Магистратура
2019/2020
Управление медиаконтентом в творческих индустриях (музей)
Статус:
Курс обязательный (Трансмедийное производство в цифровых индустриях)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Крылова Екатерина Владимировна,
Лобанова Лидия Валерьевна
Прогр. обучения:
Трансмедийное производство в цифровых индустриях
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
116
Программа дисциплины
Аннотация
Курс состоит из нескольких блоков, последовательно знакомящих студентов с особенностями работы музейной сферы, ее ценностями и организационными принципами, с аудиторией музеев и ее ожиданиями, с экономикой музейной работы и правовой спецификой музеев различных типов. С учётом всех особенностей музейной сферы студенты учатся разрабатывать и реализовывать выставочные проекты, использующие возможности медиа для обогащения впечатления от экспозиции и создания дополнительных медиарасширений.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить магистрантов с историей и теорией развития музейного дела, основными современными моделями развития музеев, с актуальными практиками разномасштабных музейных центров мира в контексте современных вызовов – формирования глобального сетевого сообщества, доступности информации и постоянно растущей скорости изменения социально-экономической среды
- Создать у студентов основополагающий фундамент знаний о направлениях деятельности музея и научить студентов работать с разным музейным содержанием
- Ознакомить студентов с теоретическими и практическими аспектами кураторской поддержки культурных проектов, а также научить применять полученные знания для осмысления современных музейных практик
- Сформировать у студентов профессиональные компетенции и прикладные навыки, необходимые для продюсирования и работы с различными типами цифрового контента в музейной деятельности
Планируемые результаты обучения
- Знает терминологию, используемую в сфере культуры и музейного дела
- Умеет определять ключевые ценности музея
- Умеет использовать традиционные практики в работе музея и новые подходы, отвечающие современным вызовам общества
- Знает об институциональной системе в сфере культуры: все формы организации культурных учреждений, музейные профессии
- Знает сегментацию музейных посетителей по типам мотивации и по образу жизни
- Знает и понимает модель посетительского опыта по Фальку и Диркинг и модель конструирования впечатлений посетителей
- Знает, как происходит оценивание опыта посетителя по модели GLO (общие результаты обучения)
- Понимает роль, место и функции выставочного отдела в музее
- Знает процесс согласования выставочной программы
- Знает факторы, влияющие на выставочную политику музея
- Понимает, как формируется тематический план, какие виды выставок бывают
- Знает все стадии разработки выставочного проекта
- Знает все этапы управления работой выставки в течении всего периода ее работы
- Понимает, как устроена образовательная деятельность в музее.
- Знает, как формируется образовательная стратегия
- Называет и описывает основные стадии разработки стратегии.
- Умеет погружаться в содержание музейных программ
- Знает основные принципы менеджмента образовательных проектов
- Понимает особенности разных образовательных программ.
- Знает о роли коллекции в музее
- Знает разные формы наследия
- Понимает, по какому принципу формируется коллекция
- Знает разные способы репрезентации
- Понимает значение исследований коллекции
- Понимает разницу между куратором и хранителем коллекции
- Знает закон об авторском праве
- Может назвать положительные стороны и ограничения, связанные с цифровизацией коллекций
- Понимает разницу в специфике работы куратора музейной коллекции и современного куратора, ориентированного на производство критического знания
- Способен сравнить понятия «идея» и «концепция» (в отношении кураторского проекта)
- Знает стадии генерации идей и может объяснить их специфику
- Умеет использовать повседневные активности (чтение, наблюдение, беседы) для поиска идей будущих кураторских проектов
- Умеет формулировать исследовательские вопросы
- Анализирует примеры альтернативных способов производства знания в рамках кураторских проектов
- Формулирует план специального исследования, составляет список типов источников (научные эссе, выставки по смежным темам, документальные хроники и др.)
- Умеет использовать технологию проблемно-целевого стейтмента на разных стадиях концептуализации кураторского проекта
- Понимает принцип выбора теоретической рамки для концептуализации исследования (научная/критическая идея, концепция, термин, метафора
- Интерпретирует примеры кураторских проектов как попыток производства субъективного знания
- Анализирует примеры кураторских проектов с точки зрения соотношения известного и нового контента, а также пропорции аналоговых и цифровых экспонатов
- Рассматривает мультимедийный контент как экспонат с «эффектом живущего организма», перечисляет основные современные тенденции в производстве подобных объектов
- Критически подходит к определению степени интерактивности и иммерсивности музейного контента
- Понимает, из каких смежных дисциплин синтезируется мультимедийное проектирование
- Знает, с какими вызовами сталкиваются современные музеи
- Оперирует примерами создания цифровой среды и мультимедийного контента из мировой практики
- Понимает, с чего начинается креативная работа над цифровым пространством и мультимедийным контентом
- Понимает, как выстраивается работа в команде на этапе подготовки проекта и технических заданий
- Понимает, почему важен бриф от заказчика или культурной институции
- Понимает, как создается визуальный контент, и умеет готовить техническое задание на его производство
- Понимает, какие задачи может решать в экспозиции CG контент, какие его разновидности используются в музейно-выставочной практике, этапы и методы создания графического контента
- Знает разновидности интерактивного контента в музейно-выставочной практике, типы интерфейсов и механику пользовательского взаимодействия с ними
- Умеет продумывать изобретательскую, коммуникативную и эстетическую части проекта
- Разбирается в межплатформенных средах разработки
- Знает разновидности мультимедиа оборудования, которое применяется для создания мультимедийных частей экспозиций в мировой музейно-выставочной практике
- Понимает технические процессы работы над мультимедийной инсталляцией
- Оперирует примерами из музейно-выставочной практики и сопутствующие этому процессы
- Умеет решать креативные задачи путем создания объектов на стыке индустрий: дизайна, компьютерной графики, игровой разработки, выставочной деятельности
- Понимает, из каких сущностей складывается цифровое пространство музейно-выставочного проекта
- Понимает, почему необходимо заранее продумывать информационно-справочные системы
- Понимает, как в общую картину интегрируются онлайн-проекты
- Понимает горизонты планирования
- Представляет, как рассчитываются сроки исполнения каждого этапа
- Представляет, из чего складывается бюджет проекта
- Представляет, сколько специалистов необходимо для реализации идеи
- Ориентируется в авторском праве и договорных отношениях с исполнителями и подрядчиками
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. История возникновения и развития музеев в России и мире. Роль и миссия музеев в контексте вызовов современного общества.Музей как комплексная институция. Миссия и задачи музеев в контексте социальных и образовательных потребностей общества. Каковы истоки музеев, и как они развиваются с течением времени? От частного коллекционирования до создания музеев для посетителей. Как воспринимаются музеи в XXI веке?
- Тема 2. Виды музеев и музейные специалистыВиды музеев и музейные специалисты. Институциональная система в сфере культуры: формы организации культурных учреждений и основные участники культурных процессов. Классификация музеев по организационным, правовым и содержательным признакам (профиль, характер собрания, уровень подчинения, форма собственности, административно-территориальный признак и др.).
- Тема 3. Проектирование образовательных и выставочных проектов с точки зрения посетительского опыта музейных программ. Какой проект считать успешным.Проектирование образовательных и выставочных проектов с точки зрения посетительского опыта. Что важно учитывать при разработке музейных программ. Какой проект считать успешным.
- Тема 4. Выставочный отдел: роль, цели, задачи, программа, функции и команда
- Тема 5. Менеджмент контента
- Тема 6. От идеи до открытия: выставочные процессы
- Тема 7. После вернисажа: самостоятельная жизнь экспозиции и работа над ошибками
- Тема 8. Музейное образование: история развития и текущая ситуация. Образование в системе музейных программ.Музейное образование: история развития и текущая ситуация. Образование в системе музейных программ. История появления образовательных проектов на территории художественного музея и «образовательный поворот» середины 2000-х. Бум edutainment в конце нулевых; образование в музеях на территории РФ за последние десять лет.
- Тема 9. Образовательная стратегия: ключевые векторыОбразовательная стратегия: ключевые векторы. Разработка образовательных программ. Стратегические «вилки»: интерпретационная или генерирующая практика; планово-убыточная деятельность или коммерчески выгодный проект; сервис или опыт. Примеры в РФ и за рубежом. Динамика развития: вместе и врозь с институцией.
- Тема 10. Курирование и менеджмент образовательных проектов: факторы успехаКурирование и менеджмент образовательных проектов: факторы успеха. Особенности программирования образовательных проектов и проектов живых искусств (live arts): инновационность дискурсивных практик для РФ; обратная связь аудитории как референтная точка; репрезентация процесса; документация как самостоятельный жанр. Плюсы и минусы программирования по возрастам. Плюсы и минусы проектного управления в менеджменте образовательных событий.
- Тема 11. Ключевые форматы. Образовательная программа к выставке.
- Тема 12. Ключевые форматы. Международная конференция. Платные курсы и бесплатные циклы лекций. Стажировки. «Неформат»
- Тема 13. Что такое музейная коллекция. Принципы формирования и репрезентации коллекции.
- Тема 14. Исследования коллекций. Профессия – куратор музейной коллекции.
- Тема 15. Цифровая коллекция и ее публикация.
- Тема 16. Критическое кураторствоКритическое кураторство. Профессия «Куратор». История кураторства. Этика кураторства. Критика кураторства. Исследование современности. Изучение критической теории.
- Тема 17. Производство идейПроизводство идей. Как появляются кураторские идеи? Внимание к парадоксам и неоднозначным тенденциям. Формулирование исследовательского вопроса.
- Тема 18. Производство знанийПроизводство знаний. Кураторство как форма исследования. Междисциплинарные проекты. Поиск создателей контента. Критическое осмысление результатов исследования.
- Тема 19. КонцептуализацияКонцептуализация. Выбор теоретических рамок для концептуализации исследования. Разработка структуры проекта. Выбор форматов представления контента. Текст концепции.
- Тема 20. Выбор/создание контентаВыбор/создание контента. Типы контента. Выбор подхода к подаче материала с учетом специфики аудитории, площадки/платформы, бюджета проекта. Определение принципов взаимодействия аудитории с контентом. Формирование списка создателей контента и сбор портфолио. Брифинг, контроль производства.
- Тема 21. Введение в курс "Мультимедийное проектирование". Рождение новой дисциплины.Цели, задачи курса. Профессиональные компетенции, знания и умения, полученные в результате учёбы. Современные вызовы в музейной отрасли. Потребности классических музеев и музеев-аттракционов. Вовлеченность как основное требование современного зрителя. Синтез новой индустрии и параллельные дисциплины.
- Тема 22. Креативная работа над проектомС чего начинается первый этап работы над мультимедиа проектом и откуда берутся идеи. Создание личной и коллективной mind map. Как выстраивается командная работа и распределяются задачи. Почему важна общая концепция. Как работать с брифом заказчика.
- Тема 23. Создание визуального контентаПорядок работы над контентом: мудборд, сценарий, раскадровка. Сбор и подготовка материалов. Правила работы со стоковыми материалами. Контент-менеджмент. Работа с архивами. Супервайзинг производства контента. Аудиовизуальный контент. Съёмочный процесс. Монтаж аудиовизуального контента. Структурирование и хранение данных. Этапность производства контента: лучшие практики.
- Тема 24. Создание CG контентаСупервайзинг в VFX и моушн-дизайне. Генеративная графика. Анимация и ригинг; Моделирование (полигональное, процедурное); Визуализация. Язык выражений. Введение в саунд-дизайн. Примеры использования в музейно-выставочной практике. 3D, motion capture, виртуальные персонажи, инфографика, классической анимация, Big Data.
- Тема 25. Цифровой интерактивный проектТипы цифрового интерактивного контента. Прототипирование. Типы интерфейсов и механики пользовательского взаимодействия. Эдьютейнмент, геймификация и персонализация опыта. Партиципаторность. Интерактивные форматы: тесты, игры, генераторы, квесты. Межплатформенные среды разработки. Игровые движки.
- Тема 26. Мультимедиа оборудованиеОпыт применения в музейно-выставочной практике разнообразных аппаратных средств. Задачи, которые решает мультимедийное оборудование. Проекционное оборудование, LED, LCD, OLED, прозрачные матрицы, световые решения, кинетические инсталляции, тач-поверхности, VR, AR, серверы.
- Тема 27. Инсталляция как составное произведениеНеобходимость применения инсталляций в музейно-выставочной практике. Способы переупаковывания контента в инсталляции. Смысл, который несет инсталляция в контексте всей экспозиции. Аналоговые инсталляции. Кинетические инсталляции. Световые решения. Антивандальность и безопасность. Монтаж, застройка и пусконаладка. Эксплуатация мультимедийных инсталляций. Гарантийные обязательства.
- Тема 29. Проектная деятельностьЭтапы и сроки проектирования мультимедиа проекта. Бюджетирование. Роли в команде. Договор на разработку контента. Техническое задание. Интеллектуальные права.
- Тема 28. Цифровое пространствоИнтерактивный контент. Дополненная, виртуальная и смешанная реальность. Онлайн-проекты и образовательные проекты музеев. SMM и прочие каналы взаимодействия с посетителями. Разработка смешанных форматов посещения культурных институций. Расширение посетительского опыта путем включения элементов цифровой среды и мультимедийных решений в оффлайн-проекты.
Элементы контроля
- Задание по мультимедийному проектированиюсоставить техническое задание на создание мультимедийного выставочной зоны / инсталляции. Каждый студент получит свои исходные данные: площадь помещения, световой режим, тип демонстрируемого контента, расстояние от зрителя до носителя информации, необходимость взаимодействия с какими-либо объектами. Задание выполняется в письменном виде
- Экзаменпроект в письменной форме сдается до 18 июня, презентация проекта онлайн проходит 25 июня с 18 до 21 на платформе Zoom
- Задание по выставочной деятельностиПисьменное задание на основе работы музеев. Необходимо выбрать 3 существующих музея и проанализировать прошедшие в них выставки за последние 5 лет. Письменно ответить на вопрос: соответствует ли выставочная история данных музеев концепциям музеев
- Задание по кураторствунаписать рецензию на культурный проект. Рецензия представляет собой индивидуальную письменную аналитическую работу объемом 1500-2000 слов. Подготовка рецензии предполагает изучение концепции одного из международных или российских культурных проектов, реализованных в 2019 году. В тексте должен быть представлен краткий анализ концепций похожих культурных инициатив, предшествующих реализации рассматриваемого проекта, а также подробный критический анализ последнего, демонстрирующий применение знаний, полученных в ходе занятий, и опирающийся на вторичные источники – рецензии и интервью, научные статьи, монографии (не менее 5 источников). Важной частью рецензии является анализ достоинств и недостатков концепции и предложение рекомендаций по ее улучшению и/или развитию (оценивается по 10-балльной шкале).
- Задание по музейному образованиюПрочесть и проанализировать статью Кармен Мерш Alliances for Unlearning: On Gallery Education and Institutions of Critique, написать отзыв на статью не более 1500 знаков
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Задание по выставочной деятельности + 0.1 * Задание по кураторству + 0.1 * Задание по музейному образованию + 0.2 * Задание по мультимедийному проектированию + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- England, D., Schiphorst, T., & Bryan-Kinns, N. (2016). Curating the Digital : Space for Art and Interaction. Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1181882
- Falk, J. H., & Dierking, L. D. (2018). Learning From Museums (Vol. Second edition). Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1884013
- Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934
Рекомендуемая дополнительная литература
- Baker, S., Istvandity, L., & Nowak, R. (2019). Curating Pop : Exhibiting Popular Music in the Museum. New York, NY: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2109237
- Martin, L., Lord, G. D., & Lord, B. (2012). Manual of Museum Planning : Sustainable Space, Facilities, and Operations (Vol. 3rd ed). Lanham, Md: AltaMira Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=465008
- Williams, G. (2014). “Art writing in the Second Machine Age: from Andy Warhol to Kenneth Goldsmith” —— How to Write about Contemporary Art, talks and workshops. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45F9BA9C