• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Макроэкономика

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Ким Игорь Александрович, Корнильева Мария Кирилловна, Кутянов Владислав Андреевич, Сидорова Елена Евгеньевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Традиционно курс «Экономическая теория», частью которого является «Макроэкономика», считается основой, на которой базируется дальнейшее изучение широкого круга других экономических дисциплин. В процессе прохождения курса слушатели должны познакомиться с ключевыми макроэкономическими категориями и моделями и получить навыки их использования в теоретической и в практической деятельности. Курс охватывает главные проблемы макроэкономического анализа: макроэкономический кругооборот, важнейшие макроэкономические индикаторы, теории экономического роста и альтернативные объяснения феномена бизнес цикла, государственная антициклическая бюджетно-налоговая и кредитноденежная политики, внешнеэкономические связи страны. На период дистанционного обучения для студентов будут доступны видеолекции по всем оставшимся темам курса, слайды к лекциям и контрольные тесты для самопроверки и закрепления материала. Кроме того, в соответствии с расписанием будут проводить лекции (видеоконференции-консультации по теме прошедшей лекции с ответами на вопросы, которые у вас возникли после просмотра, с проработкой сложных вопросов и т.д) и семинары (разбор типовых задач и контрольные тесты). За работу на семинарах будут ставиться оценки - за разбор задач, подготовленный самими студентами и по результатам контрольных тестов. Домашнее задание остается без изменений. Вторая контрольная работа и экзаменационная контрольная будет проведена в традиционном формате (в случае отмены карантина) или в дистанционном формате (в противном случае).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Иметь представление о важнейших направления макроэкономики и областях ее применения
  • Понимать, как макроэкономическая конъюнктура воздействует на отдельную фирму, результаты ее деятельности и как она может определять принимаемые фирмой решения
  • Знать сущность и принципы построения основных макроэкономических индикаторов и уметь с их помощью анализировать общую макроэкономическую ситуацию в стране, понимать тенденции развития экономики
  • Владеть навыками использования макроэкономических моделей
  • Понимать цели и задачи государственной макроэкономической политики
  • Уметь использовать знание теоретических положений для решения конкретных задач в своей практической деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент выделяет основные и секторы и денежные потоки в модели макроэкономического кругооборота.
  • Студент решает типовые задачи на поиск величин в модели кругооборота.
  • Студент объясняет суть понятий «дефицит/профицит государственного бюджета» и «дефицит/профицит торгового баланса»
  • Студент знает особенности расчета ключевых макроэкономических показателей, обладает практическими навыками работы с ними.
  • Студент знаком с официальными источниками макроэкономической информации для РФ и других стран и способен самостоятельно найти, обработать и интерпретировать опубликованную в них информацию.
  • Студент знает основные факторы долгосрочного экономического развития страны и способен выносить аргументированные суждения по этому вопросу.
  • Студент знаком с концепцией экономического цикла и может сравнивать теоретические взгляды на причины этого феномена у разных макроэкономических школ
  • Студент знает все ключевые индикаторы, позволяющие определять текущую фазу цикла, источники, в которых они публикуются, и источники оперативной экономической аналитики для России целом.
  • Студент знаком с моделью совокупного спроса/совокупного предложения, знает основные детерминанты совокупного предложения и отдельных элементов совокупного спроса
  • Студент знаком с возможностями и ограничениями кейнсианского учения о мультипликативном влиянии различных видов расходов на совокупный спрос.
  • Студент решает задачи на расчет мультипликативного эффекта при разных предпосылках
  • Студент способен проиллюстрировать происходящие процессы с помощью графической модели
  • Студент знает ключевые термины и понимает явления, происходящие в денежно-кредитной сфере макроэкономической жизни страны.
  • Студент знаком основными инструментами кредитно-денежной политики ЦБ и понимает механизм их работы.
  • Студент понимает аналитические возможности и ограничения модели IS-LM. В частности, он способен сравнивать эффективность воздействия на совокупный спрос методов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политик с помощью этой модели.
  • Студент способен использовать как аналитический аппарат, так графическую модель, понимает их взаимосвязь, способен решать задачи с использованием модели ISLM.
  • Студент понимает аналитические возможности и ограничения модели AD-AS и кривой Филлипса. В частности, он способен оценить эффективность антиинфляционной политики с помощью этих моделей.
  • Студент способен использовать как аналитический аппарат, так графическую модель, понимает их взаимосвязь, способен решать задачи с использованием данных моделей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экономический рост и экономический цикл.
    Долгосрочная экономическая динамика и краткосрочные экономические колебания. Понятие потенциального ВВП. Разрыв между потенциальным и фактическим ВВП. Основные факторы экономического роста и их количественное измерение. Производительность труда и ее динамика в РФ и других странах. Модели экономического роста. 6 Тема 5. Колебания экономической активности (бизнес-цикл). Понятие экономического цикла. Фазы цикла, проциклические и контрциклические показатели. Влияние циклических колебаний на положение фирмы и принимаемые ей решения. Объяснения причин экономического цикла разными макроэкономическими школами. Ключевые организации РФ, занимающиеся макроэкономическим прогнозированием. Источники оперативных и аналитических макроэкономических данных. Причины безработицы. Виды безработицы. Понятие естественного уровня безработицы. Взаимосвязь динамики безработицы и ВВП. Закон Оукена. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Дефляция и дезинфляция. Стагфляция.
  • Введение в макроэкономику.
    Макроэкономика как наука о национальном хозяйстве в целом. Принципы анализа ex post и ex ante. Макроэкономические модели. Понятие экзогенных и эндогенных параметров. Вопросы макроэкономической политики связанные с бизнесом. Ключевые макроэкономические показатели. Макроэкономические агенты и рынки, их характеристики и основные связи между ними. Кругооборот доходов. Утечки и инъекции. Основные расходные и доходные статьи государственного бюджета в РФ и других странах. Сальдо государственного бюджета. Понятие открытой экономики. Торговый и платежный баланс. Валютный рынок. Влияние внешнеэкономической конъюнктуры на валютный рынок. Валютные интервенции ЦБ. Режимы валютного регулирования. Валютные кризисы.
  • Основные макроэкономические показатели.
    Валовой внутренний продукт и методы его измерения. ВНД и ВВП. Чистый доход факторов производства. Конечные и промежуточные товары и услуги. Исключение двойного счета. Расчет ВВП по доходам, по расходам и производственным методом. Валовые и чистые величины. Основные счета СНС. Ненаблюдаемая экономическая активность. Номинальный и реальный ВВП. Темп прироста ВВП (индекс физического объема). Инфляция и ее измерение. Дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен и его структура. Виды индексов. Другие ценовые показатели и основные навыки работы с ними. Номинальная и реальная процентная ставка. Формула и эффект Фишера. Реальный и номинальный обменный курс. Межстрановые сопоставления на основе ППС. Экономически активное население, уровень безработицы, скрытая безработица. Загрузка производственных мощностей. Источники макроэкономических данных в РФ и в других странах.
  • Совокупный спрос.
    Понятие совокупного спроса. Основные составляющие совокупного спроса. Эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой АD. Неценовые факторы, влияющие на сдвиги кривой AD. Теории потребления. Кейнсианская теория потребления. Основные предпосылки модели. Модель перманентного дохода. Модель "Жизненного цикла". Теории инвестиций. Классический подход к теории инвестиций. Чистые инвестиции. Желаемый запас капитала. Инвестиции в жилищное строительство. Факторы, влияющие на инвестиционный спрос. Кейнсианский подход к теории инвестиций. Предельная эффективность капитала. Инвестиции в запасы. Эмпирический анализ инвестиционных расходов. Модель акселератора инвестиционного процесса. Q – теория Тобина. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Общее понятие о государственных финансах, их структура и уровни. Классификация налогов.
  • "Кейнсианский крест"
    Кейнсианский крест. Мультипликационные эффекты и их виды. Инфляционный и рецессионный разрывы.
  • Денежный рынок.
    Деньги и их функции. Денежные агрегаты. Структура денежной массы. Отношение наличных средств к депозитам. Функции центрального банка. Инструменты монетарной политики. Операции на открытом рынке. Ключевая ставка. Норматив обязательного резервирования. Денежная база, денежный 7 мультипликатор и предложение денег. Регулирование предложения денег центральным банком. Баланс Центрального банка. Спрос на деньги. Трансакционный спрос на деньги. Спекулятивный спрос на деньги. Спрос на деньги по мотиву предосторожности. Модель Баумоля - Тобина.
  • Модель IS-LM.
    Построение кривой IS через кейнсианский крест, из равенства "утечек и инъекций" и через равновесие на рынке заемных средств. Алгебраический вид кривой IS. Вывод кривой LM через равновесие на рынке денег. Алгебраический вид кривой LM. Условия совместного равновесия. Единственность равновесия. Взаимодействие рынка товаров и финансовых рынков при изменении бюджетноналоговой и монетарной политики. Последствия сдвига кривой IS. Инвестиционная и ликвидная ловушки. Сравнительная эффективность монетарной и фискальной политик. Построение функции совокупного спроса из модели IS-LM . Дополнительно: Равновесие в открытой экономике. Модель IS-LM-BP. Оценка эффективности фискальной и монетарной политик в открытой экономике при разных режимах валютного регулирования. "Невозможная троица"
  • Совокупное предложение, модель AD-AS и кривая Филлипса
    Взаимосвязь совокупного предложения с теорией производства. Три подхода к трактовке функции совокупного предложения. Вывод совокупного предложения через рынок труда. Неценовые факторы, влияющие на сдвиги кривой совокупного предложения. Равновесие совокупного спроса и предложения. Экономические последствия, вызванные шоками «совокупного спроса или предложения». Классификация видов инфляции. Динамическая функция совокупного предложения. Кривая Филлипса. Роль инфляционных ожиданий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Контрольная работа №2
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзаменационная контрольная
    Экзамен проводится в письменной форме (задания и тесты) с использованием асинхронного прокторинга. До экзамена студент должен запомнить /записать на бумажке персональное число, требуемое для определения индивидуального варианта своего экзаменационного задания. Список студентов с персональным числом для каждого сдающего экзамен будет разослан по электронной почте незадолго до начала экзамена. Экзамен проводится на платформе StartExam, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за не менее чем 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить свою личность. Во время экзамена студентам запрещено общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате и т.д.). Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными записями, программой «калькулятор» и другими расчетными программами (например, MS Excel) на компьютере. Все расчеты и решения задач студент должен четко и разборчиво записать на листке (листках) бумаги. После завершения работы студенту разрешается однократно воспользоваться мобильным телефоном (до этого, в процессе работы на экзамене пользование телефоном запрещено) для того, чтобы сфотографировать свое решение и отправить его на проверку вместе с основной работой. После проверки экзаменационных работ преподаватели оставляют за собой право провести выборочное собеседование, в ходе которого студент должен объяснить ход решения задач, используя ранее сфотографированное и отправленное преподавателю решение. Оценка студента, не способного это сделать на собеседовании, аннулируется. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.05 * Домашнее задание + 0.125 * Контрольная работа №1 + 0.125 * Контрольная работа №2 + 0.2 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзаменационная контрольная
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Макроэкономика : учебник для бакалавров, Аносова, А. В., 2011
  • Сборник заданий по макроэкономике : учеб. пособие для студентов вузов и учащихся 10 - 11 кл. (профильный уровень образования), Ким, И. А., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бланшар О. - Макроэкономика - Издательский дом Высшей школы экономики - 2015 - 671с. - ISBN: 978-5-7598-1242-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100208