Магистратура
2019/2020
Практикум по методике преподавания РКИ на продвинутом этапе
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с важнейшими явлениями в теории освоения языка и методике его преподавания на продвинутом этапе, систематизирует знания об образовательных ресурсах и учебных комплексах в области РКИ, тренирует умения и формирует навыки преподавания РКИ в группах с разным составом обучающихся, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере преподавания РКИ.
Цель освоения дисциплины
- знакомство с важнейшими явлениями в теории освоения языка и методике его преподавания на продвинутом этапе
- получение магистрантами знаний о требованиях, предъявляемых к программам обучению студентов-иностранцев русскому языку на продвинутом этапе, об образовательных ресурсах и учебных комплексах в области РКИ и особенностях их применения
- практическое освоение студентами-магистрантами умений и навыков преподавания РКИ в группах с разным составом обучающихся
- развитие умений самостоятельной разработки новых учебных программ и курсов по РКИ на продвинутом этапе
Планируемые результаты обучения
- знает современные методики в преподавании РКИ в применении к продвинутому уровню владения языком
- сравнивает преимущества и ограничения методик при работе на продвинутом этапе
- анализирует популярные сегодня учебные пособия по РКИ, предназначенные для работы с разными целевыми аудиториями, с указанием их особенностей, преимуществ и недостатков
- анализирует уроки разных преподавателей РКИ (в том числе применяемые преподавателем пособия и методики, работу студентов, особенности обратной связи на уроках, формат, цели и задачи домашних заданий и пр.)
- составляет план занятия, основываясь на оценке уровня владения языком и особенностях групповой динамики конкретных учебных групп
- проводит собственные уроки в группах
- анализирует проведенные уроки по плану: (а) описание урока, поставленные преподавателем цели и задачи, полное методическое сопровождение урока, (б) что удалось, (в) что нужно изменить / добавить.
- знает базовые принципы преподавания РКИ на продвинутом этапе по сравнению с общеметодическими и общедидактическими принципами преподавания иностранного языка
- подбирает учебные материалы и составляет методические рекомендации для студентов выявленного уровня в соответствии с их потребностями, запросами и ожиданиями
- разрабатывает собственные курсы для студентов продвинутого уровня
- определяет уровень владения языком (проводит тестирование по разным аспектам языковой деятельности)
- оценивает языковые знания и умения студентов на продвинутом уровне владения русским языком
- анализирует проблемные ситуации, возникающие при работе в смешанных группах (со студентами, изучающими русский язык как иностранный и с эритажными носителями русского языка)
Содержание учебной дисциплины
- ВведениеСовременные методики в преподавании РКИ в применении к продвинутому уровню владения языком, особенности тематики, отбора материала, методических подходов при работе на продвинутом этапе.
- Современные учебные пособия по РКИ (продвинутый этап)Анализ современных учебных пособий по РКИ, предназначенных для работы с разными целевыми аудиториями, задачи специализированных пособий и особенности работы с ними.
- Особенности работы на продвинутом этапе у разных преподавателей-практиков. Работа в смешанных группах на продвинутом уровне (начало)Посещения занятий по РКИ для студентов продвинутого уровня, анализ применяемых пособий и методик, оценка работы студентов, особенности обратной связи на уроках, анализ формата, целей и задач домашних заданий и пр.
- Особенности работы на продвинутом этапе у разных преподавателей-практиков. Работа в смешанных группах на продвинутом уровне (продолжение)Особенности работы в группе со студентами, изучающими русский язык как иностранный и с эритажными носителями русского языка. Проблема отбора грамматики, рекомендации по выбору материалов.
- Практикум: разработка и проведение собственных занятийРазработка собственного урока, основываясь на оценке уровня владения языком и особенностях групповой динамики конкретных учебных групп (посещение которых предусмотрено в блоке 4). Проведение занятий в группе однокурсников с последующим обсуждением.
- Анализ своего урока и уроков однокурсниковПисьменный анализ проведенных уроков по плану: (а) описание урока, поставленные преподавателем цели и задачи, полное методическое сопровождение урока, (б) что удалось, (в) что нужно изменить / добавить.
Элементы контроля
- домашние заданияПоскольку повторить обсуждение домашних заданий и проведение занятий на семинарах не представляется возможным, элементы текущего контроля не пересдаются
- проведение занятийПоскольку повторить обсуждение домашних заданий и проведение занятий на семинарах не представляется возможным, элементы текущего контроля не пересдаются.
- экзаменЭкзамен пересдается в соответствии с правилами, утвержденными академсоветом ОП. КИМ-ы для первой пересдачи идентичны КИМ-ам основного экзамена, для второй при необходимости создаются отдельно с учетом образовательных результатов, описанных в настоящей программе
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.5 * домашние задания + 0.3 * проведение занятий + 0.2 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Labeau, E., & Saddour, I. (2012). Tense, Aspect and Mood in First and Second Language Acquisition. New York: Brill | Rodopi. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=472288
- Schwieter, J. W. (2013). Innovative Research and Practices in Second Language Acquisition and Bilingualism. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=622060
Рекомендуемая дополнительная литература
- Рогачева Е.Н., Семенова Л.И. - Русский как иностранный. Синтаксис простого и сложного предложения: Продвинутый уровень - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 261с. - ISBN: 978-5-9765-3473-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102640