• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Образовательное право

Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Образовательное право» направлен на изучение базовых понятий и категорий образовательного права, правовых основ образовательной деятельности в виде законодательства Российской Федерации и международно- правовых стандартов регулирования образовательных отношений. Приобретение навыков и опыта анализа и оценки предложений, направленных на совершенствование законодательства об образовании, приобретения опыта и навыков проектирования, разработки и анализа локальных нормативно-правовых актов в сфере образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Образовательное право» являются изучение базовых понятий и категорий образовательного права, правовых основ образовательной деятельности в виде законодательства Российской Федерации и международно-правовых стандартов регулирования образовательных отношений. Приобретение навыков и опыта анализа и оценки предложений, направленных на совершенствование законодательства об образовании, приобретения опыта и навыков проектирования, разработки и анализа локальных нормативно-правовых актов в сфере образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представления о понятии и системе правового регулирования образовании в России
  • Умеет применять нормативные правовые акты в сфере образования, реализовывать нормы образовательного права, а также других отраслей и институтов права в сфере образовательных отношений
  • Знает основные виды автоматизированных поисковых систем, используемых в сфере образовательного права (АИПС Консультант Плюс, ГАРАНТ и др.)
  • Имеет представление о сайтах Президента РФ, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Счетной палаты, Министерства просвещения, Министерства образования и науки РФ и других органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации в сфере образования. Знает возможности получения информации на вышеуказанных сайтах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в дисциплину
    Место и роль учебной дисциплины «Образовательное право» в структуре магистерской программы «Управление образованием» и в ОС НИУ ВШЭ подготовки магистров по направлению «Менеджмент». Связь дисциплины с дисциплинами общегуманитарного, юридического, педагогического, психологического циклов. Значение изучения образовательного права для профессиональной подготовки выпускника магистерской программы «Управление образованием». Предмет, цели и задачи учебной дисциплины «образовательное право». Знания, умения, навыки и компетенции, приобретаемые студентами. Требования к студентам при изучении дисциплины. Система учебной дисциплины образовательного права. Особенности лекционных и практических занятий. Специфика образовательно-правового материала и работы с ним. Понятие автоматизированных поисковых систем (АИС), их возможности в освоении правовых основ образования в РФ. Обзор информационных систем, используемых в юридической практике (АИС Консультант Плюс, Гарант). Использование сайтов государственных органов и образовательных организаций для получения информации об актуальных вопросах нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности. Цели, содержание и значение различных форм аудиторных занятий и самостоятельной подготовки. Основные цели курса заключаются в: • изучении правовых основ образовательной деятельности; - приобретение навыков работы с правовыми информационными поисковыми системами и сайтами государственных органов и образовательных организаций; • приобретении навыков и опыта анализа и оценки предложений, направленных на совершенствование законодательства об образовании; • приобретении опыта и навыков проектирования, разработки и анализа локальных нормативно-правовых актов в сфере образования.
  • Тема 2. Основные положения теории права
    Право как регулятор общественных отношений. Многозначность термина «право». Право в «объективном» и «субъективном» смысле. Правовая норма: понятие и признаки. Предмет и метод правового регулирования. Система права. Отрасли и институты права. Источники права. Нормативный правовой акт как основной источник права в РФ. Понятие и признаки. Виды нормативных правовых актов. Разграничение законодательных актов по юридической силе. Федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты. Виды федеральных законодательных актов. Подзаконные акты. Отличие нормативных правовых актов от ненормативных документов. Приемы работы с источниками законодательства. Толкование правовых норм: понятие, виды, принципы применения. Интерпретация правовых норм. Соотношение правовых норм и реальных ситуаций. Правовые коллизии: понятие, виды, приемы разрешения. Правоотношения, правонарушения и юридическая ответственность.
  • Тема 3. Общая характеристика образовательного права
    Образовательное право как комплексная отрасль права и как система правового регулирования отношений в сфере образования. Соотношение понятий: образовательное право, право на образование и правовое образование. Предмет и метод образовательного права. Образовательные отношения как предмет образовательного права: понятие, субъекты, особенности, классификация.. Средства и способы правового регулирования образовательных отношений. Типы образовательно-правового регулирования. Стадии процесса и механизм образовательно-правового регулирования. Нормативно-правовой и индивидуально-правовой виды (уровни) правового регулирования в сфере образования.
  • Тема 4. Понятие и система источников образовательного права
    Понятие источника образовательного права. Система источников образовательного права. Понятие и система законодательства об образовании в России. Задачи законодательства Российской Федерации об образовании. Законодательство об образовании и гарантии прав граждан на образование. Действие законодательства об образовании во времени и пространстве. Законодательство об образовании и нормы международного права. Основные источники международного права в сфере образования: акты ООН, документы ЮНЕСКО, правовые акты Совета Европы, документы Болонского процесса, документы СНГ. Конституционные основы образовательного права. Конституция Российской Федерации о праве каждого на образование. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ как основной источник образовательного права. Нормы образовательного права в других федеральных законах. Законы, содержащие нормы о специальных видах (направлениях) образования; о льготах участникам образовательных отношений. Федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений. Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов образования. Акты законодательства Российской Федерации о языке (языках) обучения. Подзаконные нормативные акты в системе источников образовательного права. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам образования. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Нормативные приказы Министерства образования и науки РФ. Нормативные приказы иных министерств, регулирующих отношения в области образовании (Минобороны Росси, МВД России и др.). Региональные источники образовательного права. Законы субъектов Российской Федерации об образовании. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Федерации в области образования. Нормативные правовые акты муниципальных образований в сфере образования. Судебная практика в механизме правового регулирования образовательных отношений. Решения Конституционного суда Российской Федерации по спорам в сфере образования. Понятие и признаки локального акта. Реквизиты локального акта. Обязательные характеристики локальных актов. Ограничения действия локального акта по сферам применения, кругу лиц и т.д. Виды и формы локальных актов. Нормативные и индивидуальные локальные акты: понятие и признаки. Типология локальных актов. Характеристика отдельных видов локальных актов. Локальные акты образовательной организации. Принципы организации системы локальных актов образовательной организации. Законность, обусловленность и системность локальных актов. Требования к структуре и содержанию локальных актов. Структура и требования к содержанию локального акта образовательной организации. Процедура издания локальных нормативных актов образовательной организации.
  • Тема 5. Актуальные проблемы образовательного права на современном этапе
    Реформа системы образования в Российской Федерации. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты Образовательные программы. Общие требования к реализации образовательных программ. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Сетевая форма реализации образовательных программ Право на занятие педагогической деятельностью. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. Обязанности и ответственность педагогических работников. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования.
  • Тема 6. Актуальные проблемы правового регулирования управлением системой образования в Российской Федерации
    Управление системой образования, его правовое регулирование. Государственная регламентация образовательной деятельности. Правовое обеспечение лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Педагогическая экспертиза. Независимая оценка качества образования. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования. Информационные системы в системе образования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Домашнее задание + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под общ. ред. Рожкова А.И. - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 349с. - ISBN: 978-5-534-08709-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obrazovatelnoe-pravo-433082

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Братановский С.Н., и др. - Система управления образованием в России: административно-правовые аспекты - Русайнс - 2017 - 181с. - ISBN: 978-5-4365-1800-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/923212