Магистратура
2019/2020
Стратегический менеджмент
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс адаптационный (Менеджмент и маркетинг в индустрии моды)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Отдел менеджмента и коммуникации в индустрии моды
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Менеджмент и маркетинг в индустрии моды
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
52
Программа дисциплины
Аннотация
Автор Подсыпанина Татьяна Дмитриевна Число кредитов 3 Контактная работа (час.) 52 Самостоятельная работа (час.) 62 Курс 1 Формат изучения дисциплины Без использования онлайн курса Программа курса «Стратегический менеджмент» предназначена для формирования базовых знаний, умений и навыков для студентов, не имеющих менеджериального образования. Цель курса - дать студентам знания в области теории и практики стратегического управления, как современной концепции управления организацией в условиях высокой динамики и неопределенности внешней среды. Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью сформировать умения и навыки использования методов стратегического анализа в процессе разработки стратегических решений.
Цель освоения дисциплины
- Программа курса «Стратегический менеджмент» предназначена для формирования базовых знаний, умений и навыков для студентов, не имеющих менеджериального образования. Цель курса - дать студентам знания в области теории и практики стратегического управления, как современной концепции управления организацией в условиях высокой динамики и неопределенности внешней среды. Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью сформировать умения и навыки использования методов стратегического анализа в процессе разработки стратегических решений.
Планируемые результаты обучения
- знает предпосылки возникновения концепции и теории стратегического менеджмента
- знает понятие, структуры и этапов стратегического процесса
- знает понятие стратегии и стратегического менеджмента
- умеет применять методологию исследования в области стратегического менеджмента
- умеет применять классические модели стратегического анализа внешней и внутренней среды фирмы
- знает основные концепции и школы стратегий
- знает структуру стратегических целей фирмы
- знает иерархию стратегий, виды эталонных стратегий бизнеса
- умеет идентифицировать материальные и нематериальные ресурсы фирмы
- умеет определять ключевые и корневые компетенции фирмы
- знает методы стратегического анализа внешней среды и позиционирования фирмы
- знает влияние факторов макросреды на деловые организации различного профиля деятельности
- знает методы анализа микроокружения компании: экономические характеристики отрасли и ключевые факторы успеха
- умеет оценивать привлекательность отрасли и ключевые факторы успеха
- умеет определять критические факторы внешнего окружения для отрасли и фирмы
- знает отличие ресурсного подхода от рыночного подхода
- знает методы анализа внутренней среды, определение зон конкурентного преимущества фирмы
- знает существующие подходы и методы выбора стратегии
- знает модели и этапы реализации стратегий и проведения стратегических изменений
- владеет навыками проведения анализа и синтеза полученных результатов
- владеет навыками изменения стиля поведения в зависимости от поставленных целей, задач и контекста
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Сущность и содержание стратегического менеджмента. Тема 1. Понятие и модели стратегического менеджмента.Понятие и роль стратегии. Определение понятий: стратегия, стратегическое планирование и стратегический менеджмент. «5П» стратегии Г. Минцберга. Иерархия стратегий в организации. Пять задач стратегического менеджмента Томпсона и Стрикленда. Основные этапы стратегического процесса. Стратегические решения: сущность и особенности. Виды стратегических решений: предпринимательские, адаптивные, планирующие. Распределение полномочий на принятие стратегических решений. Особенности стратегий для разных типов организаций.
- Тема 2. Стратегическое направление развития организации: целевые установки. .Формирование стратегического видения, миссии и целевых показателей. Три составляющие стратегического видения. Миссия фирмы и принципы ее формирования. Отражение в миссии и в приоритетах стратегических целей фирмы интересов стейкхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей). Методологические основы формирования целей деловой организации. Виды целей и их приоритетность. SMART – принцип
- Тема 3. Корпоративные и конкурентные стратегии. Выстраивание стратегической пирамиды.Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Конкурентные стратегии - матрица М.Портера. Конкурентные стратегии: условия эффективного применения стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования и стратегии «застрявшего на полпути». Риски проведения стратегий реализации конкурентных преимуществ. Запас конкурентоспособности фирмы. Стратегии продукта на различных этапах жизненного цикла.
- Раздел 2. Стратегический анализ внешней среды фирмы. Тема 4. Анализ макроокружения. Цели и задачи стратегического анализа внешнего окружения.Этапы стратегического анализа внешней среды компании. Характеристика изменчивости макросреды бизнеса. Методика проведения PEST – анализа. Системы стратегической информации в организации. Влияние факторов макросреды на деловые организации различного профиля деятельности.
- Тема 5. Стратегический анализ отрасли и рынка.. Конкурентный анализ отрасли на основе модели М.Портера. Оценка привлекательности отрасли и движущие силы развития. Определение бизнес-ландшафта фирмы. Параметры отрасли и ключевые факторы успеха. Виды конкурентной борьбы. Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли. Построение карты стратегических групп конкурентов в отрасли. Зависимость стратегических возможностей отрасли от стадии жизненного цикла отрасли и ее структурированности. Сетевая экономика как фактор, определяющий конкурентные условия в отрасли.
- Раздел 3. Стратегический анализ внутренней среды фирмы. Тема 7. Стратегический потенциал и конкурентные преимущества фирмы.Цели, принципы и методы анализа внутренней среды фирмы. Методы и источники приобретения устойчивых конкурентных преимуществ. Методика SNW- анализа. Корневые компетенции бизнеса: содержание, модели идентификации и использования. Бизнес- модель и конкурентоспособность фирмы. Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект размаха, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ. Цепочка создания ценности М.Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ.
- Тема 7. Портфельный анализ диверсифицированной компании.Базовые теоретические положения матриц портфельного анализа. Цели портфельного анализа диверсифицированной компании. Оценка инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Сравнительный анализ прочности бизнеса с помощью матричного метода.
- Раздел 4. Выбор и реализация стратегии. Тема 9. Подходы и методы стратегического выбора.Формулирование стратегического выбора: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Базовые стратегические альтернативы роста и возможные стратегические риски. Матрица И.Ансоффа. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Стратегический выбор и корневые компетенции. Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня.
- Тема 10. Организация реализации стратегии: основные этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений.Этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений. Формирование политики и поддерживающих стратегий. Модель 7S. Организационная структура как объект изменений. Преобразование организационной культуры. Стратегический контроль. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий фактор, источники и сила сопротивления, управление сопротивлением. Внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения).
Элементы контроля
- Работа на занятииустные опросы, участие в кейс-анализе, выступления на семинарских/практических занятиях, выполнение индивидуального задания
- Домашнее заданиеоценки за домашнее задание, которая включает оценку за письменную работу и оценку за публичную презентацию.
- Тестовое задание
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Работа на занятии + 0.4 * Тестовое задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов, Портер, М., 2005
- Стратегический процесс, Минцберг, Г., 2001
- Стратегическое рыночное управление, Аакер, Д. А., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
- Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость Учебное пособие / Портер М.Е., Калинина Е.Ю., - 4-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 715 с.: 70x100 1/16 ISBN 978-5-9614-5727-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/615259
- Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс : учебник для вузов, Виханский, О. С., 1995
- Новая корпоративная стратегия, Ансофф, И., 1999
- Стратегический менеджмент организации : учеб. пособие для вузов, Гурков, И. Б., 2001
- Стратегический менеджмент, Ансофф, И., 2009
- Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 с.: 70x100 1/16. - (Справочники 'ИНФРА-М'). (переплет) ISBN 978-5-16-005069-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/237339