• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Компаративистика в системе гуманитарного знания

Статус: Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Русская литература и компаративистика
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Курс “Компаративистика в системе гуманитарного знания” предлагает слушателям широкую панораму истории развития компаративистики как филологической науки в контексте истории гуманитарного знания, в частности, интеллектуальной истории. Кроме того, в курсе рассматривается основные подходы к материалу филологического исследования, общие для социальных и гуманитарных наук.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с основными этапами развития компаративистики (comparative literature) в западной и российской традиции.
  • развитие у студентов критического мышления и способности осмыслять различные подходы в компаративистике, использовать понятийный аппарат современных исследований в области сравнительного изучения литератур
  • проблематизация методологии литературоведческих исследований ( в том числе самостоятельных работ студентов) и развитие навыков междисциплинарного мышления
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • критическое осмысление методологии современного литературоведения и гуманитарных наук
  • умение опознавать и оценивать применимость различных подходов современных социальных и гуманитраных наук компаративному литературоведческому исследованию
  • осмысление истории литературоведения в рамках истории науки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. История и современное состояние компаративистики
    Основные вехи развития компаративистики. Позитивизм конца 19 века и становление литературной компаративистики. Франсуа Брюнетьер во Франции. Истоки сравнительного изучения литератур в идеях раннего немецкого романтизма. Гердер как фигура «пограничной идентичности». Идеи о своеобразии (немецкой) нации и конструирование «национальных литературных традиций». Универсализм Просвещения и релятивизм Романтизма как отправной пункт для компаративистики. Гете и идея «мировой литературы».
  • Развитие компаративистики в Европе последней трети 19 века: Веселовский, Мелтцл, Поснетт
    Роль А.Н. Веселовского в создании компаративистики в России, его основные идеи, история литературы поверх национальных границ. Книга Х. Поснетта «Сравнительная литература» как выражение научного и эволюционного подхода к истории литературы. Хуго Мелцтл и его журнал „Acta Comparationis Literarum Universarum“ (1877). Институционализация и компаративистики в конце 19- начале 20 века.
  • Компаративистика 1930-х-50х годов: В.М. Жирмунский и история советской науки / Поль ван Тигем
    Компаративистика В.М. Жирмунского в контексте развития европейской компаративистики. Жирмунский – читатель Поля Ван Тигема. Создание марксистской компаративистики. Судьба компаративистики в СССР и роль антисемитской кампании («по борьбе с космополитизмом») в ее развитии.
  • Компаративистика 1930-х -1950-х Эрнст Роберт Курциус и Эрих Ауэрбах
    Универсалистские концепции истории европейской литературы немецких романистов 1930-1940-х годов в историческом контексте. Научная биография Э. Р. Курциуса как пример адаптации и мимикрии в немецкой академии периода национал-социализма. Изгнанничество Ауэрбаха как Эрих Ауэрбах (и немецкая романистика 1930-50х).
  • «Ориентализм» Эдварда Саида в современной компаративистике
    Отношения «Восток – Запад» как проблема литературной компаративистики. Роль литературы и писателей в создании «ориенталистализма» по Эварду Саиду. Продуктивность концепции и ее критика. Саид и постколониальное литературоведение. Применимость теории Саида к истории культуры Российской империи и СССР.
  • Дискуссии о «мировой литературе» в современной компаративистике
    Концепции истории литературы в эпоху глобализации. Социологический подход Паскаль Казановы: глобальный рынок и символический капитал Парижа как мировой литературной столицы. “Дальнее чтение” Франка Моретти как компаративистика. Институциональные и содержательные изменения в академическом куррикулуме компаративистики: от сравнения к «мировой литературе». Деятельность и подходы Дэвида Дармроша и его оппоненты.
  • 19 век и идея “всеобщей” истории литературы и культуры
    Специфика франко-немецко-английского культурного “треугольника” между 1810-ми и 1860-ми годами. Феномен литературной эмиграции: Ж. Де Сталь, Г. Гейне, А. Герцен, В. Гюго. Ипполит Тэн об английской литературе и Э. Ренан о важности немецкого академических образцов. Роль религиоведения, этнографии и фольклористики в изучении истоков культурного творчества
  • Не только Веселовский: изучение всеобщей литературы в университетах Российской империи.
    Ранний Эйхенбаум и тема “западных влияний” в литературе. Романо-германский семинарий в Петербурге как лаборатория формализма. Шкловский о Стерне и Сервантесе. Переосмысление влияний: Тынянов и Эйхенбаум середины 1920-х годов. “Евразийские соблазны” Романа Якобсона.
  • Лукач, “Литературный критик” и основы марксистского историко-литературного анализа
    Маркс и Энгельс как “вечные спутники”: почему из 19 века они попали в интеллектуальный канон 21 века (младогегелянство, дух 1848 года, мировой экономический кризис конца 1850-х и “поздний Маркс” в диалоге с Россией, Морганом и колониальным вопросом). Плеханов и формирование марксистской ортодоксии. Путь Лукача к Марксу. М.А. Лифшиц и конкуретные версии “академического марксизма” в 1920-1960-е годы. Круг “Литературного критика” и его противники: споры о методе и мировоззрении.
  • Путь историков и социологов к компаративным сюжетам
    Конт, Бокль, Спенсер: прогресс вместо истории? Унификация видения прошлого и культурных “миров”: поиски альтернатив. Славянофилы, будители, почвенники: народное как (анти)всемирное. Макс Вебер и его путь к компаративному изучению религии и культуры. Этнографы, георгафы и анархисты (Реклю, Л. Мечников, Ф. Боас). Историографическая ретроспектива: идеи Г. Иггерса и становление глобальной истории исторической науки. Юрген Остерхаммель и его видение всемирной истории Модерна
  • Филология как “место памяти”
    Расхождение лингвистики и литературоведения: Мейе, Щерба, Якобсон. Г. Винокур. В. Жирмунский, В. Виноградов: спасение филологии после 1934 года и ее историография. С. Тимпанаро, Б. Черквилини, Х. Гумбрехт: о прошлом литературных штудий. Идеи “мировой филологии” и 95 тезисов В. Хаммахера.
  • Теория секуляризации и “множественные модерны”
    Теории “расколдования мира”: Вебер, Карл Шмитт, Ханна Арендт, Ханс Блюменберг. Проблематика духовной дисциплины и религиозных детерминант внутри культурных традиций. В. Живов, С. Аверинцев, Ф. Горски: где и как социологи могут скорректировать суждения гуманитариев. Дж. Штайнметц, Ш Айзенштадт, трактовки “особого пути” в исторической и теоретико-социологической перспективе.
  • Подходы, общие для гуманитарных и социальных наук. Культурно-исторические подходы.
    Подход Вальтера Беньямина («Происхождение немецкой барочной драмы»): литературный текст как свидетельство культурных, социальных и политических тенденций данной исторической эпохи. Подход Норберта Элиаса: социологическая реконструкция повседневности. Идеи Школы «Анналов»: «тотальная история» и материальная история; понятие «большой длительности» в историческом процессе; реконструкция коллективных ментальностей. Метод микроистории Карло Гинзбурга: «след» и «уликовая парадигма».
  • Функционализм в социальных и гуманитарных науках
    Функционализм: теоретические основы и ключевые особенности методологии. «Классический» функционализм в социальных науках (Эмиль Дюркгейм, Бронислав Малиновский, Альфред Рэдклифф-Браун, Марсель Мосс). «Антропологический историзм» школы Франца Боаса.
  • Культурно-антропологический структурализм.
    «Классический» европейский континентальный структурализм; подход Клода Леви-Стросса к структурному исследованию обществ. Представление об объекте исследования как о статичной интегрированной системе, чья внутренняя структура и логика доступна для строгого поуровневого анализа. Анализ социальных структур по модели анализа литературных текстов. Представление об истории в рамках структуралистского подхода.
  • Культурно-антропологическая семиотика
    Микросоциология и «социологическая драматургия» Ирвинга Гоффмана. Семиотика бытового поведения Юрия Лотмана. Методика «насыщенного описания» Клиффорда Гирца и его концепция культурных систем.
  • Конструктивизм: теоретические основы и ключевые особенности методологии.
    Идея социального конструкта и «классический» конструктивизм первого поколения (Бенедикт Андерсон, Пьер Бурдьё). Литература как транслятор (идеологических) конструктов. Конструктивизм второго – постструктуралистского – поколения: критика эссенциализма, присущего «классическому» конструктивизму, и корректировки методологии (Роджерс Брубейкер).
  • Марксизм: теоретический базис «классического» марксизма и его трансформации в неомарксистских подходах XX века.
    Критические теории на основе марксизма: Антонио Грамши, Франкфуртская школа, структуралистский марксизм Луи Альтюссера (краткий обзор). Неомарксизм XXI века: теория множеств Паоло Вирно, идея Империи Майкла Хардта и Антонио Негри.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (во втором модуле)
  • неблокирующий Устное сообщение на семинаре (во втором модуле)
  • неблокирующий Участие в дискуссиях на семинаре (в третьем модуле)
  • неблокирующий Эссе (материалы третьего модуля)
  • неблокирующий Участие в дискуссиях на семинарах (в четвертом модуле)
    В условиях дистанционного обучения некоторые семинары по решению преподавателя могут заменяться самостоятельным прочтением рекомендованных работ и своевременным выполнением заданий по этим работам, заранее данных преподавателем в системе LMS или другим способом. Оценка за такие виды работы ставится на основании того, насколько студент продемонстрировал понимание проблематики прочитанных работ и понимание того, в чем они могут оказаться полезны для современного исследователя
  • неблокирующий Сообщение на семинаре (4 модуль)
    В условиях дистанционного обучения сообщение на семинаре по решению преподавателя может заменяться самостоятельным прочтением рекомендованных работ и своевременным выполнением письменных заданий (в формате аналитического эссе) по этим работам, заранее данных преподавателем в системе LMS или другим способом. Оценка за такие виды работы ставится на основании того, насколько студент продемонстрировал понимание проблематики прочитанных работ и понимание того, в чем они могут оказаться полезны для современного исследователя
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Сообщение на семинаре (4 модуль) + 0.15 * Устное сообщение на семинаре (во втором модуле) + 0.15 * Участие в дискуссии на семинарах (во втором модуле) + 0.15 * Участие в дискуссиях на семинарах (в четвертом модуле) + 0.15 * Участие в дискуссиях на семинаре (в третьем модуле) + 0.2 * Эссе (материалы третьего модуля)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Erich Auerbach and his mimesis. (1999). Poetics Today, 20(1), 3–10. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.c449185a.6242.4317.92dd.12f076af1e3b
  • Pizer, J. (2000). Goethe’s “World Literature” Paradigm and Contemporary Cultural Globalization. Comparative Literature, 52(3), 213. https://doi.org/10.1215/-52-3-213
  • Said, E. W. (1979). Orientalism (Vol. First Vintage books edition). New York: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=842875
  • Воображаемые сообщества : размышления об истоках и распространении национализма, Андерсон, Б., Николаева, В. Г., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Behdad, A., & Thomas, D. R. D. (2011). A Companion to Comparative Literature (Vol. 1st ed). Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=391356
  • Bird, R. (2018). Culture as permanent revolution: Lev Trotsky’s Literature and Revolution. Studies in East European Thought, 70(2/3), 181–193. https://doi.org/10.1007/s11212-018-9304-6
  • Moretti, F. (2013). Distant Reading. London [England]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=729748
  • Why realism? Auerbach on realist representation. (2001). Poetics Today, 20, 53–77. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.324186c0.e253.48d3.b49c.491b148972b2
  • Интерпретация культур, Гирц, К., Барсуковой, О. В., 2004
  • Учение о подобии. Медиаэстетические произведения : Сб. статей, Беньямин, В., 2012