• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Прагматика киноискусства

Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Трансмедийное производство в цифровых индустриях
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает изучение истории советского кино с междисциплинарных позиций. Мы посмотрим на киноискусство как на искусство модерна, прослеживая влияние капитализм, процессов индустриализации, урбанизации, секуляризации на его формирование. Поговорим о художниках-новаторах и их открытиях, за каждым успехом и поражением которых стоит человеческая судьбы. Проследим, как идеи просвещения легко использовались как инструмент манипуляции, а кино несло «искусство в массы» и становилось «искусством для масс». Разберемся, как логика кинопроизводства и исторические события влияли на художественные достоинства фильмов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является знакомство магистрантов с историей отечественной киноиндустрии, основными этапами ее развития в ХХ веке, развитием художественного языка киноискусства и телевизионного кино, идейно-тематическим разнообразием советского и постсоветского кинематографа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные даты, события и фигуры дореволюционной киноиндустрии
  • Знает знаковые фигуры и основные идеи советского художественного авангарда
  • Анализирует советские кинофильмы 1930-1940 годов
  • Выявляет идеологические советские клише
  • Знает принципы работы киноиндустрии во время войны
  • Понимает историческую специфику первого послевоенного десятилетия
  • Знает принципы культурной политики, заложенной в первое послевоенное десятилетие
  • Различает кинематографические школы, формирующиеся в 1960-х гг.
  • Понимает влияние, которое оказывали подходы к языку киноискусства на отечественный кинематограф
  • Знает имена и самые известные фильмы ведущих режиссеров 1970-х гг.
  • Понимает роль самых известных фильмов ведущих режиссеров, которую они играют в киноиндустрии и культурном ландшафте 1970-х гг.
  • Понимает процессы и знает фильмографию 1980-х гг. и Перестройки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Становление индустрии российского кино до революции
    Кинопроизводство в дореволюционной России. Кинематограф Первой мировой войны (1914 – 1918). Первые создатели кинофильмов. Революция и кинематограф
  • Тема 2. Кино и советский художественный авангард
    Русские авангардисты и их сообщества. Дзига Вертов и его «Киноглаз». Авангард на службе идеологии. Авангард между политической карикатурой и комедией положений. Творчество режиссера Сергея Эйзенштейна.
  • Тема 3. Мифологизация советской жизни в кино
    Социалистический реализм в искусстве и политические репрессии. Мифологическое кино режиссера Сергея Эйзенштейна. Режиссер Григорий Александров и его комедии. Актер Леонид Утесов в довоенном кино. Актриса Любовь Орлова в довоенном кино. Сельская и городская жизнь в довоенном кино. Довоенные фильмы о грядущей войне. Советская киноиндустрия 1930-х гг.
  • Тема 4. Индустрия кино перед и во время Великой отечественной войны
    Киноиндустрия Великой Отечественной войны. Тематика фильмов, снятых в эвакуации. Советский кинопрокат времен войны. Кино Победы
  • Тема 5. Кино и кинопрокат первого послевоенного десятилетия
    Советский кинопрокат первого послевоенного десятилетия. Эстетические итоги киноискусства 1030-1950-х гг. «Душевные люди» в кино второй половины 1950-1960 -х гг.
  • Тема 6. Кинематограф 1960-х гг.
    Новый образ коммуниста 1960-х гг. Воспоминания о войне в кино 1960-х гг. Лирика повседневности в кино. Кинематограф эпохи телевидения. Развитие фестивального движения .
  • Тема 7. Кинематограф 1970-х гг.
    Визуализация внутреннего бытия в кинематографе режиссера Андрея Тарковского. Трансформация традиций экранизации классики в советском кино. Фильмы об ученых в советском кино. Основные тенденции в кино эпохи социального застоя. Кинофантастика 1970-х гг. Становление эстетики многосерийного телефильма. Советская телевизионная комедия режиссера Эльдара Рязнова. Кинопритчи режиссера Марка Захарова.
  • Тема 8. Кинематограф 1980-х гг. и Перестройки
    Переосмысление итогов войны в конце 1970 – начале 1980-х гг. Тема отчуждения в фильмах режиссеров Киры Муратовой и Вадима Абдрашитова. Фантасмагория в кино середины 1980 – начала 1990-х гг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный опрос на семинарском занятии
  • неблокирующий Дискуссия на семинарском занятии
  • неблокирующий Обсуждение докладов по теме (доклады делаются группами по 2-3 человека)
  • неблокирующий Разбор домашнего задания
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Эссе
    Объем эссе – 1500 - 2000 тыс. знаков с пробелами. Выбор темы и фильмов на усмотрение студента.
  • неблокирующий Доклад
    Выставляется общая оценка для всей группы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Доклад + 0.25 * Домашние задания + 0.25 * Тест + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы экранной культуры: Учебное пособие / Брейтман А.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 112 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-105855-8 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/910751