• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Правовые аспекты медиа

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Кинопроизводство в мультиплатформенной среде
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Правовые аспекты медиа" направлен на формирование понимания роли права в демократическом обществе и представления об основах законодательства в области медиа. В результате освоения курса студенты узнают об основных источниках медиаправа; базовых принципах регулирования СМИ и новых медиа в России; правовых основах государственного регулирования и поддержки кинематографа; об объеме прав и обязанностей субъектов массово-информационных отношений; об ограничениях в распространении массовой информации в соответствии с нормами российского информационного права; а также узнают основы авторского права и общие требования к содержанию рекламы в медиа. Студенты научатся применять источники медиаправа в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами права; использовать и защищать профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией и успешной бесперебойной работы медиа. Курс нацелен на развитие общей правовой культуры студентов; на овладение студентами необходимыми навыками чтения и анализа основных источников медиаправа, судебных решений. Студенты получат опыт идентификации типичных нарушений, возникающих в ходе профессиональной деятельности в сфере медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание роли права в демократическом обществе
  • Дать представление об основах законодательства в области медиа в России и за рубежом (в контексте международных стандартов)
  • Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в творческой работе, защите своих профессиональных прав в интересах свободы выражения мнений, свободы творчества и развития массовой культуры
  • Сформировать представление об особенностях правового регулирования кинематографа; о тенденциях регулирования аудиовизуальной среды в современной России
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
  • Называет различия в правовых статусах зарегистрированных в установленном законом порядке СМИ и новых медиа
  • Называет виды информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ
  • Проводит анализ контента на предмет содержания публичных призывов к совершению экстремистской деятельности в соответствии с международными стандартами и практикой Европейского Суда по правам человека по статье 10 Европейской Конвенции о правах человека
  • Определяет возрастную маркировку для контента в соответствии с требованиями и положениями Федерального Закона РФ от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
  • Классифицирует посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию в зависимости от вида правовой ответственности
  • Трактует понятия "факт", "оценочное суждение", "фейк" в контексте международных стандартов и национального законодательства
  • Называет гарантии неприкосновенности частной жизни, предусмотренные российским законодательством
  • Решает кейсы, связанные с правом на частную жизнь третьих лиц в контексте профессиональной деятельности журналиста
  • Классифицирует и интерпретирует возможные случаи свободного использования произведений в деятельности журналиста
  • Классифицирует права, возникающие у автора, в соответствии с положениями Части Четвертой Гражданского кодекса РФ
  • Различает и определяет виды ответственности за нарушение прав автора в конкретном кейсе
  • Называет критерии охраноспособности произведений в контексте авторского права
  • Классифицирует виды запрещенной к распространению рекламы в РФ
  • Называет основные требования и ограничения к рекламе в медиа, в соответствии с ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
  • Классифицирует виды государственной поддержки кинематографа
  • Раскрывает принципы государственной политики в сфере кинематографа, в соответствии с ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 22.08.1996 N 126-ФЗ
  • Классифицирует и отличает информационные права граждан и журналистов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Источники медиаправа
    Предмет, структура и задачи курса. Понятие медиаправа. Свобода мысли и слова как неотъемлемое право человека. Недопустимость цензуры. Источники медиаправа: международные договоры, Конституция, законы, указы президента и постановления правительства. Конституция РФ (1993 г.) как основополагающий юридический акт прямого действия. Соответствие норм российской Конституции о свободе информации документам ООН и Совета Европы: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Понятие свободы массовой информации. Прецедентное право судебного органа Совета Европы – Европейского суда по правам человека – по делам о нарушении положений статьи 10 Европейской конвенции. Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.): история принятия.
  • Свобода информации
    Свобода распространения информации. Право на доступ к информации: фактические возможности граждан и редакций СМИ. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Запрос на получение информации. Порядок отказа или отсрочки в предоставлении информации, их обжалования. Виды ответственности за непредоставление информации. Гласность судопроизводства, исключения из этого принципа. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Государственная тайна. Порядок отнесения сведений к государственной тайне. Коммерческая тайна, иная конфиденциальная информация.
  • Информационная безопасность
    Информационная безопасность. Доктрина информационной безопасности. Ограничения с целью противодействия терроризму и экстремизму. Федеральный закон «О противодействии терроризму». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Декриминализация преступлений экстремистской направленности. Ответственность за «лайки» и «репосты». ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и его основные понятия. Единый реестр доменных имен и указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено. Регулирование «фейковых новостей».
  • Защита детей от вредной информации в медиа
    Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Основные понятия закона. Возрастная классификация информационной продукции. Экспертиза медиапродукции на предмет соответствия требованиям закона. Полномочия Роскомнадзора в области защиты детей от вредной информации в медиа.
  • Защита чести, достоинства и деловой репутации
    Защита от посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию. Гражданский кодекс РФ (ст. 152) и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» от 24 февраля 2005 года. Распространение сведений порочащего характера. Трактовка понятий «факт», «мнение», «оценочное суждение». Опровержение и ответ, порядок их распространения. Компенсация морального вреда. Специфика рассмотрения в судах гражданских исков о защите чести и достоинства, предъявляемых к журналистам и редакциям СМИ. Защита деловой репутации. Честь и достоинство политиков. Декларация Комитета Министров Совета Европы о свободе политической дискуссии в СМИ. Презумпция невиновности и журналистская практика. Уголовно-правовой и административно-правовой порядок защиты чести и достоинства. Клевета и оскорбление. Оскорбление представителя власти. Освобождение от ответственности. Судебная практика. Закон о «неуважении к власти и обществу».
  • Неприкосновенность частной жизни
    Гарантии неприкосновенности частной жизни. Персональные данные физических лиц. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Ответственность за нарушение законодательства о персональных данных. Согласие на распространение сведений. Право на изображение. Обстоятельства, позволяющие журналистам использовать скрытую запись согласно российскому закону о СМИ. Защита общественных интересов. Личная жизнь публичных фигур. Открытые сведения о доходах и имуществе государственных чиновников. Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство. Судебная практика.
  • Интеллектуальная собственность
    Отличия физической собственности от интеллектуальной собственности. Четвёртая часть Гражданского кодекса РФ о защите интеллектуальной собственности. Авторское право. Смежные права. Содержание и форма произведения. Регистрация, срок охраны авторского права. Неимущественные права и исключительное право авторов. Способы использования прав. Право на вознаграждение. Договоры в авторском праве. Специфика авторских правоотношений в медиа. Авторское право на интервью. Авторское право на новостное сообщение. Служебные произведения. Общества по коллективному управлению правами. Произведения, не охраняемые авторским правом. Допустимость свободного использования произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав.
  • Правовое регулирование рекламы
    Реклама и свобода массовой информации. Общие положения Закона РФ «О рекламе». Запрет недобросовестной и недостоверной рекламы. Скрытая реклама. Специфика регулирования «продакт плейсмента». Спонсорство, соотношение понятий «спонсорство» и «реклама». Ограничения на рекламу алкогольных и табачных изделий, наркотических препаратов, медикаментов, медицинских и др. товаров и услуг. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах, в Интернете. Рекламные издания и телеканалы. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Функции федерального антимонопольного органа в области контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе. Саморегулирование рекламной деятельности. Права потребителей. Степень ответственности СМИ за содержание распространяемых рекламных сообщений. Защита интересов несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы. Практика применения законодательства о рекламе.
  • Государственная поддержка и регулирование кинематографа
    Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографа в России». Субъекты государственного регулирования и контроля в сфере кинематографа. Методы государственного регулирования кинематографа в России. Направления развития государственной поддержки кинематографа в России. Прокатное удостоверение на фильм; правила выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения. Роль этики в регулировании кинематографа. Саморегулирование. Союз кинематографистов. Хартия телерадиовещателей.
  • Организация деятельности редакции
    Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.) как основной акт, регулирующий сферу СМИ в России. Особенности регулирования СМИ. Регистрация СМИ и лицензирование вещания. Основные понятия, используемые в Законе РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.). СМИ, учредитель, редакция, главный редактор, журналист. Конфиденциальность информации редакции. Права и обязанности журналиста. Злоупотребление свободой массовой информации. Дело «Росбалт». Сохранение в тайне журналистских источников. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ). Организация деятельности редакции. Редакционный устав, содержание и процедура его принятия. Прозрачность отношений собственности. Ограничения права собственности иностранцев на СМИ. Правовой статус новых медиа в РФ. Правовой статус организатора распространения информации в сети «Интернет», владельца новостного агрегатора, владельца аудиовизуального сервиса, владельца социальной сети.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
    Пропуск лекционного занятия закрывается без пересдачи при условии предоставления документов, подтверждающих уважительную причину такого пропуска (документация согласовывается с учебным офисом)
  • неблокирующий Активность на семинарах (решение кейсов, выполнений заданий)
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменный экзамен (тест)
    <p>Количество заданий может подлежать изменениям на усмотрение преподавателя в соответствии с объемом пройденного материала по дисциплине.</p>Если по результатам посещения лекционных занятий, а также по результатам активности студента на семинаре, выполнения им домашних заданий и эссе оценка студента, рассчитанная по формуле: Оавт.= 0,3* Оэссе + 0,5* Оактивность на семинарах+ 0,2 Опосещаемость >=7, то студент освобождается от экзамена и в ведомость выставляется эта оценка. Оценка округляется по арифметическим правилам.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах (решение кейсов, выполнений заданий) + 0.5 * Письменный экзамен (тест) + 0.1 * Посещаемость + 0.15 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Близнеца И.А. - Право интеллектуальной собственности. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-29499-2 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/31094
  • Под ред. Федотова М.А. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 497с. - ISBN: 978-5-534-10593-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-430915
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2002
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2017
  • Рассолов И. М. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 347с. - ISBN: 978-5-534-04348-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-431833
  • Сидоренко, В.И. Продюсер и право. Юридические аспекты кинопроцесса: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство» / В.И. Сидоренко, Е.А. Звегинцева. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 223 с. - (Серия «Продюсерство»). - ISBN 978-5-238-02786-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028730
  • Управление кинопроектом : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство» / под ред. В.И. Сидоренко, Ю.В. Криволуцкого, П.К. Огурчикова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 303 с. - (Продюсерство). - ISBN 978-5-238-02961-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1027198 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1027198
  • Шершеневич Г. Ф. ; Сост. Белов В. А. - АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-06842-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/avtorskoe-pravo-na-literaturnye-proizvedeniya-438781

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бачило И. Л. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 419с. - ISBN: 978-5-534-00608-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-431119
  • Близнец И.А., Леонтьев К.Б. - Авторское право и смежные права. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-18840-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/29142
  • Под ред. Близнеца И.А. - Интеллектуальная собственность в современном мире. Монография - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-23502-5 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/33677
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Федотов, М. А., 2002
  • Продюсер и авторы визуального ряда фильма : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство» / под ред. В.И. Сидоренко. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 271 с. - (Продюсерство). - ISBN 978-5-238-03147-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1027195 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1027195
  • Щербак Н. В. - АВТОРСКОЕ ПРАВО. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 182с. - ISBN: 978-5-534-00008-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/avtorskoe-pravo-437698