• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Управление образованием и измерение образовательных результатов

Статус: Курс по выбору (Доказательная образовательная политика)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Доказательная образовательная политика
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 82

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины является, с одной стороны, изучение подходов к стратегиче- скому развитию образовательных организаций (в частности университетов и региональ- ных систем высшего образования) на основе принципов проектного управления и в соот- ветствии с приоритетами государственной политики, с другой стороны – овладение сту- дентами знаниями о спектре сопоставительных исследований образовательных достиже- ний, их особенностях и области применения, об основных политических и педагогических проблемах, которые могут быть поставлены и разрешены средствами сопоставительных сравнительных исследований. Приобретение студентами опыта постановки и разрешения проблем образовательной политики и управления образовательными организациями через анализ данных международных исследований. Для достижения цели дисциплины ее структура состоит из двух содержательных блоков: (1) стратегическое управление образовательными организациями и (2) измерение образо- вательных результатов, которые в совокупности позволят сформировать у студентов представлением о доказательном управлении образовательными организациями и систе- мами, формировании политики в области образования с использованием возможностей международных сопоставительных исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является, с одной стороны, изучение подходов к стратегическому развитию образовательных организаций (в частности университетов и региональных систем высшего образования) на основе принципов проектного управления и в соответствии с приоритетами государственной политики, с другой стороны – овладение студентами знаниями о спектре сопоставительных исследований образовательных достижений, их особенностях и области применения, об основных политических и педагогических проблемах, которые могут быть поставлены и разрешены средствами сопоставительных сравнительных исследований.
  • Приобретение студентами опыта постановки и разрешения проблем образовательной политики и управления образовательными организациями через анализ данных международных исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры
  • Способность анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности
  • Способность строить профессиональную деятельность и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности
  • Способность осуществлять комплексный анализ проблем государственного и муниципального управления
  • Способность самостоятельно ставить цели и задачи и обеспечивать их реализацию в рамках профессиональной деятельности.
  • Способность оценивать и перерабатывать освоенные научные методы и/или способы деятельности
  • Способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стратегическое управление образовательными организациями
    Тема 1. Роль образования в развитии человеческого капитала. Тема 2. Контексты развития университетов и систем высшего образования Тема 3. Трансформация систем высшего образования Тема 4. Основные модели и типы организаций высшего образования. Дифференциация в высшем образовании Тема 5. Основные направления изменений политики развития высшего образования Тема 6. Особенности управления проектами в образовании. Принципы и особенности управления проектами в сфере высшего образования. Нормативное регулирования гос- ударственного стратегического планирования Тема 7. Стратегическое развитие университетов. Жизненный цикл организации, адаптация к внешней среде, разработка целевой модели. Имитационная игра Тема 8. Стратегия развития университетов в условиях реорганизации. Вызовы и барьеры стратегического развития в условиях присоединения. Тема 9. Стратегическое развитие региональных систем высшего образования в условиях высокой дифференциации.
  • Измерение образовательных результатов
    Тема 1. Введение. Концепт «качество образования» и его операционализация в различных программах. Использование результатов проектов и программ оценки качества образования в разных странах. Варианты использования. Первичное представление о национальном оце- нивании, связь национального оценивания и государственных (национальных) экзаменов. Тема 2. Государственные экзамены в РФ. ЕГЭ: информация о программе, аналитические доклады, концепция качества образования. ГИА: информация о программе, аналитические доклады, концепция качества образования. Развитие проекта государственных экзаменов в РФ. Связь стандартов общего среднего образования и государственных экзаменов. Возмож- ность использования результатов государственных экзаменов в целях национального оцени- вания. Тема 3.Сравнительный анализ российских программ; содержание «качества образования» как производная от данных программ. Реальный опыт организации государственной внешней оценки в РФ (конференция с представителем власти) Тема 4. Международные программы TIMSS. PIRLS. Информация о программе, аналитиче- ские доклады, концепция качества образования. Результаты школьников РФ в данных меж- дународных программах. Концепция «качество образования» в TIMSS. PIRLS. Сопутствующая (контекстная) информация. Тема 5. Международная программа PISA. Информация о программе, аналитические доклады, концепция качества образования. Результаты школьников РФ в данной международной программе. Концепция «качество образования» в PISA. Сопутствующая (контекстная) ин- формация. Тема 6.Сравнительный анализ различных программ; Опыт участия РФ в международных программах (конференция с представителем Центра ОКО). Особенности результатов РФ. Различные объяснения результатов РФ по различным программам. Тема 7. Американская система национального оценивания NAEP, NCLB информация о про- граммах, аналитические доклады, концепция качества образования. Изучения материалов о программах, отличия NAEP, NCLB от аналогичных российских программ. Возможности использования результатов, критика, работа с отстающими школами. Тема 8. Национальные программы оценки качества образования, общие характеристики и особенности, (опыт проведения широкомасштабных исследований в low income countries). Материалы региональных программ оценки качества образования, специфика образователь- ных достижений в странах с низкими доходами; факторы, влияющие на уровень достижений в странах с низкими доходами. Тема 9. Заключение. Общая дискуссия о широкомасштабных программах оценки качества образования Тема 10. Обсуждение тем итоговых работ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях и ответы на вопросы.
    Студент должен продемонстрировать знание обсуждаемых материалов, участвовать в дискуссиях по теме семинарских занятий.
  • неблокирующий Экспертное заключение.
    Экспертное заключение на стратегию развития вуза, объемом до 3 стр. Оценивается глубина погружения и фактологический материал программы развития, приведение эмпирических данных, критическое отношение к тексту с учетом прошедших семи- нарских занятий, а также предложения и идеи для текста стратегии развития.
  • неблокирующий Групповой проект.
    Текст технического задания на разработку стратегии развития образовательной организа- ции высшего образования или региональной системы высшего образования, объемом 5-7 страниц.
  • неблокирующий Представление группового проекта.
    Очное представление выполненного группового проекта, ответы на вопросы.
  • неблокирующий Дайджест исследовательского эссе, его презентация.
  • неблокирующий Итоговое исследовательское эссе.
    Формальные требования: 5-7 страниц А4 Word, шрифт Times New Roman, кегль 12, ин- тервал 1. Итоговое исследовательское эссе оценивается по 10-балльной шкале.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на занятиях и ответы на вопросы. + 0.2 * Групповой проект. + 0.2 * Дайджест исследовательского эссе, его презентация. + 0.2 * Итоговое исследовательское эссе. + 0.2 * Экспертное заключение.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Auger, P., Mirvis, P., & Woodman, R. (2018). Getting lost to find direction: Grounded theorizing and consciousness-raising in management education. Management Learning, 49(4), 453–470. https://doi.org/10.1177/1350507618776595
  • Brown, T. H. (2015). Exploring New Learning Paradigms a Reflection on Barber, Donnelly, and Rizvi (2013): “An Avalanche Is Coming: Higher Education and the Revolution Ahead.” International Review of Research in Open and Distributed Learning, 16(4), 227–234. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1082202
  • Teixeira, P., Rocha, V., Biscaia, R., & Cardoso, M. F. (2014). Policy changes, marketisation trends and spatial dispersion in European higher education: comparing public and private sectors. Cambridge Journal of Regions, Economy & Society, 7(2), 271–288. https://doi.org/10.1093/cjres/rst027
  • КОВАЛЕВА Е.В., & МИХАЙЛОВА Т.А. (2014). Институциональная Динамика И Банковская Система России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C47C6376

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aspinall, R., & Lang, P. O. (2013). The Avalanche is Coming … And Just Now It’s Starting to Snow. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3D02583F
  • Dependability and Survivability Evaluation of a Water Distribution Process with Arcade. (2009). 9th Nternational Workshop on Performability Modeling of Computer and Communication Systems, PMMCS 2009, (9), 4–7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.ris.utwente.nl.publications.31714d06.af56.4ea4.bc6a.a47a5ba8ff94