• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Практикум по методике преподавания РКИ на продвинутом этапе

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с важнейшими явлениями в теории освоения языка и методике его преподавания на продвинутом этапе, систематизирует знания об образовательных ресурсах и учебных комплексах в области РКИ, тренирует умения и формирует навыки преподавания РКИ в группах с разным составом обучающихся, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере преподавания РКИ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с важнейшими явлениями в теории освоения языка и методике его преподавания на продвинутом этапе
  • получение магистрантами знаний о требованиях, предъявляемых к программам обучению студентов-иностранцев русскому языку на продвинутом этапе, об образовательных ресурсах и учебных комплексах в области РКИ и особенностях их применения
  • практическое освоение студентами-магистрантами умений и навыков преподавания РКИ в группах с разным составом обучающихся
  • развитие умений самостоятельной разработки новых учебных программ и курсов по РКИ на продвинутом этапе
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает современные методики в преподавании РКИ в применении к продвинутому уровню владения языком
  • сравнивает преимущества и ограничения методик при работе на продвинутом этапе
  • анализирует популярные сегодня учебные пособия по РКИ, предназначенные для работы с разными целевыми аудиториями, с указанием их особенностей, преимуществ и недостатков
  • анализирует уроки разных преподавателей РКИ (в том числе применяемые преподавателем пособия и методики, работу студентов, особенности обратной связи на уроках, формат, цели и задачи домашних заданий и пр.)
  • составляет план занятия, основываясь на оценке уровня владения языком и особенностях групповой динамики конкретных учебных групп
  • проводит собственные уроки в группах
  • анализирует проведенные уроки по плану: (а) описание урока, поставленные преподавателем цели и задачи, полное методическое сопровождение урока, (б) что удалось, (в) что нужно изменить / добавить.
  • знает базовые принципы преподавания РКИ на продвинутом этапе по сравнению с общеметодическими и общедидактическими принципами преподавания иностранного языка
  • подбирает учебные материалы и составляет методические рекомендации для студентов выявленного уровня в соответствии с их потребностями, запросами и ожиданиями
  • разрабатывает собственные курсы для студентов продвинутого уровня
  • определяет уровень владения языком (проводит тестирование по разным аспектам языковой деятельности)
  • оценивает языковые знания и умения студентов на продвинутом уровне владения русским языком
  • анализирует проблемные ситуации, возникающие при работе в смешанных группах (со студентами, изучающими русский язык как иностранный и с эритажными носителями русского языка)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Современные методики в преподавании РКИ в применении к продвинутому уровню владения языком, особенности тематики, отбора материала, методических подходов при работе на продвинутом этапе.
  • Современные учебные пособия по РКИ (продвинутый этап)
    Анализ современных учебных пособий по РКИ, предназначенных для работы с разными целевыми аудиториями, задачи специализированных пособий и особенности работы с ними.
  • Особенности работы на продвинутом этапе у разных преподавателей-практиков. Работа в смешанных группах на продвинутом уровне (начало)
    Посещения занятий по РКИ для студентов продвинутого уровня, анализ применяемых пособий и методик, оценка работы студентов, особенности обратной связи на уроках, анализ формата, целей и задач домашних заданий и пр.
  • Особенности работы на продвинутом этапе у разных преподавателей-практиков. Работа в смешанных группах на продвинутом уровне (продолжение)
    Особенности работы в группе со студентами, изучающими русский язык как иностранный и с эритажными носителями русского языка. Проблема отбора грамматики, рекомендации по выбору материалов.
  • Практикум: разработка и проведение собственных занятий
    Разработка собственного урока, основываясь на оценке уровня владения языком и особенностях групповой динамики конкретных учебных групп (посещение которых предусмотрено в блоке 4). Проведение занятий в группе однокурсников с последующим обсуждением.
  • Анализ своего урока и уроков однокурсников
    Письменный анализ проведенных уроков по плану: (а) описание урока, поставленные преподавателем цели и задачи, полное методическое сопровождение урока, (б) что удалось, (в) что нужно изменить / добавить.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания
    Поскольку повторить обсуждение домашних заданий и проведение занятий на семинарах не представляется возможным, элементы текущего контроля не пересдаются
  • неблокирующий проведение занятий
    Поскольку повторить обсуждение домашних заданий и проведение занятий на семинарах не представляется возможным, элементы текущего контроля не пересдаются.
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен пересдается в соответствии с правилами, утвержденными академсоветом ОП. КИМ-ы для первой пересдачи идентичны КИМ-ам основного экзамена, для второй при необходимости создаются отдельно с учетом образовательных результатов, описанных в настоящей программе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * домашние задания + 0.3 * проведение занятий + 0.2 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Labeau, E., & Saddour, I. (2012). Tense, Aspect and Mood in First and Second Language Acquisition. New York: Brill | Rodopi. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=472288
  • Schwieter, J. W. (2013). Innovative Research and Practices in Second Language Acquisition and Bilingualism. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=622060

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Рогачева Е.Н., Семенова Л.И. - Русский как иностранный. Синтаксис простого и сложного предложения: Продвинутый уровень - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 261с. - ISBN: 978-5-9765-3473-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102640