• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Проектный семинар "Социальная символика и политика репрезентаций"

Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Социальная символика и политика репрезентаций» является систематизация, углубление знаний студентов магистратуры в области современных критических исследований социальной коммуникации и публичной сферы, одним из ключевых понятий который является понятие репрезентации, познакомить студентов магистратуры с актуальными интерпретациями основных теоретических подходов в социологии коммуникаций и междисциплинарными коммуникативными теориями. Ставится цель изучить эвристические возможности теории репрезентаций при разработке конкретных тем магистерских диссертаций. Курс предназначен для формирования профессиональных компетенций студентов магистратуры, специализирующихся в области социологии публичной сферы и социальных коммуникаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - современные подходы к исследованиям репрезентаций в контексте критических теорий социальной коммуникации, их основные категории, способы постановки проблем, вспомогательные понятия; - социально-философских оснований социологических теорий и подходов к ис-следованию репрезентаций уметь: - использовать понятия теорий репрезентации как инструмент социологического исследования; - интерпретировать социальные явления с точки зрения различных теорий репре-зентаций; - иллюстрировать положения социологических теорий и методик; - критически сравнивать социологические теории и методы социологии коммуникаций и теорий репрезентаций владеть: - навыками (приобрести опыт) критического социологического мышления, осно-ванного на способности к научной рефлексии; - навыками соотносить сложившиеся теоретические разработки с актуальными задачами и задачами собственного исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать: - современные подходы к исследованиям репрезентаций в контексте критических теорий социальной коммуникации, их основные категории, способы постановки проблем, вспомогательные понятия; - социально-философских оснований социологических теорий и подходов к исследованию репрезентаций
  • - уметь: критически сравнивать социологические теории и методы социологии коммуникаций и теорий репрезентаций;- иллюстрировать положения социологических теорий и методик;
  • - знать: социально-философских оснований социологических теорий и подходов к исследованию репрезентаций; - уметь: - интерпретировать социальные явления с точки зрения различных теорий репрезентаций
  • - знать: - современные подходы к исследованиям репрезентаций в контексте критических теорий социальной коммуникации, их основные категории, способы постановки проблем; - уметь: использовать понятия теорий репрезентации как инструмент социологического исследования; - владеть навыками: критического социологического мышления, основанного на способности к научной рефлексии;
  • - уметь: - иллюстрировать положения социологических теорий и методик; - критически сравнивать социологические теории и методы социологии коммуникаций и теорий репрезентаций; владеть навыками: соотносить сложившиеся теоретические разработки с актуальными задачами и задачами собственного исследования
  • - уметь: интерпретировать социальные явления с точки зрения различных теорий репрезентаций; - владеть навыками: критического социологического мышления, основанного на способности к научной рефлексии; - владеть навыками соотносить сложившиеся теоретические разработки с актуальными задачами и задачами собственного исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие репрезентации: подходы и основные определения
    Конструирование социальных смыслов системой репрезентаций. Три подхода к исследованию репрезентаций.
  • Тема 2. Конструктивистский подход в теориях репрезентаций
    Конструктивистский подход в версиях Р. Барта, Ф. Соссюра и М. Фуко
  • Тема 3. Дискурсивные теории репрезентаций
    Понятие дискурса. Дискурс в интерпретации М. Фуко
  • Тема 4. Дискурсивная теория репрезентации в версии С. Холла
    Конструктивисткий подход С. Холла и его особенности. Основные положения теории Холла. Критическая интерпретация понятия репрезентации.
  • Тема 5. Политика репрезентаций – формирование «режима видения»
    Социальные и технические средства создания «режима видения» и их связь с властными отношениями.
  • Тема 6. Критика политики репрезентаций в пост- и деколониальных исследованиях
    Основные направления деколониальной критики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная контрольная работа
  • неблокирующий Эссе и презентация на основе эссе
  • неблокирующий домашнее самостоятельное задание
    За учебный период выполняется не менее двух самостоятельных работ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Отекущий накопл. = 0,2 · Осам.работа + 0,3·Оаудиторная+ 0,5· kпрезентация х Отекст эссе ( 0,75 ≤ kпрезентация ≤ 1,25 ) Оитоговый = 0,3·Оэкзамен + 0,7·Отекущий накопл
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hall, S. (2012). This Means This, This Means That : A User’s Guide to Semiotics (Vol. 2nd ed). London: Laurence King Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=926138

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Zajko, M. (2012). Visual Methodologies: An Introduction to Researching with Visual Materials. Canadian Review of Sociology, 49(4), 449–451. https://doi.org/10.1111/j.1755-618X.2012.01310.x