• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Экономика медиа

Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Трансмедийное производство в цифровых индустриях
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Экономика медиа" призван познакомить студентов с основными понятиями экономической теории, применимых к медиарынку. В рамках курса магистранты познакомятся с основными характеристиками медиарынка как сдвоенного рынка, а также узнают особенности "культурного" продукта. Также в рамках курса студенты узнают о видах концентрации и конкуренции в СМИ, а также о возможных способах государственного регулирования этих явлений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о системе СМИ как системе, действующей в рамках хозяйственных и экономических связей при специфической организации труда и в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления
  • Знакомство студентов с основными составляющими экономики медиа, особенностями медиарынка как специфической системы обмена, с ключевыми моделями медиаэкономики (связанными, прежде всего, со степенью коммерциализации медиаиндустрии)
  • Сформировать у студентов представления об основных функциях и ролях рекламы, видах современной рекламы и средствах ее распространения, изучить зарубежный, а так-же отечественный опыт функционирования рекламного рынка, его экономические, национальные и культурные особенности, проанализировать правовые основы функционирования рекламной деятельности в разных странах
  • Курс позволит обозначить ключевые отличия государственной экономической политики в области медиа различных стран мира, сформировать пони-мание основных особенностей регулирования экономики медиа (регулирования концентрации, национальной идентичности в медиа и т. д.)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Специфика медиа как товара и медиаиндустрии в целом, основные понятия медиаэкономики.
    Роль медиа в современной экономике. Концепция медиаиндустрии как индустрии услуг: плюсы и минусы. Трансформация экономической системы во второй половине ХХ в. и рост роли медиа. Доля медиарынка в экономике развитых стран и России. Рынок СМИ как рынок периодических средств информации. Узость понятия «рынок СМИ». Медиа-рынок и его компоненты: СМИ, рекламные агентства и их подвиды (медиабайеры, медиаселлеры), коммуникационные агентства, книжный рынок, рынок аудиовизуальной продукции, рынок мобильного и интернет-контента. Политэкономическое понятие индустрии. Индустрия как массово-организованное произ-водство продукта в результате воздействия концентрированной рабочей силы и технических средств. Экономические факторы развития медиаиндустрии: развитие мануфактурного и капиталистического производства. Политические факторы развития медиаинду-стрии: свобода обмена информацией как рынок. Социальные факторы развития медиаин-дустрии: появление читательской аудитории. Технологические факторы развития медиаиндустрии: появление современных средств связи, распространения, печати и оформления СМИ. Гибридность медиапродукта. Разделение в экономике медиа понятия «контент» и понятия «носитель». Продукты общественные и продукты частные. Информация как коллективный и общественный товар. Носитель информации как частный товар. Реклама как товар не подлежащий классификации. Концепция «общественного» и «частного» в экономике медиапродуктов.
  • Тема 2. Основные экономические модели функционирования медиаэкономики. Эволюция моделей.
    Общая классификация моделей. Две «основополагающие модели»: модель прямой платы за услугу (издательская), модель окупаемости за счет рекламы (модель потока). Промежуточная модель печатной информации. Коммерческие и некоммерческие модели: классиче-ская коммерческая модель, коммерческая дотационная модель, общественная модель, государственная модель. Эволюция моделей на Западе в сторону коммерческих. Предпочтения модели прямой платы за услугу. Гибридные модели.
  • Тема 3. Концепция сдвоенного рынка СМИ.
    Медиа – двойственный рынок товаров и услуг. Стоимость первого экземпляра и экономика масштабов производства. Особенности ценообразования индустрии печатных СМИ. Особенности ценообразования аудиовизуальной продукции. Концепция случайной цены медиа. Доходы и расходы медиа. Издержки в медиаиндустрии: постоянные и переменные издержки различных видов медиа. Издержки и объемы производства в медиаиндустрии. Функция издателя в медиаиндустрии.
  • Тема 4. Конкуренция СМИ: ее виды. Типы рыночных структур в медиаиндустрии.
    Конкуренция СМИ на различных рынках: на рынке содержания, на рынке рекламы, на рынке досуга. Концепция «экономики внимания». Виды конкуренции и доминирующие виды конкуренции на рынке медиа развитых стран. Уровни конкуренции и концепции «зонтичной конкуренции». Стратегии в рамках тройственной схемы издатель-читатель-рекламодатель. Соотношение цены и тиража/распространяемости продукта, эластичность по цене. Соотношение спроса и предложения на медиарынке. Соотношение тира-жа/распространяемости и объема рекламы. Стратегии в рамках развития рекламного рынка. Основные стратегии в условиях кризиса и мутаций рынков. Стратегии в условиях кризиса рекламного рынка. Стратегии в условиях кризиса рынка печатных СМИ. Стратегии в условиях кризиса аудитории эфирного ТВ.
  • Тема 5. Концентрация в медиа. Ведущие мировые медиаконцерны.
    Три вида концентрации медиа-бизнеса: вертикальная, горизонтальная, диагональ-ная. Кластеризация медиа и ее причины. Почему необходимо ограничивать кон-центрацию СМИ? История процессов концентрации. Создание горизонтальных газетных концернов в конце 19 в. Вертикальная и диагональная концентрация во второй половине ХХ вв. Роль семейных монополий в концентрации СМИ. Разде-ление управления и собственности в медиа. История формирования основных медиаконцернов. Общие особенности крупных медиаконцернов: сращение СМИ, культурных индустрий, телекоммуникаций и электронных видов досуга. Концерн AOL-Time Warner как лидер по обороту: основные активы, проблемы слияния AOL и Time Warner. Концерн Walt Disney как лидер бизнеса в сфере раз-влечений: основные активы, превращение студии анимации в диверсифицированный медиабизнес. Концерн Viacom: основные активы, расчленение Viacom в 2005 г. Новые медиакомпании США. News Corporation как глобальный медиаконцерн международного масштаба. Основные активы, развитие глобального спутникового ТВ. Концерн Bertelsmann: единственный европейский концерн мирового масштаба. Деградация концерна Vivendi Universal.
  • Тема 6. Инфраструктура медиа. Сети передачи данных для медиа, способы цифровой дистрибуции медиапродуктов.
    Устройство медийной экосистемы. Взаимосвязь производства медиаоборудования, сегмента услуг связи и отрасли массовых коммуникаций. Модели распоряжения и управления частотным ресурсом. Национальные особенности менеджмента частотного спектра. Модели доставки телевизионного сигнала.
  • Тема 7. Государственная политика в области медиа.
    Необходимость регулирования медиа со стороны государства: концепция вмешательства и невмешательства государства в медиабизнес. Противоречие между общественной функцией медиа и их коммерческой ролью. Причины государственной поддержки: поддержка плюрализма, конкуренции мнений. Отрицательные стороны государственной поддержки: сохранение экономически слабых компаний. Государственная поддержка газетного сектора в развитых странах Запада: закон о сохранении газет США, системы дотаций прессе в Европе. Система непрямой поддержки: удешевление почтовых тарифов, налоговые льготы. Си-стема государственной поддержки СМИ в России. Ограничения, связанные с антимонопольным законодательством и пересмотр политики антимонопольных ограничений за рубежом. Ограничения на владение СМИ. Ограничения в сфере телерадиовещания: лицензирование. Обязательства по поддержке национального аудиовизуального производства. Обязательства в области контента.
  • Тема 8. Программа "Microsoft Excel" как основной инструмент анализа цифровой информации на медиапредприятиях.
    Базовые операции программы "Microsoft Excel". Построение графиков, круговых диаграмм, столбиковых диаграмм, диаграмм рассеяния.
  • Тема 9. Элементы статистического анализа и их реализация в сфере медиаисследо-ваний с помощью программы "Microsoft Excel".
    Построение трендов. Корреляционный анализ и его использование для анализа данных.
  • Тема 10. Анализ аудитории и его использование в практике СМИ с помощью про-граммы "Microsoft Excel"
    Построение позиционных карт СМИ. Расчёт погрешности аудиторных показателей. По-строение простейших прогнозных моделей поведения аудитории.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по итогам лекционных занятий
  • неблокирующий Итоговая оценка по итогам первого модуля
  • неблокирующий Итоговая оценка по итогам второго модуля
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Итоговая оценка по итогам второго модуля + 0.3 * Итоговая оценка по итогам первого модуля + 0.4 * Тест по итогам лекционных занятий
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Блинова М.В., Вартанова Е.Л., Вырковский А.В. — Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учеб. пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2013 - ISBN: 978–5–7567–0683–3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/68803