• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Междисциплинарный анализ текста в западной гуманитарной мысли XX века

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Кто читает: Департамент истории и теории литературы
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Велижев Михаил Брониславович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен методикам междисциплинарного анализа текста, принятым в современной западной гуманитарной науке. Прежде всего, перед студентами ставится задача дать четкое определение междисциплинарности, очертить ее основные методологические контуры. В качестве центрального теоретического сюжета избран целый ряд пионерских исследований в области искусствоведения и культурной истории – труды Э. Гомбриха, Э. Панофски, М. Бексендолла, К. Гинзбурга, М. Тафури, Х. Бредекампа, Кв. Скиннера, М. Бьяджоли и др. На примере одной из самых быстро развивающихся гуманитарных дисциплин студенты видят, как гуманитарные науки взаимодействуют между собой и вступают в продуктивный контакт с другими научными дисциплинами. Речь идет о взаимовлиянии истории, социологии, истории ментальности, психологии, истории науки, истории архитектуры, истории политической мысли, филологии и др. Курс прежде всего состоит из семинаров и нацелен на обсуждение со студентами ключевых текстов западной гуманитарной традиции. Сами тексты представлены на русском и английском языках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Детальное знакомство студентов с теоретическими междисциплинарными концепциями западной гуманитарии (на примере искусствоведения).
  • Формирование у студентов навыков устного и письменного анализа текстов с привлечением методики анализа в жанре междисциплинарной интеллектуальной истории.
  • Подготовка к дальнейшей исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные методы междисциплинарного исследования в области гуманитарных наук (XX век, история искусства
  • знает основные методы междисциплинарного исследования в области гуманитарных наук (XX век, история искусства)
  • знает понятия и категории междисциплинарного анализа текста
  • умеет применять методологию междисциплинарного исследования при анализе разного текстов, созданных в XX веке
  • умеет выбирать методологию междисциплинарного исследования в области интеллектуальной истории
  • умеет ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по курсу
  • владеет навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы
  • владеет навыками применения основных методов междисциплинарного анализа для решения исследовательских задач в области интеллектуальной истории
  • владеет методами теоретического исследования в области междисциплинарных исследований в XX веке
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Филология и междисциплинарность: введение в предмет.
  • История искусства и филология.
  • Междисциплинарная история архитектуры.
  • История искусства как историческая дисциплина.
  • История искусства и социальные практики.
  • Историко-филологические методы в современной западной гуманитарной мысли.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.6 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mueller, J. M., & Loewenstein, D. (2002). The Cambridge History of Early Modern English Literature. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=120313
  • Trubnikova, N. V., & Ageeva, V. V. (2016). Discourse Analysis and the 'History of Notions” of Reinhardt Koselleck in the Adoption of the Contemporary Western Historiography ; Дискурс-Анализ И «История Понятий» Райнхарта Козеллека В Современной Западной Историографии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A063F077
  • История искусства, Гомбрих, Э. Г., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Возрождение. XV век: Кватроченто, Дзуффи, С., 2008
  • Высокое и позднее Возрождение. XVI век: Чинквеченто, Дзуффи, С., 2009
  • История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение : учебник для вузов, Алексеев, М. П., 2000