• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Управление медиаконтентом в творческих индустриях (музей)

Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Крылова Екатерина Владимировна, Лобанова Лидия Валерьевна
Прогр. обучения: Трансмедийное производство в цифровых индустриях
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 116

Программа дисциплины

Аннотация

Курс состоит из нескольких блоков, последовательно знакомящих студентов с особенностями работы музейной сферы, ее ценностями и организационными принципами, с аудиторией музеев и ее ожиданиями, с экономикой музейной работы и правовой спецификой музеев различных типов. С учётом всех особенностей музейной сферы студенты учатся разрабатывать и реализовывать выставочные проекты, использующие возможности медиа для обогащения впечатления от экспозиции и создания дополнительных медиарасширений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить магистрантов с историей и теорией развития музейного дела, основными современными моделями развития музеев, с актуальными практиками разномасштабных музейных центров мира в контексте современных вызовов – формирования глобального сетевого сообщества, доступности информации и постоянно растущей скорости изменения социально-экономической среды
  • Создать у студентов основополагающий фундамент знаний о направлениях деятельности музея и научить студентов работать с разным музейным содержанием
  • Ознакомить студентов с теоретическими и практическими аспектами кураторской поддержки культурных проектов, а также научить применять полученные знания для осмысления современных музейных практик
  • Сформировать у студентов профессиональные компетенции и прикладные навыки, необходимые для продюсирования и работы с различными типами цифрового контента в музейной деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает терминологию, используемую в сфере культуры и музейного дела
  • Умеет определять ключевые ценности музея
  • Умеет использовать традиционные практики в работе музея и новые подходы, отвечающие современным вызовам общества
  • Знает об институциональной системе в сфере культуры: все формы организации культурных учреждений, музейные профессии
  • Знает сегментацию музейных посетителей по типам мотивации и по образу жизни
  • Знает и понимает модель посетительского опыта по Фальку и Диркинг и модель конструирования впечатлений посетителей
  • Знает, как происходит оценивание опыта посетителя по модели GLO (общие результаты обучения)
  • Понимает роль, место и функции выставочного отдела в музее
  • Знает процесс согласования выставочной программы
  • Знает факторы, влияющие на выставочную политику музея
  • Понимает, как формируется тематический план, какие виды выставок бывают
  • Знает все стадии разработки выставочного проекта
  • Знает все этапы управления работой выставки в течении всего периода ее работы
  • Понимает, как устроена образовательная деятельность в музее.
  • Знает, как формируется образовательная стратегия
  • Называет и описывает основные стадии разработки стратегии.
  • Умеет погружаться в содержание музейных программ
  • Знает основные принципы менеджмента образовательных проектов
  • Понимает особенности разных образовательных программ.
  • Знает о роли коллекции в музее
  • Знает разные формы наследия
  • Понимает, по какому принципу формируется коллекция
  • Знает разные способы репрезентации
  • Понимает значение исследований коллекции
  • Понимает разницу между куратором и хранителем коллекции
  • Знает закон об авторском праве
  • Может назвать положительные стороны и ограничения, связанные с цифровизацией коллекций
  • Понимает разницу в специфике работы куратора музейной коллекции и современного куратора, ориентированного на производство критического знания
  • Способен сравнить понятия «идея» и «концепция» (в отношении кураторского проекта)
  • Знает стадии генерации идей и может объяснить их специфику
  • Умеет использовать повседневные активности (чтение, наблюдение, беседы) для поиска идей будущих кураторских проектов
  • Умеет формулировать исследовательские вопросы
  • Анализирует примеры альтернативных способов производства знания в рамках кураторских проектов
  • Формулирует план специального исследования, составляет список типов источников (научные эссе, выставки по смежным темам, документальные хроники и др.)
  • Умеет использовать технологию проблемно-целевого стейтмента на разных стадиях концептуализации кураторского проекта
  • Понимает принцип выбора теоретической рамки для концептуализации исследования (научная/критическая идея, концепция, термин, метафора
  • Интерпретирует примеры кураторских проектов как попыток производства субъективного знания
  • Анализирует примеры кураторских проектов с точки зрения соотношения известного и нового контента, а также пропорции аналоговых и цифровых экспонатов
  • Рассматривает мультимедийный контент как экспонат с «эффектом живущего организма», перечисляет основные современные тенденции в производстве подобных объектов
  • Критически подходит к определению степени интерактивности и иммерсивности музейного контента
  • Понимает, из каких смежных дисциплин синтезируется мультимедийное проектирование
  • Знает, с какими вызовами сталкиваются современные музеи
  • Оперирует примерами создания цифровой среды и мультимедийного контента из мировой практики
  • Понимает, с чего начинается креативная работа над цифровым пространством и мультимедийным контентом
  • Понимает, как выстраивается работа в команде на этапе подготовки проекта и технических заданий
  • Понимает, почему важен бриф от заказчика или культурной институции
  • Понимает, как создается визуальный контент, и умеет готовить техническое задание на его производство
  • Понимает, какие задачи может решать в экспозиции CG контент, какие его разновидности используются в музейно-выставочной практике, этапы и методы создания графического контента
  • Знает разновидности интерактивного контента в музейно-выставочной практике, типы интерфейсов и механику пользовательского взаимодействия с ними
  • Умеет продумывать изобретательскую, коммуникативную и эстетическую части проекта
  • Разбирается в межплатформенных средах разработки
  • Знает разновидности мультимедиа оборудования, которое применяется для создания мультимедийных частей экспозиций в мировой музейно-выставочной практике
  • Понимает технические процессы работы над мультимедийной инсталляцией
  • Оперирует примерами из музейно-выставочной практики и сопутствующие этому процессы
  • Умеет решать креативные задачи путем создания объектов на стыке индустрий: дизайна, компьютерной графики, игровой разработки, выставочной деятельности
  • Понимает, из каких сущностей складывается цифровое пространство музейно-выставочного проекта
  • Понимает, почему необходимо заранее продумывать информационно-справочные системы
  • Понимает, как в общую картину интегрируются онлайн-проекты
  • Понимает горизонты планирования
  • Представляет, как рассчитываются сроки исполнения каждого этапа
  • Представляет, из чего складывается бюджет проекта
  • Представляет, сколько специалистов необходимо для реализации идеи
  • Ориентируется в авторском праве и договорных отношениях с исполнителями и подрядчиками
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История возникновения и развития музеев в России и мире. Роль и миссия музеев в контексте вызовов современного общества.
    Музей как комплексная институция. Миссия и задачи музеев в контексте социальных и образовательных потребностей общества. Каковы истоки музеев, и как они развиваются с течением времени? От частного коллекционирования до создания музеев для посетителей. Как воспринимаются музеи в XXI веке?
  • Тема 2. Виды музеев и музейные специалисты
    Виды музеев и музейные специалисты. Институциональная система в сфере культуры: формы организации культурных учреждений и основные участники культурных процессов. Классификация музеев по организационным, правовым и содержательным признакам (профиль, характер собрания, уровень подчинения, форма собственности, административно-территориальный признак и др.).
  • Тема 3. Проектирование образовательных и выставочных проектов с точки зрения посетительского опыта музейных программ. Какой проект считать успешным.
    Проектирование образовательных и выставочных проектов с точки зрения посетительского опыта. Что важно учитывать при разработке музейных программ. Какой проект считать успешным.
  • Тема 4. Выставочный отдел: роль, цели, задачи, программа, функции и команда
  • Тема 5. Менеджмент контента
  • Тема 6. От идеи до открытия: выставочные процессы
  • Тема 7. После вернисажа: самостоятельная жизнь экспозиции и работа над ошибками
  • Тема 8. Музейное образование: история развития и текущая ситуация. Образование в системе музейных программ.
    Музейное образование: история развития и текущая ситуация. Образование в системе музейных программ. История появления образовательных проектов на территории художественного музея и «образовательный поворот» середины 2000-х. Бум edutainment в конце нулевых; образование в музеях на территории РФ за последние десять лет.
  • Тема 9. Образовательная стратегия: ключевые векторы
    Образовательная стратегия: ключевые векторы. Разработка образовательных программ. Стратегические «вилки»: интерпретационная или генерирующая практика; планово-убыточная деятельность или коммерчески выгодный проект; сервис или опыт. Примеры в РФ и за рубежом. Динамика развития: вместе и врозь с институцией.
  • Тема 10. Курирование и менеджмент образовательных проектов: факторы успеха
    Курирование и менеджмент образовательных проектов: факторы успеха. Особенности программирования образовательных проектов и проектов живых искусств (live arts): инновационность дискурсивных практик для РФ; обратная связь аудитории как референтная точка; репрезентация процесса; документация как самостоятельный жанр. Плюсы и минусы программирования по возрастам. Плюсы и минусы проектного управления в менеджменте образовательных событий.
  • Тема 11. Ключевые форматы. Образовательная программа к выставке.
  • Тема 12. Ключевые форматы. Международная конференция. Платные курсы и бесплатные циклы лекций. Стажировки. «Неформат»
  • Тема 13. Что такое музейная коллекция. Принципы формирования и репрезентации коллекции.
  • Тема 14. Исследования коллекций. Профессия – куратор музейной коллекции.
  • Тема 15. Цифровая коллекция и ее публикация.
  • Тема 16. Критическое кураторство
    Критическое кураторство. Профессия «Куратор». История кураторства. Этика кураторства. Критика кураторства. Исследование современности. Изучение критической теории.
  • Тема 17. Производство идей
    Производство идей. Как появляются кураторские идеи? Внимание к парадоксам и неоднозначным тенденциям. Формулирование исследовательского вопроса.
  • Тема 18. Производство знаний
    Производство знаний. Кураторство как форма исследования. Междисциплинарные проекты. Поиск создателей контента. Критическое осмысление результатов исследования.
  • Тема 19. Концептуализация
    Концептуализация. Выбор теоретических рамок для концептуализации исследования. Разработка структуры проекта. Выбор форматов представления контента. Текст концепции.
  • Тема 20. Выбор/создание контента
    Выбор/создание контента. Типы контента. Выбор подхода к подаче материала с учетом специфики аудитории, площадки/платформы, бюджета проекта. Определение принципов взаимодействия аудитории с контентом. Формирование списка создателей контента и сбор портфолио. Брифинг, контроль производства.
  • Тема 21. Введение в курс "Мультимедийное проектирование". Рождение новой дисциплины.
    Цели, задачи курса. Профессиональные компетенции, знания и умения, полученные в результате учёбы. Современные вызовы в музейной отрасли. Потребности классических музеев и музеев-аттракционов. Вовлеченность как основное требование современного зрителя. Синтез новой индустрии и параллельные дисциплины.
  • Тема 22. Креативная работа над проектом
    С чего начинается первый этап работы над мультимедиа проектом и откуда берутся идеи. Создание личной и коллективной mind map. Как выстраивается командная работа и распределяются задачи. Почему важна общая концепция. Как работать с брифом заказчика.
  • Тема 23. Создание визуального контента
    Порядок работы над контентом: мудборд, сценарий, раскадровка. Сбор и подготовка материалов. Правила работы со стоковыми материалами. Контент-менеджмент. Работа с архивами. Супервайзинг производства контента. Аудиовизуальный контент. Съёмочный процесс. Монтаж аудиовизуального контента. Структурирование и хранение данных. Этапность производства контента: лучшие практики.
  • Тема 24. Создание CG контента
    Супервайзинг в VFX и моушн-дизайне. Генеративная графика. Анимация и ригинг; Моделирование (полигональное, процедурное); Визуализация. Язык выражений. Введение в саунд-дизайн. Примеры использования в музейно-выставочной практике. 3D, motion capture, виртуальные персонажи, инфографика, классической анимация, Big Data.
  • Тема 25. Цифровой интерактивный проект
    Типы цифрового интерактивного контента. Прототипирование. Типы интерфейсов и механики пользовательского взаимодействия. Эдьютейнмент, геймификация и персонализация опыта. Партиципаторность. Интерактивные форматы: тесты, игры, генераторы, квесты. Межплатформенные среды разработки. Игровые движки.
  • Тема 26. Мультимедиа оборудование
    Опыт применения в музейно-выставочной практике разнообразных аппаратных средств. Задачи, которые решает мультимедийное оборудование. Проекционное оборудование, LED, LCD, OLED, прозрачные матрицы, световые решения, кинетические инсталляции, тач-поверхности, VR, AR, серверы.
  • Тема 27. Инсталляция как составное произведение
    Необходимость применения инсталляций в музейно-выставочной практике. Способы переупаковывания контента в инсталляции. Смысл, который несет инсталляция в контексте всей экспозиции. Аналоговые инсталляции. Кинетические инсталляции. Световые решения. Антивандальность и безопасность. Монтаж, застройка и пусконаладка. Эксплуатация мультимедийных инсталляций. Гарантийные обязательства.
  • Тема 29. Проектная деятельность
    Этапы и сроки проектирования мультимедиа проекта. Бюджетирование. Роли в команде. Договор на разработку контента. Техническое задание. Интеллектуальные права.
  • Тема 28. Цифровое пространство
    Интерактивный контент. Дополненная, виртуальная и смешанная реальность. Онлайн-проекты и образовательные проекты музеев. SMM и прочие каналы взаимодействия с посетителями. Разработка смешанных форматов посещения культурных институций. Расширение посетительского опыта путем включения элементов цифровой среды и мультимедийных решений в оффлайн-проекты.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание по мультимедийному проектированию
    составить техническое задание на создание мультимедийного выставочной зоны / инсталляции. Каждый студент получит свои исходные данные: площадь помещения, световой режим, тип демонстрируемого контента, расстояние от зрителя до носителя информации, необходимость взаимодействия с какими-либо объектами. Задание выполняется в письменном виде
  • неблокирующий Экзамен
    проект в письменной форме сдается до 18 июня, презентация проекта онлайн проходит 25 июня с 18 до 21 на платформе Zoom
  • неблокирующий Задание по выставочной деятельности
    Письменное задание на основе работы музеев. Необходимо выбрать 3 существующих музея и проанализировать прошедшие в них выставки за последние 5 лет. Письменно ответить на вопрос: соответствует ли выставочная история данных музеев концепциям музеев
  • неблокирующий Задание по кураторству
    написать рецензию на культурный проект. Рецензия представляет собой индивидуальную письменную аналитическую работу объемом 1500-2000 слов. Подготовка рецензии предполагает изучение концепции одного из международных или российских культурных проектов, реализованных в 2019 году. В тексте должен быть представлен краткий анализ концепций похожих культурных инициатив, предшествующих реализации рассматриваемого проекта, а также подробный критический анализ последнего, демонстрирующий применение знаний, полученных в ходе занятий, и опирающийся на вторичные источники – рецензии и интервью, научные статьи, монографии (не менее 5 источников). Важной частью рецензии является анализ достоинств и недостатков концепции и предложение рекомендаций по ее улучшению и/или развитию (оценивается по 10-балльной шкале).
  • неблокирующий Задание по музейному образованию
    Прочесть и проанализировать статью Кармен Мерш Alliances for Unlearning: On Gallery Education and Institutions of Critique, написать отзыв на статью не более 1500 знаков
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Задание по выставочной деятельности + 0.1 * Задание по кураторству + 0.1 * Задание по музейному образованию + 0.2 * Задание по мультимедийному проектированию + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • England, D., Schiphorst, T., & Bryan-Kinns, N. (2016). Curating the Digital : Space for Art and Interaction. Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1181882
  • Falk, J. H., & Dierking, L. D. (2018). Learning From Museums (Vol. Second edition). Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1884013
  • Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baker, S., Istvandity, L., & Nowak, R. (2019). Curating Pop : Exhibiting Popular Music in the Museum. New York, NY: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2109237
  • Martin, L., Lord, G. D., & Lord, B. (2012). Manual of Museum Planning : Sustainable Space, Facilities, and Operations (Vol. 3rd ed). Lanham, Md: AltaMira Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=465008
  • Williams, G. (2014). “Art writing in the Second Machine Age: from Andy Warhol to Kenneth Goldsmith” —— How to Write about Contemporary Art, talks and workshops. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45F9BA9C