• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Поведение потребителей

Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра маркетинга фирмы
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Понимание особенностей потребительского поведения создает основу для долгосрочного и успешного функционирования компании на рынке в условиях клиентоориентированности и необходимости дифференцировать предложение компании на рынке, создавая продукты, отвечающие потребностям и предпочтениям целевых клиентов. Знание потребителя, факторов влияющих на его поведение, в том числе психологической основы принятия решений (мотивации, особенностей восприятия, памяти, эмоций), процесса принятия решений (т.е. построение предпочтений) и роли социального влияния, позволяет создать и сформировать в восприятии целевых аудиторий желаемый образ, который будет актуален как в настоящем времени, так и в долгосрочной перспективе развития бизнеса, позволяя добиться высокой степени лояльности и узнаваемости в конкурентной среде. Курс включает цикл гостевых лекций от компаний, специализирующихся на исследовании потребителя (Нейротренд, Nielsen, Romir). Освоение дисциплины «Поведение потребителей» обеспечит понимание того, как потребители принимают решения и почему ведут себя определенным образом — что их мотивирует и привлекает внимание, как формируется их восприятие и что влияет на их лояльность. В ходе выполнения группового проекта на основе задач, предложенной компаниями-партнерами, формируются практические навыки анализа поведения потребителей и применения моделей поведения потребителей для принятия маркетинговых и управленческих решений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучение теоретических основ поведения потребителей, подходов к его пониманию и исследованию
  • формирование навыков изучения поведения потребителей для использования для решения управленческих и маркетинговых задач
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные подходы к пониманию поведения потребителей и динамику их развития
  • Понимает фундаментальные принципы поведения потребителей
  • Знает основные типы и теории потребностей потребителей
  • Знает основные типы решений потребителя
  • Знает, что такое лояльность потребителя
  • Знает, как соотносятся потребительская лояльность и удовлетворенность
  • Знает теорию поколений, роль демографических характеристик и географического фактора в поведении потребителей
  • Знает психологические аспекты поведения потребителей
  • Знает принципы теории перспектив
  • Знает особенности потребительского восприятия
  • Знает суть основных этапов традиционной модели принятия решения потребителем и модели, формирующейся в условиях цифровой экономики
  • Знает роли участников процесса принятия решения и их значение для принятия маркетинговых решений
  • Определяет особенности процесса принятия решения потребителем
  • Знает принципы теории подталкивания
  • Знает, какую роль в поведении потребителей играют индивидуальные детерминанты поведения потребителей и факторы внешней среды
  • Понимает роль неопределенности в поведении потребителя и как это необходимо учитывать при принятии управленческих и маркетинговых решений
  • Может охарактеризовать роль неопределенности в процессе принятия решения потребителем
  • Знает современные методы исследования потребителей
  • Понимает возможности использования социологических, нейрофизиологических, психологических методов для понимания поведения потребителя
  • Выбирает инструментальные средства для обработки информации в соответствии с поставленной задачей, анализирует результаты расчетов и обосновывает полученные выводы
  • Определяет особенности модели принятия решения потребителем для планирования взаимодействия
  • Понимает этические вопросы использования нейрофизиологических методов исследования потребителя.
  • Знает этические принципы потребительских исследований и использования информации о потребителях
  • Анализирует поведение потребителей экономических благ и формирование спроса
  • Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявляет закономерности изменения социально-экономических показателей
  • Осуществляет сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных исследовательских задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в поведение потребителей: развитие подходов к пониманию поведения потребителей
    Фундаментальные принципы поведения потребителей. Потребности потребителей. Знания потребителей. Ценность для потребителя. Воспринимаемая ценность. Типы потребительских решений. Удовлетворенность и лояльность.
  • Социально-демографические аспекты поведения потребителей
    Социально-демографические аспекты поведения потребителей. Роль демографических характеристик в поведении потребителей. Возрастные характеристики. Теория поколений. Когортный анализ. Концепция стиля жизни. Географический фактор.
  • Психология поведения потребителей
    Мотивация. Особенности восприятия. Память. Эмоции. Ценности. Чувства потребителей как часть потребительского опыта. Установки и намерения потребителей. Теория перспектив. Эффект владения.
  • Процесс принятия решения потребителем
    Традиционная модель принятия решения потребителем: осознание потребности, поиск информации, предпокупочная оценка, покупка, потребление, оценка после покупки, освобождение. Трансформация модели принятия решений в условиях цифровой экономики. Роли в процессе принятия решения. Типы процесса принятия решения. Теория подталкивания.
  • Индивидуальные детерминанты поведения потребителей и факторы внешней среды
    Степень вовлеченности и располагаемые ресурсы. Ресурсы времени и когнитивные ресурсы. Социокультурное влияние. Ценности, нормы, приоритеты. Влияние семьи и домохозяйства. Влияние группы и влияние личности. Роль неопределенности: эвристические методы и ошибки.
  • Исследования потребителя
    Роль исследований потребителя в деятельности компании. Современные методы исследования потребителей. Возможности использования социологических, нейрофизиологических, психологических методов для понимания поведения потребителя. Поведенческие эксперименты в исследовании потребителя. Определение мотиваций, ценностей и потребностей потребителя. Определение особенностей модели принятия решения потребителем для планирования взаимодействия. Возможности исследования потребителя для принятия управленческих и маркетинговых решений.
  • Этические аспекты изучения поведения потребителей
    Использование информации о потребителях. Персональные данные. Этика потребительских исследований. Кодекс ESOMAR. Этические вопросы использования нейрофизиологических методов исследования потребителя.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Мини-эссе
  • неблокирующий Проект
    Форма экзамена: Экзамен проводится в устной форме. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе MS Teams. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://docs.microsoft.com/ru-ru/microsoftteams/hardware-requirements-for-the-teams-app Для участия в экзамене студент обязан: Не позднее 7 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе MS Teams; Войти на платформу MS Teams под личной учетной записью (используется аккаунт студента @edu.hse.ru); Перед началом экзамена проверить работоспособность микрофона, колонок или наушников для передачи звука и видеокамеры, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты: ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме приложения MS Teams или браузера, в котором будет выполняться вход на платформу MS Teams. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 2 недели до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для ведения расчетов; Включать микрофон во время экзамена для ответов на вопросы преподавателя; Запрашивать у преподавателя дополнительную информацию, связанную с выполнением экзаменационного задания; Взаимодействовать с другими студентами по разрешению преподавателя. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой MS Teams во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
  • блокирующий Тесты
    Тесты включают открытые и закрытые вопросы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Проект + 0.3 * Тесты + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Amos Tversky, & Daniel Kahneman. (1992). Advances in Prospect Theory: Cumulative Representation of Uncertainty. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5929DF64
  • Author(s) Daniel Kahneman, Amos Tversky, & Kahneman. (1979). Prospect Theory: an Analysis of Decision under Risk. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FDDF9A06
  • Boyd III, H. C., & Helms, J. E. (2005). Consumer Entitlement Theory and Measurement. Psychology & Marketing, 22(3), 271–286. https://doi.org/10.1002/mar.20058
  • Kollat, D. T., Engel, J. F., & Blackwell, R. D. (1970). Current Problems in Consumer Behavior Research. Journal of Marketing Research (JMR), 7(3), 327–332. https://doi.org/10.2307/3150290
  • Malhotra, N. K. (2017). Marketing Research. [N.p.]: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1531280
  • Panwar, D., Anand, S., Ali, F., & Singal, K. (2019). Consumer Decision Making Process Models and their Applications to Market Strategy. International Management Review, 15(1), 36–44. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=135847331
  • PLASSMANN, H., VENKATRAMAN, V., HUETTEL, S., & YOON, C. (2015). Consumer Neuroscience: Applications, Challenges, and Possible Solutions. Journal of Marketing Research (JMR), 52(4), 427–435. https://doi.org/10.1509/jmr.14.0048
  • Rubinstein, H. (2018). Applying Behavioural Science to the Private Sector : Decoding What People Say and What They Do. Cham, Switzerland: Palgrave Pivot. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1942619
  • Sheth, J. N. (1977). Demographics in consumer behavior. Journal of Business Research, (2), 129. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.jbrese.v5y1977i2p129.138
  • Thaler, R. H. . (DE-588)124552080, (DE-576)168627329. (2009). Nudge : improving decisions about health, wealth and happiness / Richard H. Thaler and Cass R. Sunstein. London [u.a.]: Penguin Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.306469715
  • Thaler, R. H., & Sunstein, C. R. (2009). Nudge : Improving Decisions About Health, Wealth, and Happiness (Vol. Rev. and expanded ed). New York: Penguin Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1116782
  • Thomas, A. R., Pop, N. A., Iorga, A. M., & Ducu, C. (2017). Ethics and Neuromarketing : Implications for Market Research and Business Practice. Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1302195
  • ZOËGA RAMSØY, T. (2019). Building a Foundation for Neuromarketing And Consumer Neuroscience Research: How Researchers Can Apply Academic Rigor To the Neuroscientific Study of Advertising Effects. Journal of Advertising Research, 59(3), 281–294. https://doi.org/10.2501/JAR-2019-034
  • Неделько Анастасия Юрьевна. (n.d.). Возможности И Ограничения Использования Методов Нейромаркетинга. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fvozmozhnosti-i-ogranicheniya-ispolzovaniya-metodov-neyromarketinga

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bolton, L. E., Warlop, L., & Alba, J. W. (2003). Consumer Perceptions of Price (Un)Fairness. Journal of Consumer Research, 29(4), 474–491. https://doi.org/10.1086/346244
  • Butori, R. (2010). Proposition for an improved version of the consumer entitlement inventory. Psychology & Marketing, 27(3), 285–297. https://doi.org/10.1002/mar.20327
  • Eric J. Arnould, & Craig J. Thompson. (2005). Consumer Culture Theory (CCT): Twenty Years of Research. Journal of Consumer Research, (4), 868. https://doi.org/10.1086/426626
  • Hultén, B. (2015). Sensory Marketing : Theoretical and Empirical Grounds (Vol. First edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1079392
  • Kahneman, D. V. (DE-588)124127487, (DE-627)085655503, (DE-576)161634052, aut. (2017). Schnelles Denken, langsames Denken Daniel Kahneman ; aus dem amerikanischen Englisch von Thorsten Schmidt. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.479630933
  • Kamleitner, B., & Dickert, S. (2015). The two faces of ownership: Introduction to the special section on ownership and economic decisions. https://doi.org/10.1016/j.socec.2015.04.011
  • Ramsøy, T. Z., Skov, M., Macoveanu, J., Siebner, H. R., & Fosgaard, T. R. (2015). Empathy as a neuropsychological heuristic in social decision-making. Social Neuroscience, 10(2), 179–191. https://doi.org/10.1080/17470919.2014.965341
  • Richard H. Thaler. (2018). Behavioral economics: Past, present, and future. Revista de Economía Institucional, (38), 9. https://doi.org/10.18601/01245996.v20n38.02
  • Sutherland, M., & Blackwell EBL (Online service). (2008). Advertising and the Mind of the Consumer : What Works, What Doesn’t, and Why (Vol. Rev. 3rd international ed). Crows Nest, NSW: Allen & Unwin. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=301121
  • Thomas Zoëga Ramsøy, Noela Michael, & Ian Michael. (2019). A Consumer Neuroscience Study of Conscious and Subconscious Destination Preference. Scientific Reports, (1), 1. https://doi.org/10.1038/s41598-019-51567-1
  • Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канеман, Д., 2005