• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Социология

Статус: Курс по выбору
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 10

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Социология» направлена на обучение студентов основам социологии, базовым социологических понятий, методам социологических исследований. В дисциплине системно показана эволюция основных понятий социологии в истории социальной мысли, показана панорама современных дискуссий по ключевым вопросам социальной теории и их практическое применение.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью курса «Социология» является формирование у студентов целостного представления о социологии как академической дисциплине – освоении системы базовых социологических понятий, описания современных социальных реалий с позиций основополагающих теорий данной науки. Кратко освещаются кратко основные методы социологических исследований. Для достижения данных целей в курсе системно представлены основные понятия социологии, показана их эволюция в истории социальной мысли, показана панорама современных дискуссий по ключевым вопросам социальной теории
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: • понятийный и концептуальный аппарат современной социологии. • основные принципы и стадии социологического исследования, главные страте-гии и методы; Уметь: • применять освоенный теоретический аппарат для описания и анализа конкретных социальных ситуаций и сюжетов, связанных, в частности, с современной ситуаци-ей в России и мире; • интерпретировать результаты эмпирических исследований, проводившихся как за рубежом, так и в России по заявленной тематике;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и метод социологии.
    Особенности взаимодействия между людьми. Знак, символ, язык. Творческая природа человека. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Понятие социального наследования.. Модель социологического человека. Ос-новные положения позитивного метода. Структура современного социологического зна-ния, полипарадигмальная структура современных социальных наук, теории среднего уровня.
  • Предпосылки возникновения социологии как науки.
    Специфика учений о человеке до возникновения научной социологии. Основные пред-посылки возникновения социологии. Социальные предпосылки научных знаний об обществе, сложившиеся в эпоху Нового времени. Интеллектуальные предпосылки: учение о позитивном социальном законе и обществе, как объективной реальности; учение о методе; учение о прогрессе. Их влияние на дальнейшее развитие социологической науки.
  • Социальные группы и социальные отношения.
    Понятие социальных отношений. Группа как носитель социальных отношений. Многообразие социальных групп. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типология социальных групп. Малые, средние, большие группы, локальные - дислокальные, первичные – вторичные, целевые и нецелевые, критерии их выделения. Референтные группы. Роль первичных групп в современном обществе: хоторнский эксперимент, исследования К. Левина. Первичные и сплоченные группы в социологии самоубийств (Дюркгейм) Ролевая структура социальной группы, современные концепции лидерства. Типы взаимодействия внутри группы. Устойчивость социальной группы. Социальные организации как специфический тип социальных групп.
  • Социальные роли, нормы и ценности. Проблема аномии.
    Понятие социальной роли. Роль и группа. Ролевое напряжение, причины возникновения, основные типы. Межролевые и внутриролевые конфликты. Способы разрешения роле-вых конфликтов. Социальные нормы и ценности. Основные классификации норм, нормы формальные и неформальные, «мягкие и жесткие», предписывающие и запретительные. Обычаи и нормы в традиционном и современных обществах. Обычаи и ритуалы. Ритуал как способ взаимодействия со священными предметами (Дюркгейм). Понятие ценности. Групповые и индивидуальные цели как ценности. Понятие аномии, роль аномии в со-временном мире. Различные определения аномии. Понятия терминальных и инструментальных ценностей, их несоответствие как источник аномии.
  • Элементы социального поведения.
    Социальный контроль и отклоняющееся поведение. Задачи и функции социального контроля. Основные механизмы социального контроля, его относительность. Формальный и неформальный социальный контроль. Механизм внешнего социального контроля, понятие социальных санкции, их классификации. Особенности социального контроля в раз-личных обществах (традиционное и индустриальное). Понятие девиации и ее роль в функционировании и развитии общества. Типология отклоняющегося поведения Мертона. Основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения: физиологическая концепция, психологическая, функционализм, марксизм, радикальная криминология. Роль девиантного поведения в экономической истории. Протестантские девиантные общины и их роль в становлении Западного капитализма (М. Вебер).
  • Социализация человека, основные концепции.
    Социализация как процесс усвоения культуры. Понятия первичной и вторичной социализации, их основные особенности. Проблема вторичной социализации в современном мире. Основные концепции социализации: психоаналитическая теория, теории «зеркального Я», «Обобщенного другого», «Значимого другого». Механизм и агенты социализации, роль референтных групп в процессе социализации. Социализация и девиантное поведение. Особенности социализации в традиционном и современном обществах. Саморегуляция Социализация и свобода личности. Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.
  • Понятие общества. Социальная структура и стратификация, социальная мобильность.
    Понятие общества. Общество и культура. Объективные и субъективные факторы развития общества. Понятия традиционного, индустриального и постиндустриального обществ, их противоречивость. Социальный статус человека. Соотношение статуса и роли, ролевой набор. Ранговые и номинальные статусы. Биологические, достигаемые и пред-писанные статусы. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества. Основные подходы к объяснению природы социального неравенства (фукционализм, конфликтологизм, теории Маркса и Вебера). «Железный закон олигархии». Понятие эли-ты. Социальные слои, классы, страты, основные критерии деления. Объективные и субъективные факторы в формировании класса. Концепция смешанных стратификационых систем. Современные концепции социальной стратификации советского и постсоветского обществ. Социальная мобильность, ее критерии и виды. Социальные лифты
  • Культура и общество. Многообразие культур.
    Понятие культуры, многозначность термина. Культурное наследование как атрибут человеческого общества. Проблема происхождения культуры. Культура материальная и духовная, относительность этих понятий, их взаимосвязанность. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контркультуры. Молодежные субкультуры в современном об-ществе, роль контркультур в социальном мире. Культура и группа. Проблема многообразия культур, дилемма эволюционного и плюралистического подходов, основные представители этих направлений. Современные концепции классификации культур, (типология Клакхона-Стродтбека, Хофштеда). Формы и разновидности культуры: народная, массо-вая, элитарная культуры. Взаимодействие культур. Эволюционизм и плюрализм, позити-вистская и понимающая социологии о возможностях и перспективах взаимодействия культур. Постиндустриальное общество и его культурные характеристики. Тема 9. Со-циальные институты общества: религия, семья, наука. Понятие социального института, основные элементы социального института. Функции социальных институтов, понятие явных и латентных функций. Процесс институционализации. Важнейшие институты со-временного общества. Религия как феномен культуры и социальный институт. Предпо-сылки возникновения социологии религии, особенности социологического подхода. Формирование основ социологии религии в трудах Конта, Маркса, Дюркгейма, Вебера. Проблема происхождения религии. Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ, особенности их динамики. Основные функции религии, их специфика в современном мире. Религия и экономика. Основные тенденции развития религий, понятия модернизации, секуляризации, экуменизма. Семья как социальный институт. Определение семьи и брака, их типологии. Функции семьи, тенденции развития в современном обществе. Понятие гендера, гендерные проблемы. Институциональные при-знаки науки. Понятие парадигмы.
  • Методология социологического исследования.
    Качественный и количественный подход Базовые принципы научного исследования, гипотетико-дедуктивный метод. Основные принципы проведения эмпирических исследований в социологии. Взаимосвязь между теорией, гипотезой и исследовательским вопросом. Основные элементы социологического исследования. Определение методологии, метода, техники, процедуры, их взаимосвязь. Цели и задачи, объект и предмет исследования. Познавательные возможности методологии количественного и качественного исследований: ограничения и возможности. Основные виды качественных и количественных методов.
  • Программа исследования как путь от идеи к результату.
    Принципиальная схема проведения социологического исследования: этапы, процедуры, их взаимосвязь и особенности применения. Объяснительный и описательный дизайны исследования. Логика количественных методов. От теории к гипотезам, от понятий к пе-ременным. Постановка задач, выбор методов. Концептуализация понятий. Измерение и операционализация. Программа в качественном исследовании, особенности. Выборка. Единицы анализа. Индивиды, домохозяйства, организации. Понятие выборки и репрезентативности. Основы выборочной процедуры. Типы выборок.
  • Опросные методы.
    Анкетирование и интервью, их виды Виды опросов. Личное интервью, телефонный опрос, самозаполнение, Интернетопросы. Ограничения и область применения. Адекватность вида опроса исследовательской задаче. Анкета как исследовательский инструмент. Форма вопроса и содержание. Вопрос и его структурные элементы, классификация вопросов: открытые и закрытые, вопросыфильтры, контрольные вопросы, множественные вопросы и т.д. Формулирование вопросов, ошибки. Вопросы о поведении и установках. Структурные принципы построения анкеты. Интервью в социологии и в журналистике. Качественное интервью. Отличие от «количественного». Основные элементы интервью. Классификация видов интервью: по степени формализованности, по стилю ведения беседы, исследовательским задачам и пр. Этапы подготовки и процедура проведения интервью. Анализ интервью.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * контрольная работа + 0.3 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зомбарт В. ; Пер. Маркусон И. Д. - СОЦИОЛОГИЯ. ХРЕСТОМАТИЯ 3-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-9916-7122-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-hrestomatiya-392946
  • Касьянов В. В., Мерзаканов С. А. - СОЦИОЛОГИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 196с. - ISBN: 978-5-534-11436-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-dlya-ekonomistov-445289

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюркгейм Э. ; Пер. Гофман А. Б. - СОЦИОЛОГИЯ. ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 4-е изд. - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-06587-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-ee-predmet-metod-prednaznachenie-412077