• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Практика анализа образовательной политики

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Департамент социальных наук
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Практика анализа образовательной политики» направлена на развитие экспертных навыков у работников образования - слушателей курса. В процессе освоения дисциплины слушатели знакомятся с актуальными проблемами (задачами) в области образовательной политики России, с различными подходами, используемыми для их осмысления и решения, с методами и методиками оценки различных аспектов образовательной политики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели освоения дисциплины «Практика анализа образовательной политики» – систематизация знаний слушателей программы в области политического, правового, экономического и социального развития российского образования, развитие навыков анализа исследований в области образования, а также освоение основных методик экспертного анализа качества образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • использует изученные теоретические схемы, концепции и алгоритмы для анализа материалов в области образования
  • Называет ключевые понятия и проблемы межкультурной образовательной коммуникации; перечисляет и объясняет факторы воспроизводства социального неравенства в образовательном процессе; предлагает на основе изученных концепций образовательные стратегии для обеспечения вертикальной мобильности учащихся в конкретном образовательном учреждении
  • Называет методики оценки эффективности деятельности образовательных учреждений и использует данные методики для анализа деятельности конкретного образовательного учреждения
  • Перечисляет и объясняет функционирование национальных и международных систем измерения качества образования, предлагает рекомендации для конкретного образовательного учреждения для подготовки к данным измерительным процедурам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1. Роль образования и науки в модернизации России
    Место образования и науки в стратегии модернизации России. Политика в области образования и образовательная политика. Образование и наука и проблема национальной безопасности. Влияние радикальных политических и социально-экономических трансформаций общества на образование и науку. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. Концепция опережающего развития России на основе образовательной и научно-инновационной политики.
  • 1.2. Законодательные основания и правовые аспекты федеральной образовательной политики начала XXI века.
    Основные направления российского образовательного законодательства на рубеже XX – XXI в.в.: конституционное законодательство, интегральные законы, законы «тумблерного типа», бифункциональные законы, законы ситуативного назначения, законодательные акты в смежных областях права. Реформирование российского образования в начале XXI века.
  • 1.3. Реформирование и модернизация образования: российский и международный опыт.
    Российская концепция образования, в сравнительном контексте европейского и американского опыта. Развитие цифрового обучения.
  • 2.1. Новые вызовы образовательной системы России: социальное неравенство, обострение межкультурного взаимодействия.
    Образовательная система как основа воспроизводства социальной системы общества. Проблема социального неравенства как проблема образовательных учреждений. Обострение межконфессионального и межэтнического противостояния. Влияние глобализации на систему образования. Проблема адаптации детей трудовых мигрантов
  • 2.2. Социально-экономические основы эффективности школ.
    Социальные и социально-экономические факторы, определяющие функционирование школы. Анализ методик обоснования эффективности и результативности деятельности школ (экономические, социальные, психолого-педагогические аспекты). Влияние неэкономических факторов на образовательные результаты школьников.
  • 2.3. Современная школа и система довузовской подготовки.
    Анализ организации профильного обучения в системе общего среднего образования в России и за рубежом. Система «довузовской подготовки» у широком и узком смысле определения термина. Довузовская подготовка и развитие региональной системы непрерывного образования. Система довузовской подготовки как модель опережающего обучения. Проектирование содержания и оценка эффективности довузовской подготовки.
  • 2.4. Российские и международные стандартизированные процедуры измерения качества общего образования (PISA, TIMSS, PIRLS и др.).
    Мониторинг и статистика в образовании. Российский опыт создания системы оценки качества образования. Характеристика общероссийской системы оценки качества образования. Внешняя оценка качества знаний учащихся. Международные измерительные процедуры (TIMSS, PIRLS, PISA). Региональные системы оценки качества образования.
  • 3.1. Государственная политика интеграции российского образования в европейскую систему образования.
    Структура квалификаций, выполнение стандартов, системы качества, признание степеней, программ и сроков обучения. Мобильность студентов и преподавателей: основные проблемы. Обучение в течение всей жизни.
  • 3.2. Проблема управления качеством высшего образования.
    Ценности и стандарты высшего образования. Государственные и негосударственные программы высшего образования. Мониторинг качества образования в России. Концептуально-методическая основа для оценки качества образования выпускников. Перспективы управления качеством образования.
  • 3.3. Развитие высшего образования: вуз, регион, округ.
    Инновационный опыт развития высшего образования в Приволжском Федеральном округе. «Внешние кейсы»: Total Quality Management (TQM) в Ивановском государственном энергетическом университете, в Алтайском государственном университете.
  • 3.4. Образовательное пространство России как единое пространство образовательной политики.
    Единое образовательное пространство - фактор инновационного развития. Стратегии развития образования в экономике знаний. Международное образовательное сотрудничество в условиях модернизации российского образования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Домашняя работа
    Домашнее задание предполагает письменный развернутый анализ магистрантом экспертного мнения о тех или иных аспектах образовательной политики (экспертное мнение преподаватель размещает в LMS для ознакомления студентами) и оценивается преподавателем согласно следующим критериям.
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.4 * Домашняя работа + 0.4 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Воскресенская Н.О., Горбань А.А, Лаптева Е.В., Махаматова С.Т, Морозова О.М., Муравьева Л.А., Мурашова Е.М. и др - Образование в России и мире. Исторический опыт и перспективы развития - Русайнс - 2019 - 250с. - ISBN: 978-5-4365-3661-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933563

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алдошина М. И. - СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 182с. - ISBN: 978-5-534-12038-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennye-problemy-nauki-i-obrazovaniya-446688
  • Герасимова В.Г., Дьяконова Л.П., Женова Н.А. - Цифровое образование. Модели, платформы и технологии. Аспирантура. Бакалавриат. Магистратура - Русайнс - 2019 - 145с. - ISBN: 978-5-4365-3638-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933014
  • Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы: сопоставительный анализ: Монография / Серякова C.Б. - М.:Прометей, 2016. - 164 с. ISBN 978-5-9907452-9-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/557965
  • Михальчи Е. В. - ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-534-04943-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/inklyuzivnoe-obrazovanie-441176
  • Москвин С. Н. - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 139с. - ISBN: 978-5-534-11817-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-proektami-v-sfere-obrazovaniya-446191
  • Отв. ред. Золотарева А. В. - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 267с. - ISBN: 978-5-534-06301-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-istoriya-i-sovremennost-436482
  • Ощехина О.В. - Дополнительное образование сельских школьников - КноРус - 2017 - 95с. - ISBN: 978-5-4365-0898-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/925850
  • Чернопятов А.М. - Наука, образование и практика: профессионально-общественная аккредитация, тьюторство, информационные технологии - Русайнс - 2017 - 159с. - ISBN: 978-5-4365-1756-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929571
  • Шереги Ф. Э., Арефьев А. Л. ; Под ред. Осипова Г.В. - КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 229с. - ISBN: 978-5-534-10803-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kadry-upravleniya-obrazovaniem-sociologicheskiy-analiz-431558