Магистратура
2019/2020
Микроэкономика (продвинутый уровень)
Статус:
Курс по выбору (Финансовые рынки и финансовые институты)
Направление:
38.04.08. Финансы и кредит
Кто читает:
Департамент теоретической экономики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Финансовые рынки и финансовые институты
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
90
Программа дисциплины
Аннотация
Курс рассматривает принятие экономических решений домашними хозяйствами и фирмами, а также формы взаимодействия этих агентов при определении объемов выпуска и цен товаров и факторов производства. В нем также анализируются принципы микроэкономической политики и роль правительства в распределении ресурсов.
Цель освоения дисциплины
- Основная цель курса - овладение студентами экономическими принципами, необходимыми для анализа различных экономических проблем.
Планируемые результаты обучения
- Умеет находить спрос потребителя и проводить анализ сравнительной статики, умеет объяснить наблюдаемый выбор потребителя
- Умеет формализовать задачу и построить модель выбора в условиях неопределенности, найти выбор агента и провести анализ сравнительной статики, умеет проинтерпретировать полученные результаты
- Умеет находить спрос на факторы производства/предложение готовой продукции, издержки фирмы, умеет объяснять связь между свойствами полученных функций и свойствами технологий
- Умеет построить модель частичного равновесия, найти равновесие, проанализировать его эффективность, умеет анализировать последствия государственного регулирования в рамках модели частичного равновесия и объяснять полученные результаты
- Умеет построить модель монополии/монопсонии (в том числе при ценовой дискриминации), найти равновесие, проанализировать его эффективность, умеет предлагать и сравнивать методы государственного регулирования
- Знает ключевые концепции теории игр и умеет применять их для анализа стратегического взаимодействия, умеет находить равновесие в моделях олигополии, анализировать его эффективность, проводить анализ сравнительной статики и объяснять полученные результаты
- Умеет построить модель частичного равновесия при наличии экстерналий/общественных благ, найти равновесие, проанализировать его эффективность, умеет предлагать и сравнивать методы государственного регулирования
- Умеет построить модель частичного равновесия при наличии асимметрии информации, найти равновесие, проанализировать его эффективность, умеет предлагать способы решения проблемы и анализировать их эффективность
Содержание учебной дисциплины
- Теория потребителяПредпочтения и полезность. Выбор потребителя. Спрос и сравнительная статика. Декомпозиция Слуцкого. Выбор при натуральном доходе. Предложение труда и многопериодный выбор. Денежная оценка выигрыша потребителя.
- Выбор в условиях неопределенности(Индивидуально) рациональное поведение в условиях неопределенности. Контингентные товары, ожидаемая полезность, отношение к риску. Выбор в условиях неопределенности: спрос на страховку и спрос на рисковый актив.
- Теория производителяТехнологии. Минимизация издержек. Максимизация прибыли и предложение конкурентной фирмы.
- Частичное равновесие (совершенная конкуренция)Рыночный спрос. Предложение конкурентной отрасли и частичное равновесие. Частичное равновесие и оптимальность. Анализ государственной политики.
- Рыночные структуры: монополия и монополистическое поведениеМаксимизация прибыли монополистом. Неэффективность монополии и регулирование. Монопсония. Ценовая дискриминация (совершенная дискриминация, сегментирование, дискриминация второго типа на простейшем примере).
- Рыночные структуры: стратегические взаимодействияБазовые понятия теории игр (описание игры, игра в нормальной форме, строго доминирующие стратегии, равновесие по Нэшу в чистых стратегиях, динамические игры и равновесие совершенное в подыграх) Стратегические взаимодействия фирм; одновременный выбор выпусков: модель Курно. Преимущество первого хода: модель Штакельберга. Конкуренция цен: модель Бертрана. Дифференцированные товары.
- Провалы рынка: экстерналии и общественные товарыЭкстерналии и неэффективность. Подходы к решению проблемы: нормативы, налоги (субсидии) Пигу, торгуемые разрешения на выбросы, интернализация внешнего воздействия; внешние эффекты и права собственности: теорема Коуза. Общественные блага. Условие эффективности, проблема безбилетника
- Провалы рынка: асимметрия информацииНенаблюдаемые характеристики и проблема неблагоприятного отбора. Варианты решения. Ненаблюдаемые действия и проблема оппортунистического поведения. Варианты решения.
Элементы контроля
- квизы 1-го модуляВ случае неявки на какой-либо элемент контроля студенту выставляется 0 баллов за соответствующий элемент. Квизы и контрольная работа не подлежат пересдаче/переписывания даже в том случае, если студент представил медицинскую справку.
- квизы 2-го модуляВ случае неявки на какой-либо элемент контроля студенту выставляется 0 баллов за соответствующий элемент. Квизы и контрольная работа не подлежат пересдаче/переписывания даже в том случае, если студент представил медицинскую справку.
- контрольная работаВ случае неявки на какой-либо элемент контроля студенту выставляется 0 баллов за соответствующий элемент. Квизы и контрольная работа не подлежат пересдаче/переписывания даже в том случае, если студент представил медицинскую справку.
- финальный экзаменПересдаче (как на первой пересдаче, так и на комиссии) подлежит только экзамен. Экзамен и пересдачи проводятся в письменной форме и могут включать вопросы по любым темам курса.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Оценка за курс формируется из средней оценки за квизы 1-го модуля (ОI), средней оценки за квизы 2-го модуля (ОII), оценки за контрольную работу (Ок/р) и оценки за экзамен (Оэкз) согласно формуле: Max(0.1ОI +0.2ОII + 0.25Ок/р +0.45Оэкз; 0.1ОI +0.2ОII + 0.7Оэкз). Данная формула применяется, в том числе, и при проведении пересдач, включая пересдачу на комиссии. Оценка рассчитывается из 100 баллов, а затем конвертируется в 10-балльную
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Michael Spence. (1973). Job Market Signaling. The Quarterly Journal of Economics, (3), 355. https://doi.org/10.2307/1882010
- Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход : учебник для вузов, Вэриан, Х. Р., 1997
Рекомендуемая дополнительная литература
- Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2001