• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Менеджмент

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра общего и стратегического менеджмента
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины «Менеджмент» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.03.02 «Маркетинг и рыночная аналитика» Факультета бизнеса и менеджмента подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с:  Федеральными образовательными стандартами и образовательным стандартом НИУ ВШЭ;  Образовательной программой подготовки бакалавра для направления 38.03.02 - «Маркетинг и рыночная аналитика»;  Рабочим учебным планом университета и факультета Бизнеса и менеджмента по направлению подготовки бакалавров по программе 38.03.02 «Маркетинг и рыночная аналитика», утвержденным в 2018 г
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - сформировать у слушателей необходимый объём теоретических знаний, практических навыков и компетенций, необходимых для управления деятельностью сотрудников организаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль)
  • Уметь разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность
  • Знать виды управленческих решений и методы их принятия
  • Знать типы организационной культуры и методы ее формирования
  • Владеть навыками деловых коммуникаций
  • Знать основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая процессы коммуникации, командообразования, лидерства и принятия решений, переговоров, управления конфликтами и мотивации
  • Уметь разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации
  • Уметь анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию
  • Знать типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;
  • Уметь анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию
  • Знать принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования
  • Владеть методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы
  • Уметь ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций
  • Знать принципы развития и закономерности функционирования организации
  • Знать роли, функции и задачи менеджера в современной организации
  • Знать основные бизнес-процессы в организации
  • Знать основные принципы ведения переговоров
  • Уметь анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в теорию организации и менеджмента
    Понятие менеджмента и управления. Подходы к определению менеджмента. Объект и субъект управления. Результативность и эффективность процесса менеджмента. Основные управленческие функции менеджмента (планирование – организация – руководство – контроль). Особенности работы современного менеджера. Ролевые установки управленческого персонала по Г. Минцбергу. Основные навыки управления по Р. Кацу. Понятие организации. Концепция организации и ее развитие в 21 веке. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель А. Адизеса.
  • Эволюция теорий менеджмента
    История возникновения менеджмента. Теория «научного менеджмента» Ф.У.Тейлора, Ф. и Л. Гилбертов. Административная школа А.Файоля. 14 основных принципов управления по Файолю. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера. Количественный подход к менеджменту. Школа организационного поведения. Хоторнские исследования. Школа человеческих отношений и Э. Мэйо. Системный подход. Использование теорий менеджмента в современной работе менеджера. Основные направления развития менеджмента в начале XXI века.
  • Внутренние и внешние переменные управления
    Ситуативный подход. Понятие управленческой ситуации. Содержание внутренних ситуационных факторов управления. Роль ресурсов, способностей и ключевых компетенций во внутреннем анализе. Метод SWOT анализа. Диаграмма Исикавы «Fish Bond”. Диаграмма «Древо проблем» и «Древо целей». Ситуационные факторы внешней среды. Факторы прямого и косвенного воздействия. Методы анализа внешней среды. PEST анализ и метод «5 сил М. Портера». Подвижность и неопределенность внешней среды. Метод И. Ансоффа. Способы работы менеджера с ситуацией. Правило Паретто. Приемы рефлексии.
  • Основы планирования. Стратегический менеджмент.
    Планирование в организации. Постановка целей. Уровни целей и планов в организации. Краткосрочные и долгосрочные планы. Стратегические, тактические и оперативные планы. Иерархия целей. Принципы традиционной установки целей. Концепция цепочки конечных ценностей. Подход управления по целям. Взаимосвязь планирования и эффективности деятельности организации. Процесс стратегического менеджмента и его значимость. Основные этапы процесса стратегического менеджмента. Понятие миссии. Типы организационных стратегий. Три стратегии роста. Матрица BCG и ее использование. Стратегические бизнес единицы и стратегии бизнес – уровня. Роль конкурентного преимущества в стратегиях бизнес – уровня. Влияние динамичной и неопределенной среды на организационную стратегию.
  • Управленческие коммуникации – как связующий процесс в менеджменте
    Понятие управленческих коммуникаций. Функции коммуникации. Коммуникации между организацией и внешней средой. Коммуникационный процесс внутри организации. Виды и роли организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Проблемы построения эффективной коммуникации и их преодоление. Роль информационных технологий в управленческих коммуникациях. Вопросы коммуникации в глобальных организациях. Эксплицитная и имплицитная коммуникация.
  • Эффективное руководство и лидерство в организации
    Менеджеры и лидеры. Понятие лидерства. Ранние теории руководства: теории признаков и бихевиористские теории. Ситуативные теории руководства. Модель Фидлера. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Концепции лидерского поведения. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Современные теории лидерства. Транзакционное и трансформационное руководство. Теория харизматического руководства. Руководство командой. Управленческая власть. Формирование культуры доверия. Особенности стилей руководства в условиях разных культур.
  • Процесс принятия решений - сущность работы менеджера
    Процесс принятия решений. Управленческое решение - как содержание и результат труда менеджера. Классификация решений. Основные этапы (8 этапов) процесса принятия решений: от идентификации проблемы до оценки эффективности принятого решения. Факторы, влияющие на процесс принятия решения. Типы проблем и принимаемых решений. Условия принятия решений. Стили принятия решений. Ошибки, связанные с принятием решений (Ч. Бернард). Процесс принятия решений в современном мире.
  • Процесс ведения переговоров и урегулирования конфликтов в организации
    Процесс ведения переговоров и урегулирования конфликтов. Основные концепции ведения переговоров: концепция АРФА, концепция BATNA. Понятие интереса и позиции партнера. Виды интересов. BATNA и переговорное пространство. Подходы ведения переговоров. Структурированный подход vs спонтанный подход. Этапы структурированного подхода ведения переговоров (4 этапа). Разработка стратегии ведения переговоров. Определение позиции в переговорах. Стиль общения. Тактика переговоров и правила ее использования. Тактические приемы ведения переговоров. Полезные инструменты эффективного процесса ведения переговоров и урегулирования конфликтов. Этапы «пост – договорных» обязательств. Навыки ведения успешных переговоров. Семь столпов переговорной «мудрости».
  • Мотивация – как процесс и функция менеджмента
    Понятие мотивации. Мотивация как процесс удовлетворения потребностей. Ранние (содержательные) теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория Х и теория У. Мотивационно – гигиеническая теория Ф. Герцберга. Современные теории мотивации. Теория Д. МакКлелланда. Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум) как примеры процессуального подхода к анализу мотивации. Сложность построения комплексной теории мотивации. Современные проблемы мотивации сотрудников организации. Мотивация с учетом культурных различий.
  • Современные тенденции менеджмента
    Современные тенденции и вопросы менеджмента. Глобализация. Этика. Мультикультурные человеческие ресурсы. Предпринимательство. Менеджмент в мире электронного бизнеса. Менеджмент знаний в обучающейся организации. Всеобщее управление качеством. Социальная ответственность бизнеса и этика менеджмента. Понятие социальной ответственности. Противоположные точки зрения на идею социальной ответственности. Социальная ответственность и экономические показатели деятельности организации. Менеджмент, основанный на общих ценностях. Суть общих корпоративных ценностей. Три уровня организационной культуры Э.Шэйна. Характеристики организационной культуры по Ф. Тромпенариусу и Ч. Хампден Тернеру. Национальные факторы в корпоративной культуре. Модель Г. Хофстеде.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1
    Сроки сдачи работ: студенты должны четко придерживаться установленных сроков сдачи работ. Их несоблюдение влияет на полученную оценку по выполненному заданию:  Задержка сдачи на 1 – 3 дня: снижение на 20%;  Задержка сдачи на 4 – 5 дней: снижение на 30%;  Задержка сдачи на 6 – 7 дней: снижение на 40%;  Задержка сдачи более 7 дней: снижение на 50%.
  • неблокирующий Контрольная работа №2
    Сроки сдачи работ: студенты должны четко придерживаться установленных сроков сдачи работ. Их несоблюдение влияет на полученную оценку по выполненному заданию:  Задержка сдачи на 1 – 3 дня: снижение на 20%;  Задержка сдачи на 4 – 5 дней: снижение на 30%;  Задержка сдачи на 6 – 7 дней: снижение на 40%;  Задержка сдачи более 7 дней: снижение на 50%.
  • неблокирующий Контрольная работа №3
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Контрольная работа №1 + 0.15 * Контрольная работа №2 + 0.18 * Контрольная работа №3 + 0.12 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Менеджмент : пер. с англ., Дафт, Р. Л., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Колесников А. В. - КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 167с. - ISBN: 978-5-534-02520-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/korporativnaya-kultura-433846
  • Под общ. ред. Трапицына С.Ю. - МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-9916-8271-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/motivaciya-i-stimulirovanie-trudovoy-deyatelnosti-433738
  • Пряжников Н. С. - МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 365с. - ISBN: 978-5-534-00497-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/motivaciya-i-stimulirovanie-trudovoy-deyatelnosti-433385
  • Титов В. Н., Суханова Г. Н. - ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 487с. - ISBN: 978-5-534-05725-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-istoriya-menedzhmenta-433820