• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Стратегии в менеджменте

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Менеджмент и маркетинг в индустрии моды)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Отдел менеджмента и коммуникации в индустрии моды
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Менеджмент и маркетинг в индустрии моды
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Интеграция России в мировую экономическую систему и вхождение в Болонский процесс требуют обучения менеджеров новым профессиональным знаниям, навыкам и способностям в обла-сти стратегического управления. Наряду с развитием способностей стратегически мыслить, видеть перспективы развития и устанавливать приоритеты, требуется формирование навыков и компетен-ций, которые необходимы для диагностики ситуации и выявления проблем, для разработки сценари-ев, формирования и управления реализацией стратегических проектов, включая проекты партнерства. Современные исследования по стратегическому менеджменту свидетельствуют о качественных изменениях условий функционирования и развития компаний. В условиях «новой экономики», гло-бализации и изменения границ рынков, бизнес - процессы выходят за рамки компаний, а сами компа-нии становятся элементами стратегических сетей с увеличивающимся и быстро меняющимся соста-вом участников из разных отраслей. Критически важным условием обеспечения конкурентоспособ-ности становится эффективный стратегический менеджмент, который носит в значительной мере междисциплинарный характер и быстро развивается, интегрируя концепции, модели и инструменты экономики и финансов, менеджмента и маркетинга, социологии и психологии. Курс ориентирован на рассмотрение в системном единстве и взаимосвязанности основных эле-ментов: бизнес - модель, позиционирование, стратегии, создание и распределение ценностей. Модели бизнеса и методы стратегического управления, определяя соответствие между этими элементами и стратегическую архитектуру корпорации, обеспечивают целостность и результативность компании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Стратегии в менеджменте» являются: -развитие у студентов понимания глобальных тенденций и факторов, влияющих на конкуренцию и социально-экономическое развитие регионов, отраслей, компаний и сфер деятельности -развитие у студентов целостного понимания бизнеса, стратегического мышления и системного взгляда на компанию и бизнес -получение современных знаний по классическим и современным моделям стратегического ме-неджмента во взаимосвязи с эволюцией теоретических концепций, тенденциями и проблемами развития и управления организациями различных отраслей и форм собственности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает классические и современные концепции теории стратегии, принципы построения и анализа моделей бизнеса, методы и механизмы стратегического анализа и управления организациями различных от-раслей и форм собственности
  • знает содержание и характеристики глобальных и региональных тенденций и факторов, влияющих на конкуренцию и социально-экономическое развитие регионов, отраслей, компаний и сфер деятельности
  • умеет анализировать и использовать результаты фундаментальных и прикладных исследований в области стратегического менеджмента
  • умеет анализировать сложные и динамично развивающиеся процессы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Архитектура бизнеса: анализ ключевых факторов
    Современный бизнес-ландшафт. Ключевые изменения в бизнесе и современные тенденции. Трансформация бизнес-процессов. Архитектура бизнеса. Современные проблемы поиска новых моделей бизнеса.
  • Тема 2. Бизнес-модель: связь с архитектурой, анализ существующих подходов, эво-люция модели бизнеса
    Обзор литературы по моделям бизнеса. Основные компоненты: стратегическая ориентация; эко-номическая модель; система защиты; скорость и масштаб. Модели коммутирующего типа. Предпри-нимательские модели и порождающая сеть. Жизненные циклы отрасли и эволюция отраслевой биз-нес-модели.
  • Тема 3. Анализ бизнес-модели: подходы А.Сливоцки и А.Остервальдера
    Анализ бизнес-моделей по Сливоцки и Остервальдеру. Эффективность подхода Сливоцки для анализа эволюции отраслевой бизнес-модели. Недостатки модели Сливоцки. Особенности шаблона анализа бизнес-модели по Остервальдеру. Эффективность подхода Остервальдера для анализа биз-нес-модели конкретной компании.
  • Тема 4. Интегрированные цепочки ценности и их связь с бизнес-моделью и архитектурой бизнеса
    Цепочка ценности М.Портера. Модификация модели портера с учетом интеграции. Модель бизнеса на основе управления цепочкой ценности. Сети и их основные характеристики. Рас-пределение компетенций и ценности для клиента. Стратегии сетевых организаций.
  • Тема 5. Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели
    Истоки и эволюция теоретических концепций и практического стратегического менеджмента. Концепции ресурсной и рыночной ориентации стратегий; EVR-конгруэнтности; сетевых взаимодей-ствий, стратегических дилемм и парадоксального подхода. Эволюция методологии конкуренции. Концепция coopetition. Источники конкурентного преимущества и их динамика. Эволюция понятий стратегия и стратегическое планирование. Стратегический процесс. Уровни, виды и модели страте-гий организации. Базовые элементы модели стратегического управления. Плановая, инкременталь-ная, адаптивная и предпринимательская модели стратегических решений и действий. Адаптивный и активный стиль стратегического поведения организации. Новые проблемы и приоритеты в ориента-ции стратегий: ценность, инновации, скорость, гибкость. Основная литература
  • Тема 6. Концепции ценностей и устойчивых конкурентных преимуществ
    Внутренняя и внешняя эффективность фирмы, ее связь с ключевыми факторами успеха и конку-рентными преимуществами. Концепции менеджмента и маркетинга, ориентированные на ценность (стоимость). Критерии устойчивости конкурентного преимущества. Цепочки и сети ценностей: цен-ности, создаваемые компанией и ее партнерами. Модели сетей ценностей в отраслях новой экономи-ки и в сфере услуг. Стратегические приоритеты при создании ценности для покупателей: зоны пре-восходства, ценностные ориентиры. Эволюция типологии конкурентных стратегий.
  • Тема 7. Стратегическое позиционирование компании
    Ключевые факторы успеха и позиционные преимущества. Концепции стратегического позицио-нирования компании М. Портера, Д Аакера, Г. Минцберга. Внутренние и внешние параметры страте-гической позиции компании. Источники уникальности стратегической позиции. Ограничения моде-лей позиционирования в современных условиях. Особенности позиционирования глобальных и сете-вых компаний.
  • Тема 8. Стратегический анализ и диагностика компании: концепции и модели
    Цели и задачи стратегического анализа и диагностики. Стратегические горизонты. Основные направления и этапы анализа внешней и внутренней среды компании. Качественные и количествен-ные методы стратегического анализа. Влияние стиля управления (плановый, адаптивный и предпри-нимательский) на содержание задач и методы стратегического анализа. Выявление сложности, не-определенности и динамичности внешней среды. Ситуационный анализ. Методы анализа макро-окружения и динамики его изменения. Возрастание роли экологических, инфраструктурных и право-вых факторов –PEESTI (PESTEL)-анализ. Модели конкурентного анализа: модели расширенной конкуренции и детерминантов междуна-родной конкурентоспособности. Оценка привлекательности отрасли и рынка. Анализ стратегических групп. Концепция КФУ – факторов для развития бизнеса, будущего и успешности компании. Матри-ца конкурентного профиля рынка. Анализ стратегического отклика: матрицы EFEM, IFEM. Анализ взаимовлияния макро и микро-факторов, включая региональные и международные.
  • Тема 12. Теоретические и методические аспекты стратегического выбора и формирова-ния стратегий
    Виды стратегий и общие принципы их формирования. Особенности интерактивных и коопера-тивных стратегий. Международные стратегии. Формулирование и осуществление стратегии: процес-сы и решения. Критерии оценки стратегий. Концепция стейкхолдеров. Особенности установления стратегических целей и приоритетов для разных временных горизонтов. Модель стратегического вы-бора. Базовые стратегические альтернативы на сетевом, корпоративном и бизнес уровнях, их особен-ности в условиях глобализации и гиперконкуренции. Стратегические приоритеты и решения при вы-боре стратегической позиции и изменению бизнес - модели компании. Стратегическая карта позици-онирования компании. GAP-анализ и стратегические альтернативы на этапе реализации стратегий. Учет вероятностной природы стратегических процессов и ситуаций. PIMS - модель анализа стратеги-ческого опыта компаний. Динамический SWOT – анализ стратегических альтернатив, учет сценар-ных факторов.
  • Тема 9. Сценарный анализ и планирование
    Исследование изменений внешней среды и стратегической перспективы методами сценарного анализа. Виды сценариев. Роль и особенности прогнозных и нормативных сценариев. Вероятностные характеристики и временные горизонты сценариев. Методические подходы и типовые этапы постро-ения сценариев. Стратегическая оценка и анализ прогнозных сценариев для будущего компании, со-гласование со стратегиями, приоритетами и целями. Сценарно - стратегические планы.
  • Тема 10. Внутрифирменный стратегический анализ
    Стратегические способности и потенциал: ресурсы, динамические способности, компетенции компании. Связь с ключевыми факторами успеха. Уникальность и ценность ресурсов и способностей. Корневые, ключевые и отличительные компетенции. Роль траекторий эволюционного развития ком-паний. Компоненты стратегического потенциала компании. Факторы, характеризующие потенциал и компетенции компании. Организационная диагностика: цели, задачи и основные аспекты внутрифирменного анализа. Стратегический анализ ресурсов, способностей и компетенций по Р.Гранту, Дж. Барни, Г.Хамел и К.К.Прахалад. VRIO - анализ уникальности и ценности ресурсов, способностей и компетенций, GAP-анализ, динамический SWOT- анализ положения организации. Анализ источников конкурентных преимуществ компании, внутренних элементов бизнес-моделей, стратегий, инновационных и опера-ционных процессов. Анализ стратегического распада модели бизнеса. Стратегический анализ издер-жек и создания ценностей для покупателей. Оценка степени удовлетворенности акционеров.
  • Тема 14. Согласование стратегических решений
    Принципы согласования сценариев со стратегией (по М.Портеру). Стратегический выбор с уче-том сценариев и стиля руководства. Сценарно-стратегическая матрица. Взаимосвязь производствен-ных, маркетинговых, инновационных и инвестиционных решений и их влияние на выбор конкурент-ной стратегии. Анализ и согласование решений при выборе маркетинговых, инвестиционных и биз-нес-стратегий компании с учетом сценариев развития рыночной ситуации.
  • Тема 13. Методы обоснования и выбора портфельных стратегий
    Портфельные стратегии: особенности и модели. Анализ бизнес и продуктового портфеля компа-нии. Влияние стратегических решений по бизнес-портфелю компании на ее стоимость. Сценарии развития бизнес-портфеля. Этапы портфельного анализа. Сравнительная характеристика портфель-ных матриц. Методы оценки привлекательности отрасли и конкурентной позиции компании в порт-фельных матрицах. Обоснование инвестиционных стратегий с использованием матрицы ADL. Учет влияния стадии жизненного цикла отрасли на факторы, определяющие конкурентную позицию ком-пании на рынке. Ограничения, проблемы и способы преодоления ограничений матричного подхода. Портфельный куб и матрица стратегического отклика на внешние и внутренние факторы.
  • Тема 11. Методы комплексной диагностики стратегической и конкурентной позиции компании
    Методы комплексной диагностики стратегической позиции компании и возможностей ее измене-ния в будущем. Анализ внешней и внутренней сбалансированности компании. Матрица стратегиче-ского отклика организации. Оценка стратегического успеха. Анализ конкурентной позиции компа-нии. Конкурентный профиль компании: матрица и модель сравнительного анализа преимуществ кон-курирующих компаний. Конкурентный GAP–анализ и динамический SWOT–анализ компаний-конкурентов. SPACE – анализ. Диагностика проблемной ситуации. Выявление проблем, причин и факторов, наиболее значимых для развития, успеха или провала компании.
  • Тема 15. Стратегические планы, программы и проекты: методы формирования и реа-лизации
    Эволюция содержания и процессов стратегического планирования компаний. Концепция ситуа-ционного плана. Модель разработки стратегического плана. BSC как карта стратегического плана и система управления реализацией стратегии. Стратегия как портфель проектов. Стратегия «простых правил». Стратегия голубого океана. Реализация стратегии: процессы и решения. Внешние и внут-риорганизационные стратегические изменения. Стратегический контроль. Стратегические програм-мы и проекты. Программы и проекты стратегического партнерства: цели, основные задачи, критерии стратегического соответствия. Программа выявления и устранения препятствий (опыт компании GE).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
    Сравнительный анализ концепций по стра-тегическому позиционированию и постро-ение стратегической карты
  • неблокирующий Домашнее задание по разделу 1
    Анализ эволюции бизнес-модели конкрет-ной отрасли и анализ бизнес-модели кон-кретной компании в этой отрасли
  • неблокирующий Посещение лекций, семинаров и практи-ческих занятий
    Участие в дискуссиях, выполнение ауди-торных заданий, работа в группах, выпол-нение контрольной работы, презентация материалов домашнего задания и эссе
  • неблокирующий Контрольная работа по разделу 2
    Решение задачи по согласованию стратегий
  • неблокирующий Кейс-анализ компании и рынка
    Сценарно-стратегический анализ и обоснование стратегий компании с использованием инструментов стратегического менедж-мента
  • неблокирующий Экзамен по разделу 1
  • неблокирующий Письменный экзамен по разделу 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Домашнее задание по разделу 1 + 0.25 * Посещение лекций, семинаров и практи-ческих занятий + 0.25 * Экзамен по разделу 1 + 0.25 * эссе
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Кейс-анализ компании и рынка + 0.3 * Контрольная работа по разделу 2 + 0.4 * Письменный экзамен по разделу 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
  • Твоя бизнес-модель: Системный подход к построению карьеры: Практическое пособие / Остервальдер А., Кларк Т., Пинье И. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 258 с.: ISBN 978-5-9614-6553-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003586

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Адизес И.К., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 264 с.: ISBN 978-5-9614-5406-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912757
  • Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей / Адизес И.К. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 259 с.: ISBN 978-5-9614-5325-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/917586