• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Онтолингвистика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса "Онтолинвистика" студенты знакомятся с основными этапами изучения детской речи в России и за ее пределами, узнают о периодизации языкового развития ребенка, получают представление об источниках данных по речевому онтогенезу. Предметом внимания становится ряд теоретических положений различных психолингвистических направлений, позволяющих обобщить и интерпретировать уже имеющиеся наблюдения. Для сравнения студенты знакомятся с данные речи взрослых, обращенной к ребенку, относящиеся к специальному речевому регистру общения с детьми (РОД). Курс построен преимущественно на основе данных русского языка, однако в нем приводятся примеры из других, морфологически богатых языков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с теоретическими моделями усвоения первого языка, с когнитивными и коммуникативными предпосылками и этапами построения ребенком собственной языковой системы, с особенностями нормального языкового развития и отклонениями от нормы в речи русскоязычного ребенка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с основной литературой по теме, понимание различий в теоретических подходах, знание авторства методик и теоретических положений
  • Знание существующих в настоящее время опросников, адаптированных к русскому материалу, знакомство с системой CHILDES, представление о методике экспериментальной элицитации речи
  • Понимание современных методик определения уровня развития языковой способности у детей.
  • Понимание особенностей доречевого этапа в развитии ребенка, умение анализа протознаков и различение вокализаций
  • Умение анализировать звуковую сторону речи ребенка, определение дефектов речи,
  • Способность отличить первые слова от вокализаций, знание фонетических особенностей начального лексикона
  • Понимание последовательности освоения морфологических категорий, особенностей употребления ребенком местоимений и местоименных наречий.
  • Определение общей стратегии усвоения языка ребенком по данным спонтанной речи
  • Анализ инпута и составление рекомендаций матери по контролю речи, обращенной к ребенку
  • Комментирование случаев естественного билингвизма, анализ отставаний у естественных билингвов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История изучения и современное состояние науки о детской речи.
    История изучения речи ребенка в России и за рубежом. Дневниковые «штудии» XIX века. А.Н. Гвоздев и его роль в развитии онтолингвистики. Работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия и их воздействие на современную онтолингвистику. Генеративное направление в теории усвоения языка. Функциональный подход (теория естественной морфологии. Теория языка, основанная на употреблении М. Томаселло
  • Источники данных детской речи, их сравнительная характеристика.
    2.1. Основные методы изучения речи ребенка. Натуральные («естественные») методы: дневниковые записи, магнитофонные и видеозаписи речевого поведения детей. 2.2. Экспериментальные методы, их достоинства и недостатки. 2.3. Современные способы компьютерной обработки и анализа данных детской речи. Программа CHILDES.
  • Общая периодизация речевого развития ребенка. Современные методики определения уровня развития языковой способности.
    3.1. Возраст развития и биологический возраст ребенка. 3.2. Соотношение различных языковых уровней в процессе усвоения языка. 3.3. Возраст развития по данным Института раннего вмешательства. 3.4. Длина высказывания как способ определения уровня владения языком. 3.5. Существующие в настоящее время периодизации речевого развития ребенка, их соотношение с компонентами языковой способности ребенка.
  • Дословесный (доречевой этап) коммуникативной деятельности ребенка.
    4.1. Основные характеристики дословесного (доречевого) этапа коммуникативной деятельности ребенка. Предречевые вокализации ребенка (гуление и лепет). Основные фонетические характеристики лепета. Развитие и изменение лепетных структур. 4.2. Протознаки (жесты, мимика, вокализации) и их функции на начальных стадиях коммуникации. 4.3. Особенности восприятия ребенком речи взрослого в дословесный период.
  • Особенности овладения звуковой системой русского языка.
    5.1. Последовательность усвоения гласных и согласных звуков. Р.О. Якобсон об усвоении и распаде фонетической системы языка. Регулярные замены согласных. 5.2. Освоение слоговой структуры русского языка. «Слоговые» и «фонемные» дети. Редукция слогов и использование заполнителей – «филлеров». 5.3. Метатезис. 5.4. Упрощение групп согласных. 5.5. Экстраграмматические операции в речи ребенка.
  • Первые слова ребенка и формирование лексикона
    6.1. Понятие начального лексикона и его особенности. 6.2. Звуковая форма первых слов. 6.3. Значение первых слов. Лексические сверхгенерализации. 6.4. Классификация первых слов ребенка. 6.5. Экстраграмматические операции как модель будущих морфологических операций.
  • Ранний этап овладения языком («преморфология» и «протоморфология»).
    7.1. Однословные высказывания (голофразы) и их основные коммуникативные функции. 7.2. Первые двусловные высказывания, особенности их семантики и порядка слов. Вопрос о pivot-grammar. 7.3. Универсальный характер и протяженность преморфологического этапа. 7.4. Первые морфологические оппозиции и минипарадигмы. Последовательность освоения морфологических категорий. 7.5. Усвоение морфологических категорий существительного. Категория числа. Когнитивные предпосылки усвоения числа. 7.6. Категория падежа, последовательность усвоения падежей и предлогов. 7.7. Формирование парадигматических противопоставлений. Категория рода, и образование окказиональных родовых коррелятов. Система склонений имен существительных. 7.8 Первые прилагательные (оценочные, «размерные», цветовые), освоение техники их согласования с существительными. Понимание и говорение. 7.9. Особенности употребления ребенком местоимений и местоименных наречий. 7.10 .Овладение числительными. Усвоение особенностей сочетания числительных с существительными. 7.11.. Первые глагольные формы: инфинитив и императив, их функции в период однословных и начальных двусловных высказываний. «Опциональные инфинитивы» как форма-посредник. Овладение категорией времени. Усвоение правил выбора вида. Типичные неправильности, связанные с образованием видовых пар.
  • Индивидуальные, групповые и общие особенности усвоения первого языка
    8.1. «Референциальные» и «экспрессивные» дети. Различные стратегии в овладении языком. 8.2. Исходно синтаксическое объяснение порядка усвоения грамматических явлений. 8.3. «Фокус внимания» в усвоении языка. Асинхронное овладение элементами разных языковых уровней. Лексический взрыв и усвоение морфологических оппозиций. 8.4. Порядок слов в детских высказываниях и факторы, его определяющие.
  • Речь, обращенная к ребенку (инпут, язык нянь)
    9.1. Роль матери в коммуникативном развитии ребенка. Мать как субъект обучения ребенка родному языку. 9.2. "Baby-talk" и основные характеристики данного «субъязыка».
  • Одноязычие и двуязычие.
    10.1. Особенности языкового развития при билингвизме.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий
  • неблокирующий Блиц
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выпишите и расклассифицируйте речевые особенности данного информанта. Сделайте предположительный вывод о его возрасте (уровне речевого развития).+, особенностях его стратегии и возможных путях исправления замеченных ошибок.
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно по билетам. Студенту требуется ответить на 3 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Блиц + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гридина Т.А. - Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 151с. - ISBN: 978-5-89349-553-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115843
  • Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Н. Цейтлин. — Москва : Издательство ВЛАДОС, 2017. — 240 с. (Серия: «Учебник для вузов»). – ISBN 978-5-9500675-3-2. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046489 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1046489

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Tomasello M, K. Abbot-smith, Stefan Th. Gries, Anatol Stefanowitsch, & Corpora Cognitive. (n.d.). 2003 Constructing a Language: A Usage-based Theory of Language Acquisition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5E1CE8C5
  • Цейтлин, С. (2010). Детская речь. Ребенок осваивает фразеологизмы. Universum: Вестник Герценовского Университета, (11). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.5635850