• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Маркетинговые исследования

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра стратегического маркетинга
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Преподаватели: Ковалёнок Анастасия Юрьевна, Миголь Екатерина Владимировна, Ребязина Вера Александровна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на получение прикладных знаний и навыков в области маркетинговых исследований, которые будут востребованы как в бизнесе, так и в академической среде. Студенты ознакомятся с такими актуальными аспектами маркетинговых исследований, как формулировка бизнес-задачи, разработка дизайна, использование смешанных методов, построение выборки, анализ данных, а также визуализация и применение результатов на практике. Все темы рассматриваются как с теоретической точки зрения, так и отрабатываются на практике посредством решения кейсов от компаний и реализацию собственных проектов. Достижение поставленных задач обеспечивается через вовлечение в разработку и реализацию курса ведущих специалистов одной из крупнейших исследовательских компаний Kantar.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины – познакомить студентов с практикой ведения бизнеса в сфере маркетинговых исследований на примере компании «Кантар». Данный курс полезен для будущей работы и понимания того, что ожидает студентов в маркетинговых исследованиях и консалтинге. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Сформировать концептуальное понимание о маркетинговых исследованиях; 2. Сформировать критическую позицию относительно связи между существующими современными методами и подходами в маркетинговых исследованиях и их влиянием на развитие бизнеса компании; 3. Сформировать компетенцию, позволяющую сопоставлять реальные бизнес-практики с существующими методами и подходами к маркетинговым исследованиям; 4. Сформировать необходимые профессиональные компетенции, которые позволят планировать, реализовывать и оценивать эффективность различных маркетинговых исследований, а также оценивать их долгосрочное влияние на дальнейшее развитие бизнеса компании. Учебная дисциплина «Маркетинговые исследования» является обязательной дисциплиной. Изучение учебной дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения таких дисциплин как «Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Социология», «Основы маркетинга». Изучение данной дисциплины базируется на следующих знаниях: Основы социологической методологии в маркетинге, Основы теории социологического измерения и математической статистики, Основы маркетинговых концепций и стратегий, Технологии маркетинговых исследований. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы, а также при изучении следующих дисциплин: Тактические инструменты маркетинга, Основы стратегического маркетинга, Маркетинговое планирование, Управление взаимоотношениями с клиентами, Современные методы маркетинговых исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные понятия и термины, используемые в дисциплине
  • Знать понятие бизнес-задачи и ее декомпозицию
  • Знать этапы составления дизайна исследования
  • Знать основные понятия, методы маркетинговых исследований
  • Объяснять выбор методов сбора маркетинговой информации
  • Применять принципы разработки дизайна исследования, опираясь на поставленную бизнес-задачу
  • Знать классификацию методов маркетинговых исследований и принципы этики ESOMAR
  • Знать классификацию «смешанных» исследований
  • Анализировать существующие виды смешанного дизайна для выбора наиболее подходящего к конкретной бизнес-задаче
  • Знать принципы формирования выборки исследования
  • Применять метод контент-анализа для самостоятельно собранных качественных данных
  • Применять метод корреляционного анализа на основе качественных данных и интерпретировать полученные результаты
  • Применять метод факторного / кластерного анализа с использованием количественных данных и интерпретировать полученные результаты
  • Аргументировать выбор типа выборки исследования
  • Организовывать проведение полуструктурированных интервью
  • Применять анализ данных с использованием языка программирования python
  • Знать общие принципы построения отчета по результатам маркетингового исследования
  • Применять принципы визуализации для полученных результатов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину
    • Описание структуры курса • Классификация методов маркетинговых исследований • Качественные методы маркетинговых исследований • Количественные методы маркетинговых исследований • Этика ESOMAR
  • Бизнес-задача и ее связь с дизайном маркетингового исследования
    Как возникает бизнес-задача: • Чем бизнес-задача отличается от исследовательской задачи • Как бизнес-задачу трансформировать в исследовательский бриф • Формулировка гипотез(ы) исследования Разбор практических кейсов на основе существующих авторских решений (Kantar) в маркетинговых исследованиях: • Создание инноваций и новые продукты • Развитие бренда • Разработка креатива для продвижения бренда • Повышение эффективности медиа инвестиций • Управление опытом клиентов • Улучшение опыта покупателя в точках продаж
  • Разработка дизайна исследования и смешанные методы исследований
    • Определение целевой аудитории (ЦА) • Методы исследования и выбор наиболее оптимального: o Количественные исследования o Качественные исследования o Смешанные исследования o Нестандартные виды исследований и неопросные данные (SMА, Analytics, Big Data analysis etc) • Структура и принципы составления анкеты • Структура и принципы составления гайда • Как повысить качество собираемых данных через «правильные» вопросы • Поведенческая экономика и ее влияние на исследования потребителей • Источники выборки. Предварительный рекрут респондентов: в каких случаях это необходимо • Способы количественного опроса: CAWI, CATI, F2F, наблюдения • Способы качественного опроса Фокус-группы, Глубинные интервью, Форумы • Как сбор данных влияет на результаты исследования • Фьюжн: осмысленный подход к комбинированию методов • Разбор практических кейсов.
  • Стратегия «смешанных» исследований: интеграция качественных и количественных методов
    • Принятие решения относительно методов исследования • Анализ сильных сторон качественных и количественных методов исследований • Принципы при разработке дизайна смешанного исследования • Система обозначений в смешанных исследованиях • Четыре базовых дизайна смешанных исследований o qual -> QUANT o quant -> QUAL o QUANT -> qual o QUAL -> quant
  • Выборка исследования
    • Что такое репрезентативная выборка • Почему мы можем судить о совокупности по выборке • Какие типы выборок существуют • Погрешности, доверительный интервал и размер выборки • Когда различие можно назвать значимым • Какие особые случаи существуют • Разбор практических кейсов
  • Контент-анализ как метод обработки качественных данных
    - Анализ данных с помощью контент-анализа - Смешанные (качественно-количественные) методы анализа данных - Проектная работа в группах (проведение глубинных интервью, анализ полученных результатов)
  • Анализ данных и интерпретация результатов
    • Процесс анализа данных • Создание «истории» презентации • Проведение факторного анализа, интерпретация результатов • Разбор практических кейсов
  • Математический анализ данных
    • Методы проверки статистических гипотез • Определение важности атрибутов • Использование метрик похожести на практике • Разбор практических кейсов
  • Визуализация результатов исследования
    • Способы предоставления данных • Особенности представления статистической информации • Правила создания презентации, которую хочется читать • Разбор практических кейсов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Разработка дизайна исследования в рамках сквозного проекта
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Проведение интервью и контент-анализ собранных данных в рамках сквозного проекта
  • неблокирующий Домашнее задание 3
    Работа с данными с использованием статистических методов анализа в python
  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Контрольная работа проводится в формате открытых вопросов на семинаре
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Контрольная работа проводится в тестовом формате на лекции
  • неблокирующий Активность
    Активность оценивается, исходя из работы студентов на лекциях и. семинарах
  • неблокирующий Итоговый проект
    Работа (полный текст проекта) должна быть оформлена согласно правилам оформления письменных работ, иметь титульный лист. Презентация по проекту присылается за день до защиты и представляется в формате Power Point, Keynote или аналогичном. Максимальный объем презентации составляет 12-15 слайдов (20 минут). Критерии оценки группового проекта: - содержание 1. Корректность и точность формулирования целей и задач 2. Выбор релевантных подходов для решения поставленных задач 3. Качество анализа научной литературы по актуальной теме 4. Качество сбора и анализа эмпирических данных 5. Достоверность и обоснованность полученных выводов и рекомендаций - презентация 6. Логика представления результатов в презентации 7. Качество оформления презентации 8. Соблюдение регламента выступления Оценка за промежуточные презентации и итоговая оценка за проект зависит от личного вклад студента в реализацию поставленных задач проекта. Максимальная оценка за командный проект – 10 баллов. При пропуске занятий без уважительной причины оценка снижается (более 1 пропуска – минус 1 балл, более 3 пропусков – минус 2 балла, более 3 пропусков – минус 3 балла от итоговой оценки студента). Оценка выставляется каждому студенту индивидуально и может быть разной у участников одной команды. Команда сама может принять решение, какой способ оценки вклада каждого участника применяется: 1. Одинаковая оценка для каждого члена команды при равнозначном вкладе каждого из участников; 2. Распределение баллов внутри команды, в зависимости от вклада каждого участника в проект, решение участники команды принимают самостоятельно с учетом мнений каждого из членов команды. Итоговое решение участников команды должно быть согласовано письменно между всеми участниками команды, а также с руководителем от кафедры. Разница индивидуальной оценки члена команды от средней оценки, полученной командой, не может превышать 2 балла. Оценки, входящие в формулу результирующей оценки за дисциплину, при ее расчете не округляются. Способ округления результирующей оценки по дисциплине: арифметический
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.05 * Активность + 0.05 * Домашнее задание 1 + 0.05 * Домашнее задание 2 + 0.05 * Домашнее задание 3 + 0.3 * Итоговый проект + 0.05 * Контрольная работа 1 + 0.05 * Контрольная работа 2 + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Krippendorff, K. (DE-588)136072429, (DE-576)161833357. (2004). Content analysis : an introduction to its methodology / Klaus Krippendorff. Thousand Oaks, Calif. [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.110340264

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Vanessa Maritz, Daniel J. Petzer, & Christine De Meyer. (2014). The use of storytelling in quantitative research reports: A marketing research firm perspective. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7916B33B
  • Гулакова, О. В., & Ребязина, В. А. (2017). Клиентоориентированность Компаний На Российском Рынке: Декларация Или Реальность? Vestnik of Saint Petersburg University. Management, 16(3), 398–423. https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2017.303