1.4. Китай на рубеже XIX-XX вв. (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа)
    Экономическое и международное положение Китая. Торговля с внешним миром и ее влияние на обстановку в Китае. Давление на Китай со стороны Великих держав. Коммерческие палаты. Первые банки. Строительство военных заводов и арсеналов. «Сто дней реформ» и подлинные инициаторы реформаторского движения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала. Реферат должен соответствовать следующим критериям: 1. Структурированное (в соответствии с планом) изложение материала в форме, принятой в академической науке, логичная и убедительная аргументация. 2. Высокий уровень фундированности реферата, использование наряду с обязательной и рекомендованной, блока дополнительной научной литературы, инициативно привлеченной студентом (литература должна быть опубликована в ведущих российских и зарубежных издательствах или высокорейтинговых журналах). 3. Грамотное использование научных понятий и терминов. Соответствие терминологии, используемой в реферате, научной отрасли реферируемого материала. 4. Соответствие выводов поставленной цели и задачам. Формулировка выводов с применением методик сравнения и обобщения. 5. Обобщающий характер выводов, которые отражают авторское понимание основных идей реферируемых работ, содержат элементы научного анализа. 6. Соответствие содержания реферата заявленной теме; полное раскрытие темы. 7. Соответствие реферата требованиям к соблюдению авторских прав. Полное соответствие текста реферата, оформления цитат, сносок требованиям к оформлению данного вида (подробнее см.: https://www.hse.ru/studyspravka/plagiat). 8. Соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка, правил орфографии и пунктуации. 9. Наличие списка использованных источников и литературы, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТа. В список использованной литературы включаются лишь те работы, на которые есть сноски в тексте. Преподаватель снижает оценку за несоответствие реферата каждому из перечисленных выше критериев на 1-5 баллов. Итоговая оценка может быть снижена до «0» баллов, если выявляется факт плагиата в тексте реферата.
  • неблокирующий Created with Sketch. Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Доклад, презентация и ответы на вопросы должны соответствовать следующим критериям: 1. Содержание доклада 1.1 Соответствие содержания доклада заявленной теме, полное раскрытие темы. 1.2 Структурированное изложение материала в форме, принятой в академической науке, логичная и убедительная аргументация. 1.3 Высокий уровень фундированности доклада. Использование наряду с обязательной и рекомендованной, блок дополнительной научной литературы, инициативно привлеченной студентом (литература должна быть опубликована в ведущих российских и зарубежных издательствах и высокорейтинговых журналах). Подбор литературы адекватен цели презентации. 1.4 Полные и аргументированные ответы на вопросы по докладу и рекомендованной к семинару литературе. 1.5 Отсутствие фактических ошибок. 1.6 Понимание значения и смысла понятий и терминов, использованных в докладе, умение кратко и четко объяснить их содержание слушателям. 1.7 Соответствие выводов поставленной цели и задачам. Формулировка выводов с применением методик сравнения и обобщения. 2. Оформление презентации 2.1 Презентация выполнена наглядно, присутствует иллюстративный материал (карты, схемы и др). 2.2 Соответствие контента представленной презентации требованиям к соблюдению авторских прав, при использовании иллюстративного материала необходимо приводить ссылки на источник. 2.3 Соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка в устной и письменной речи; строгое соблюдение орфографии и пунктуации. 2.4 Наличие списка использованных источников и литературы, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТа. 3. Выступление 3.1 Чтение доклада по заранее подготовленному тексту на любом носителе не допускается. 3.2 При подготовке докладов в парах или группах равномерное распределение ролей во время выступления. 3.3 Интерактивность, вовлечение аудитории в обсуждение. 3.4 Корректность ответов на вопросы по презентации. 3.5 Соблюдение временного регламента (при наличии). Преподаватель снижает оценку за несоответствие доклада каждому из перечисленных выше критериев на 1-5 баллов. Итоговая оценка может быть снижена до «0» баллов, если выявляется факт плагиата как в тексте, так и в презентации доклада.
  • неблокирующий Created with Sketch. Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Доклад, презентация и ответы на вопросы должны соответствовать следующим критериям: 1. Содержание доклада 1.1 Соответствие содержания доклада заявленной теме, полное раскрытие темы. 1.2 Структурированное изложение материала в форме, принятой в академической науке, логичная и убедительная аргументация. 1.3 Высокий уровень фундированности доклада. Использование наряду с обязательной и рекомендованной, блок дополнительной научной литературы, инициативно привлеченной студентом (литература должна быть опубликована в ведущих российских и зарубежных издательствах и высокорейтинговых журналах). Подбор литературы адекватен цели презентации. 1.4 Полные и аргументированные ответы на вопросы по докладу и рекомендованной к семинару литературе. 1.5 Отсутствие фактических ошибок. 1.6 Понимание значения и смысла понятий и терминов, использованных в докладе, умение кратко и четко объяснить их содержание слушателям. 1.7 Соответствие выводов поставленной цели и задачам. Формулировка выводов с применением методик сравнения и обобщения. 2. Оформление презентации 2.1 Презентация выполнена наглядно, присутствует иллюстративный материал (карты, схемы и др). 2.2 Соответствие контента представленной презентации требованиям к соблюдению авторских прав, при использовании иллюстративного материала необходимо приводить ссылки на источник. 2.3 Соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка в устной и письменной речи; строгое соблюдение орфографии и пунктуации. 2.4 Наличие списка использованных источников и литературы, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТа. 3. Выступление 3.1 Чтение доклада по заранее подготовленному тексту на любом носителе не допускается. 3.2 При подготовке докладов в парах или группах равномерное распределение ролей во время выступления. 3.3 Интерактивность, вовлечение аудитории в обсуждение. 3.4 Корректность ответов на вопросы по презентации. 3.5 Соблюдение временного регламента (при наличии). Преподаватель снижает оценку за несоответствие доклада каждому из перечисленных выше критериев на 1-5 баллов. Итоговая оценка может быть снижена до «0» баллов, если выявляется факт плагиата как в тексте, так и в презентации доклада.
  • неблокирующий Created with Sketch. Работа на семинаре
    Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Критериями оценки студенческих сообщений и докладов являются: точность ответов на вопросы, полнота раскрытия темы, владение релевантной информацией, аргументированность выводов, терминологическая корректность. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции. Оценка снижается за непоследовательность и бессвязность изложения, незнание фактической информации, неумение выделить суть освещённых в литературе проблем. Работа на семинаре оценивается по 5-балльной шкале. Оценка 5 за работу на семинаре выставляется в случае, если студент демонстрирует выдающееся знание обязательной литературы, материала лекций, а также дополнительной литературы, указанной в программе. В формулу оценки текущей успеваемости студента выставляется среднее арифметическое всех оценок за работу на семинаре, умноженное на 2. В случае отсутствия студента на семинаре в ведомость выставляется оценка «0».Опрос студентов по теме семинара может проходить как в устной, так и в письменной форме. Если опрос проходит в форме теста, то оценка выставляется по следующей схеме: 1) тест из 5 вопросов – за каждый правильный ответ 1 балл; 2) тест из 10 вопросов – за 1, 2 или 3 правильных ответа – 1 балл, за 4 или 5 правильных ответа – 2 балла, за 6 или 7 правильных ответов – 3 балла, за 8 или 9 правильных ответов – 4 балла, за 10 правильных ответов – 5 баллов.
  • неблокирующий Created with Sketch. Экзамен
    Письменный экзамен – 1 час 30 минут. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из двух вопросов (примерный перечень указан в программе дисциплины), за развернутый ответ на каждый из которых выставляется максимальная оценка 5 баллов. Оценка за снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы, неправильное раскрытие содержания предложенных терминов и названий. Оценка за экзамен выводится простым сложением оценки ответ на каждый из двух вопросов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.12 * Доклад + 0.13 * Доклад + 0.25 * Работа на семинаре + 0.25 * Реферат + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Драч, Г.В. История мировых цивилизаций : учебное пособие / Драч Г.В., Паниотова Т.С. ред. и др. — Москва : КноРус, 2012. — 464 с. — ISBN 978-5-406-00932-1. — URL: https://book.ru/book/905282 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alberts, T. (2013). Conflict and Conversion : Catholicism in Southeast Asia, 1500-1700. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=642647
  • Christian Lamouroux. (2010). Aux frontières des steppes : la Chine des Song. Compte rendu de la Cambridge History of China volume 5 - Part 1. Études Chinoises, (1), 207. https://doi.org/10.3406/etchi.2010.941
  • Michael J. Seth. (2019). A Concise History of Korea : From Antiquity to the Present (Vol. Third Edition). [N.p.]: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2265005
  • Seth, M. J. (2016). A Concise History of Korea : From Antiquity to the Present (Vol. Second edition). Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1131604