Магистратура
2019/2020





Прагматика киноискусства
Статус:
Курс по выбору (Трансмедийное производство в цифровых индустриях)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Департамент медиа
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Новикова Анна Алексеевна
Прогр. обучения:
Трансмедийное производство в цифровых индустриях
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает изучение истории советского кино с междисциплинарных позиций. Мы посмотрим на киноискусство как на искусство модерна, прослеживая влияние капитализм, процессов индустриализации, урбанизации, секуляризации на его формирование. Поговорим о художниках-новаторах и их открытиях, за каждым успехом и поражением которых стоит человеческая судьбы. Проследим, как идеи просвещения легко использовались как инструмент манипуляции, а кино несло «искусство в массы» и становилось «искусством для масс». Разберемся, как логика кинопроизводства и исторические события влияли на художественные достоинства фильмов.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является знакомство магистрантов с историей отечественной киноиндустрии, основными этапами ее развития в ХХ веке, развитием художественного языка киноискусства и телевизионного кино, идейно-тематическим разнообразием советского и постсоветского кинематографа.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные даты, события и фигуры дореволюционной киноиндустрии
- Знает знаковые фигуры и основные идеи советского художественного авангарда
- Анализирует советские кинофильмы 1930-1940 годов
- Выявляет идеологические советские клише
- Знает принципы работы киноиндустрии во время войны
- Понимает историческую специфику первого послевоенного десятилетия
- Знает принципы культурной политики, заложенной в первое послевоенное десятилетие
- Различает кинематографические школы, формирующиеся в 1960-х гг.
- Понимает влияние, которое оказывали подходы к языку киноискусства на отечественный кинематограф
- Знает имена и самые известные фильмы ведущих режиссеров 1970-х гг.
- Понимает роль самых известных фильмов ведущих режиссеров, которую они играют в киноиндустрии и культурном ландшафте 1970-х гг.
- Понимает процессы и знает фильмографию 1980-х гг. и Перестройки
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Становление индустрии российского кино до революцииКинопроизводство в дореволюционной России. Кинематограф Первой мировой войны (1914 – 1918). Первые создатели кинофильмов. Революция и кинематограф
- Тема 2. Кино и советский художественный авангардРусские авангардисты и их сообщества. Дзига Вертов и его «Киноглаз». Авангард на службе идеологии. Авангард между политической карикатурой и комедией положений. Творчество режиссера Сергея Эйзенштейна.
- Тема 3. Мифологизация советской жизни в киноСоциалистический реализм в искусстве и политические репрессии. Мифологическое кино режиссера Сергея Эйзенштейна. Режиссер Григорий Александров и его комедии. Актер Леонид Утесов в довоенном кино. Актриса Любовь Орлова в довоенном кино. Сельская и городская жизнь в довоенном кино. Довоенные фильмы о грядущей войне. Советская киноиндустрия 1930-х гг.
- Тема 4. Индустрия кино перед и во время Великой отечественной войныКиноиндустрия Великой Отечественной войны. Тематика фильмов, снятых в эвакуации. Советский кинопрокат времен войны. Кино Победы
- Тема 5. Кино и кинопрокат первого послевоенного десятилетияСоветский кинопрокат первого послевоенного десятилетия. Эстетические итоги киноискусства 1030-1950-х гг. «Душевные люди» в кино второй половины 1950-1960 -х гг.
- Тема 6. Кинематограф 1960-х гг.Новый образ коммуниста 1960-х гг. Воспоминания о войне в кино 1960-х гг. Лирика повседневности в кино. Кинематограф эпохи телевидения. Развитие фестивального движения .
- Тема 7. Кинематограф 1970-х гг.Визуализация внутреннего бытия в кинематографе режиссера Андрея Тарковского. Трансформация традиций экранизации классики в советском кино. Фильмы об ученых в советском кино. Основные тенденции в кино эпохи социального застоя. Кинофантастика 1970-х гг. Становление эстетики многосерийного телефильма. Советская телевизионная комедия режиссера Эльдара Рязнова. Кинопритчи режиссера Марка Захарова.
- Тема 8. Кинематограф 1980-х гг. и ПерестройкиПереосмысление итогов войны в конце 1970 – начале 1980-х гг. Тема отчуждения в фильмах режиссеров Киры Муратовой и Вадима Абдрашитова. Фантасмагория в кино середины 1980 – начала 1990-х гг.
Элементы контроля
- Устный опрос на семинарском занятии
- Дискуссия на семинарском занятии
- Обсуждение докладов по теме (доклады делаются группами по 2-3 человека)
- Разбор домашнего задания
- Домашние задания
- Тест
- ЭссеОбъем эссе – 1500 - 2000 тыс. знаков с пробелами. Выбор темы и фильмов на усмотрение студента.
- ДокладВыставляется общая оценка для всей группы
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * Доклад + 0.25 * Домашние задания + 0.25 * Тест + 0.25 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
Рекомендуемая дополнительная литература
- Основы экранной культуры: Учебное пособие / Брейтман А.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 112 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-105855-8 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/910751