• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

(Пост)современность: культура и городская среда

Статус: Курс по выбору (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Основная цель курса связана со стремлением ответить на вызовы “пространственного поворота” в социальных науках и подготовить студентов магистерской программы к комплексной и многоаспектной социологической работе с современным городом. Отправная точка курса - невозможность работать с городом (как с исследовательскими городскими сюжетами разной теоретической сложности, так и, при необходимости, с практическими рекомендациями и решениями) без представления о том, как социологически устроена современность и как социологически устроена культура - от модерных преобразований культурных институтов к современному пониманию культурных практик и культурных агентов, их ценностей и действий в городской среде. Соответственно, теоретические задачи курса заключаются в систематическом знакомстве слушателей с теоретической рамкой модерна и пост-современности применительно к городской культуре и преобразованиям городской среды, восприятию и использованию пространства различными агентами и сообществами. Не менее важным оказывается и знакомство со специфически модерными фикциональными возможностями репрезентации и осмысления пространства в массовой и популярной культуре, с актуальной и социологически релевантной проблематикой воображения, введенной через ряд медиа и художественных форм (литература, кино, онлайн-творчество и коммуникация, мемориалы и музеи, и т.д.). С практической точки зрения слушатели, во-первых, получают в свое распоряжение ряд действенных методик работы с городским пространством, и, во-вторых, осваивают ключевые принципы метода case study применительно к пространственным феноменам. Курс разделяется на два блока, в соответствии с тематически-содержательным наполнением и методическими задачами. Блок Н.В. Самутиной и Б.Е. Степанова «Городская современность: культурные практики и воображение» (первая половина курса) фокусируется на 3 основных моментах: a) Современность и рефлексия о (городской) культуре – от рамки модерна к осмыслению пост(современности) b) Культурные практики и городская среда: воображение, репрезентация, рецепция c) case study как метод работы с культурными феноменами; особое внимание уделяется методологически действенным комбинациям социологии культуры и культурных исследований, анализа текстов и рецептивных методик при конструировании научного исследования. Блок О.Н.Запорожец «Производство (пост)современного городского пространства: агенты, идеологии, структуры и практики» также сосредоточен на 3 аналитических перспективах: а) Пространственной и городской перспективе в исследовании культуры и социальности; б) Перспективах, проблематизирующих (пост)современные виды иерархий и неравенств, связанных с пространствами; в) Методах и исследовательских тактиках работы с пространственными явлениями и пространственно-чувствительных языках описания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель курса связана со стремлением ответить на вызовы “пространственного поворота” в социальных науках и подготовить студентов магистерской программы к комплексной и многоаспектной социологической работе с современным городом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление об основных направлениях рефлексии обществе и культуре модерна/постмодерна; владеет принципами исторического анализа медиатекстов как форм социального воображения.
  • Имеет представление о роли городов в становлении общества и культуры современности; понимает различные возможности исследования городской культуры; знаком с проблематикой представления города в медиатекстах.
  • Имеет представление о принципах формирования современной исторической культуры; представляет себе возможности применения арсенала исследований памяти для анализа феноменов исторической культуры.
  • Имеет представление о различных субполях в рамках rekmnehs как института и их социальных функциях; понимает принципы анализа массовых текстов, представляет возможности использования жанрового анализа для понимания социальной реальности.
  • Иметь представление о роли соучастия как одного из социальных и культурных механизмов современного общества; уметь анализировать различные формы соучастия в современной культуре.
  • Иметь представление о подходах к описанию специфики постсоветского общества; уметь анализировать различные формы постсоветской городской культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Культура как антропологическая программа, современность как рамка анализа.
    Введение в проблематику и логику курса. Трансформация культуры как объекта социологического анализа: социология культуры и культурные исследования. Культура в антропологической и исторической перспективе: современность как рамка анализа. Проблематика субъективности в современной культуре. Культура как антропологическая программа и ее институционализация в обществах модерна. Нация как форма политического сообщества и система культурных институций. Город как объект исследования в социальном и гуманитарном знании: развитие городских исследований. Городской контекст в исследовании культуры модерна: социологические, этнографические и культурологические перспективы. (Кейс: Массовый журнал как форма культурного воспроизводства). Современная теория культуры и принципы культурного анализа. Проблематика теории в современном гуманитарном знании. Принцип понимания в социологии и его эмпирические следствия. Культурная антропология современных обществ: массовая культура как проблема. Проблематика социального воображения в современном гуманитарном знании. Культурные практики и морфология социальной жизни. Антропологическая перспектива и принцип циркуляции культуры. Case-study в исследовании культуры: феномен Sony Walkman. Город как контекст культурного исследования: проблематика пространственного поворота.
  • Тема 2. Трансформации городских пространств.
    “Город как лаборатория современности”: рождение городского пространства модерна, его основные характеристики. Пространство и время во взаимосвязи новых социальных порядков. Город и работа, город и отдых, город и потребление. Вальтер Беньямин и современность - теоретизация художественных практик (литература, кино, популярная музыка, эстетика повседневности). Социальное значение литературной программы «реализма» (XIX в.), реализм и городская культура 19 века. Рождение современного взгляда (“мобильного виртуального взгляда”), рождение модерных режимов видимости. Теории визуальности конца 90-х годов 20 века и переоткрытие модерна. Роль кино в становлении современности: кинотеатры, публики, кино как социальный институт.Модерные урбанистические проблемы и способы их фикциональной репрезентации, осмысления, изменения (территории и границы, внутреннее/внешнее и частное/публичное, маленький город и мегаполис, места и не-места, образы городского и т.д.).Т
  • Тема 3. Город как пространство исторической культуры
    Историзм и историческое воображение в современной культуре. Концепция исторической культуры и ее связь с изучением культуры (пост)модерна. Историческое сознание и темпоральность модерна. Нация как рамка исторического воображения: символические конструкции. Историческая политика. Исторический канон и литературная классика. Конструирование истории в популярной культуре. Проблематизация национального воображения в контексте концепции «мест памяти». «Трудное прошлое» как проблема современной культуры. (Кейс 1: Проект «Какое прошлое нужно будущему России?»; Кейс 2: «Шоа»: фильм как свидетельство). Историзм в городской среде. Город и регион как объекты исторической рефлексии: между туризмом и краеведением. Историзм в архитектуре. Памятники и коммеморации: город как сцена национальной истории. Проблематика наследия и формирование сообществ градозащитников и любителей истории. Экскурсии как культурная и коммеморативная практика. Городские музеи как пространства репрезентации. Проблематика памяти в городской среде: город как палимпсест. Краеведение, туризм и городская память в контексте новых медиа. (Кейс 3: Трансформация московского краеведения).
  • Тема 4. Социологические интерпретации массовой культуры
    Массовая литература как социальный феномен современности. Роль литературы, и шире – чтения, в конструкции модерна: исторический и социологический аспекты. Гражданское общество, буржуазная культура и институт литературы; антропология чтения, «человек читающий». Массовая культура: социологические характеристики. Массовая литература как феномен модерна: исторические границы, позиция внутри литературы как социального института - в отношении к классике, высоким канонам модерна, национальным канонам и авангарду; линии различия и взаимосвязи. Серия, тираж, формульно-жанровая структура массовой литературы. (Кейс 1: Борис Дубин: к социологии русского романа-боевика. Социологический анализ жанровой формулы). Массовая литература и экономика, технологии, производство. Базовые функции массовой литературы в культуре модерна - читательское сообщество и социологическое воображение. Жанр любовного романа: социологические характеристики. (Кейс 2: Образцовое case study по социологии литературы: социолог Дженис Рэдуэй и читательницы любовных романов в маленьком городке). Фантастическое и утопическое в кино: жанровые конвенции и воображаемые пространства. Социальные функции кинофантастики. Фантастическое как социальноантропологический проект: роль и функции фантастики в культуре модерна. Современная фантастика и социальное воображение. Специфика фантастического кино в системе кинематографических жанров, специфика фантастики как кино среди других кинематографических форм. Кино и способы воображения пространства. (Кейс 1: Фильмкатастрофа и особенности воображения пространства; глобальный взгляд и региональный взгляд). Утопия и антиутопия, фильм-катастрофа. Фантастические «другие», рациональность и аффект, образная ткань фильма и жанровая логика. Роль спецэффектов в реализации идеологии и социального смысла фантастического кино. Специфика социального в фантастическом кино отдельных периодов: 1930-е, 1950-е, 1980-е, современность. (Кейс 2: 1950-е в США: причины расцвета американского фантастического кино, реализованные антропологические конструкции, иконография, современная рецепция).
  • Тема 5. Культуры соучастия и сообщества пользователей: новые культурные агенты и проблема рецепции.
    Понятие “культуры соучастия” (participatory cultures), его история, теоретическое и методологическое значение. Книга, которая изменила культурные исследования: Генри Дженкинс и его “Похитители текстов” (1992). Фанаты, сообщества интерпретации, трансформирующая рецепция. История fan studies как исследовательского поля, “рецептивный поворот” в социологии культуры и культурных исследованиях. Эвристический потенциал работы с культурами соучастия для концептуализации пространственных феноменов в онлайн-среде и городском пространстве. Культуры соучастия в онлайн-пространстве: как конструируется территория коммуникации, сайты и архивы сообществ. (Кейс 1: Онлайн-творчество сообществ и создание “собственных мест”: от сайта фанфикшн AO3 (премия Хьюго 2019) до цифрового андерграунда). Культуры соучастия в городской среде: другие места, другие маршруты, другое видение повседневных взаимодействий, “присвоение” городского пространства. Комик-коны, косплей и городской среде, новый взгляд на тематические парки. (Кейс 2: Тематический парк: взгляд сквозь оптику культур соучастия). Граффити и стрит-арт: современная история, история исследований (социология молодежи, социология девиаций, городская этнография, Urban Studies и т.д.) и актуальное понимание в междисциплинарных научных сообществах. Социологический смысл понятий граффити и стрит-арт, их различения и сходства; социальные функции граффити и стрит-арта; граффити и стрит-арт как культуры соучастия. Граффити и стрит-арт как инструмент понимания города. Методологические ресурсы для работы с граффити и стрит-артом в городской среде (культурные исследования, социология культуры, этнография и рецептивные исследования, эстетика и анализ текста).
  • Тема 6. Постсоветское как (пост)современное: перспективы анализа
    Эволюция исследований советского общества в американской славистике: между критическим анализом и нормализацией. Концепция «человека советского» и проблематика (пост)тоталитаризма в (пост)советской социологии культуры. Советское как горизонт оценки современных культурных изменений: проблематика социальной критики. Метаморфозы культурных институтов в постсоветском обществе (на материале московской библиотечной реформы). Советская конструкция социальной памяти и ее трансформации (на примере рецепции современного кино). Память о ГУЛАГе как отправная точка разрыва с советской традицией. Эклектичность постсоветской памяти. Советское как наследие: постсоветская ностальгия и ее природа. Рецепция утопической составляющей советского культурного проекта. Роль новых медиа в формировании памяти о советском. Советская городская культура и ее трансформации. Проблематика “общих мест” и городское пространство. Способы освоения советского наследия в городской среде. Блок II. Производство (пост)современного город
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Округление дробной части оценки производится по стандартным правилам математического округления до ближайшего целого (в частности, если N+1 знак ≥ 5, то N-й знак увеличивают на единицу, а N+1 и все последующие обнуляют).
  • неблокирующий эссе
    Пересдача с комиссией организуется таким же образом как первая пересдача
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Работа на семинарах + 0.4 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A companion to cultural memory studies: an international and interdisciplinary handbook // ed. by Astrid Erll, Ansgar Nünning, Sara Young. Berlin, New York: De Gruyter, 2008.
  • Assmann, A. (2008). Transformations between History and Memory. Social Research, 75(1), 49. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=32455564
  • David-Fox, M. (2015). Crossing Borders : Modernity, Ideology, and Culture in Russia and the Soviet Union. Pittsburgh, Pa: University of Pittsburgh Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=993450
  • Hall, P. (2014). Cities of Tomorrow : An Intellectual History of Urban Planning and Design Since 1880 (Vol. Fourth edition). Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=761791
  • Hannigan, J. A., & Richards, G. (2017). The SAGE Handbook of New Urban Studies (Vol. 1st). Los Angeles: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1641811
  • Jenkins, H. (2006). Convergence Culture : Where Old and New Media Collide. New York: NYU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1020918
  • Kilbourn, R. J. A. (2010). Cinema, Memory, Modernity : The Representation of Memory From the Art Film to Transnational Cinema. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=653625
  • McRobbie, A. (1994). Postmodernism and Popular Culture. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=96838
  • Meer, Z. (2011). Individualism : The Cultural Logic of Modernity. Lanham, Md: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=399783
  • Ott, B. L., Blair, C., & Dickinson, G. (2010). Places of Public Memory : The Rhetoric of Museums and Memorials. Tuscaloosa: University Alabama Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=420079
  • Parker, S. (2015). Urban Theory and the Urban Experience : Encountering the City (Vol. Second edition). Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=978361
  • Prince, S. (2003). Classical Film Violence : Designing and Regulating Brutality in Hollywood Cinema, 1930-1968. New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=106801
  • Quimby, E., & Ebook Library. (2012). Doing Qualitative Community Research : Lessons for Faculty, Students and Communities. [Sharjah, U.A.E.]: Bentham Science Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=500704
  • Rulyova, N., Hutchings, S. C., & Beumers, B. (2009). The Post-Soviet Russian Media : Conflicting Signals. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=253813
  • Гирц, К., Аронсон, Д., & Корбут, А. (2011). Art as a Cultural System ; Искусство как культурная система. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EB219C0
  • О процессе цивилизации. Т.1: Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада, Элиас, Н., 2001
  • О процессе цивилизации. Т.2: Изменения в обществе; Проект теории цивилизации, Элиас, Н., 2001
  • Общество индивидов, Элиас, Н., 2001
  • Ускользающий мир : как глобализация меняет нашу жизнь, Гидденс, Э., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Appadurai, Arjun. Modernity at Large : Cultural Dimensions of Globalization, University of Minnesota Press, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=310379.