Магистратура
2019/2020
Транзактные модели коучинга
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Консультативная психология. Персонология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Шмелев Илья Михайлович
Прогр. обучения:
Консультативная психология. Персонология
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является выборной дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Современная психология личности», «Основы психологического консультирования», «Теория и методология психологии», НИС «Персонологические исследования и построение консультативных практик». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: НИС «Персонологические исследования и построение консультативных практик», «Модели персонологии», «Общие и специфические факторы консультирования и психотерапии личности».
Цель освоения дисциплины
- • ознакомление студентов с ключевыми направлениями коучинга и освоение базовых инструментов коучинга; • знание предмета, структуры, методов, перспектив развития транзактных моделей коучинга; • овладение тразактно-аналитическими категориями и принципами их применения в коучинге; • освоение базовых техник транзактно-аналитического коучинга; • применение полученных знаний в научно-исследовательской деятельности при подготовке и написании магистерской диссертации.
Планируемые результаты обучения
- Понимает и определяет основные модели, темы и проблемы коучинга
- Понимает и определяет необходимые условия эффективного коучингового взаимодействия, базовые компетенции коуча и специфику коуч-позиции.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Коучинг: общий обзорОпределение коучинга и краткий обзор истории его формирования. Отличия коучинга от других форматов психологической поддержки (консультирования, психотерапии, бизнес-консультирования, менторства). Виды коучинга: индиви-дуальный и командный; лайф-коучинг и бизнес-коучинг. Обзор областей, в ко-торых эффективно применяется коучинг. Исследования эффективности коучин-га, ограничения этого формата.
- Тема 2. Инструменты коучингаНеобходимые условия эффективного коучингового взаимодействий: кон-такт, прояснение целей, ответственность клиента, баланс поддержки и фрустра-ции. Базовые компетенции коуча (наблюдение, моделирование ситуации, рече-вые инструменты коуча) и специфика коуч-позиции. GROW как макромодель коучинга. Микромодель SMART, модель обратной связи “Гамбургер”, Логиче-ские уровни Р. Дилтса. Модель принятия решений «Декартовы координаты». Разновидности командного коучинга: классический коучинг, коучинг-тренинг, командообразование. Особенности коучинг-взаимодействия. Раппорт, прояснение, ответствен-ность, баланс поддержка-фрустрация. Ошибки, которые совершает коуч. Основные компетенции коуча. Сбор невербальной информации, модели-рование ситуаций, актуальных для клиента, речевые инструменты коучинга: 5 видов вопросов, обратная связь, вызовы, поддержка, утверждения и идеи.
- ВведениеВведение в транзактные модели коучинга
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * Активность + 0.25 * Посещаемость + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Консультирование и коучинг персонала в организации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Антонова, Н. В., 2015
- Куттер П., Мюллер Т. - Психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов - ООО "Когито-центр" - 2011 - 384с. - ISBN: 978-5-89353-332-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/108882
Рекомендуемая дополнительная литература
- Вундт В. - Введение в психологию - Издательство "Лань" - 2014 - 165с. - ISBN: 978-5-507-37915-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/46366