• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История изучаемого региона

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Языки и литература Юго-Восточной Азии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История изучаемого региона» читается в течение трёх лет, с первого по третий курс. В рамках образовательной программы «Языки и литература Юго-Восточной Азии» предполагается изучение не только истории стран австроазиатского мира (Вьетнам, Таиланд, Камбоджа, Лаос), но и государственных образований, которые в разное время существовали на территории современного Китая. Это объясняется широкомасштабным китайским влиянием на страны региона, как в сфере экономики и геополитики, так и в сфере культуры и языка. Дисциплина призвана сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии Юго-Восточной Азии, дать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях исторического процесса, ввести студентов в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать у них навыки получения, анализа и обобщения исторической информации. Также среди основных задач курса — дать студентам представление об основных категориях источников, показать на примерах методику источниковедческого анализа, обратить внимание на проблемы и трудности интерпретации источников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • освещение основного фактического материала (историческая характеристика отдельных периодов истории Юго-Восточной Азии на основе анализа источников и историографии);
  • усвоение информации об основных особенностях материаль¬ной и духовной культуры Юго-Восточной Азии, а также понимание роли религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов, умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, харак¬терную для носителей соответствующих культур;
  • привить понимание многообразия культур и цивилизаций Юго-Восточной Азии в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
  • привить студентам навыки работы с разноплановыми источниками по истории региона; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
  • ознакомить студентов с основными теоретическими концепциями, которые существуют в мировом востоковедении и исторической науке.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • перечислять основные этапы исторического развития как региона в целом, так и основных стран, входящих в этот регион: Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Тайланда (Сиама), Бирмы, Малайзии, Индонезии, Филиппин.
  • Владеть методами по изучению исторического развития региона Юго-Восточная Азия и основных стран, входящих в него, а также освоить специфику современных подходов к изучению исторической проблематики региона Юго-Восточная Азия.
  • Иметь навыки работы с источниками и литературой по истории региона Юго-Восточная Азия и основных стран, входящих в этот регион.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Источники по изучению древней истории Юго-Восточной Азии: археологические, этнографические, нумизматические.
    Основные категории источников по древней истории Юго-Восточной Азии. Важнейшая роль археологических источников с древнейших времен до конца средневековья. Особая роль этнографии. Письменные источники: внутренние (эпиграфика, летописи, другие виды исторических документов, сакральные тексты, литературные памятники) и внешние (китайские, тямские для средневековья, европейские для нового и новейшего времени). Особая роль китайских источников и древнекитайского языка (вэньянь). Историография Юго-Восточной Азии. Французская школа по изучению Дальнего Востока (L’ecole francaise d’Extreme Orient) и ее печатный орган (BEFEO) – ядро научных кадров по изучению истории, археологии, этнографии и нумизматики Юго-Восточной Азии. Голландские, английские, американские и китайские историки, изучавшие прошлое ЮВА. Становление национальной школы археологов и историков в Северном и Южном Вьетнаме. Успехи вьетнамской археологии и исторической науки в конце XX - начале XXI вв. Развитие исторических исследований в Индонезии, Тайланде, Бирме, Малайе, Камбодже, Лаосе, на Филиппинах. Помощь СССР в становлении вьетнамской археологии и исторической науки.
  • Древняя история Юго-Восточной Азии.
    Что такое «прото-ЮВА»? Территория «прото-ЮВА». Нижний палеолит на территории «прото-ЮВА». Доктор Дюбуа и его питекантроп. Вхождение ЮВА в зону обитания архантропов. Особенности материальной культуры на территории «прото-ЮВА» в период нижнего палеолита. Стоянка Шонви во Вьетнаме, ранний Аньят в Бирме, Пачитан на Яве. ранний Аньят в Бирме, Пачитан на Яве. Специфика среднего палеолита в «прото-ЮВА». Верхний палеолит. Пещера Ниах в Сараваке, Верхний Аньят в Бирме. Островные микролитические культуры Сангиран и Чабенге. Специфика верхнего палеолита ЮВА – наличие чопперов. Еще одна специфика ЮВА – «мезонеолит». Хоабиньская культура. Пещера Кеофай в северо-восточном Вьетнаме, Пещера Духов в северном Таиланде и пещера Ниа на Калимантане.
  • Неолит в ЮВА.
    Ранний неолит (IX – VI тыс. до х.э.), средний неолит (V-IV тыс. до х.э.), развитый неолит (III тыс. до х.э.). Географическая среда и этносы древней Юго-Восточной Азии. Основные аграрные очаги северо-восточной прото-ЮВА от Янцзы до дельты Красной реки включительно. Основные категории керамики и каменных орудий, постепенное выделение, как наиболее развитых, районов Средней и Нижней Янцзы. Поздний неолит (III – начало II тыс. до н. э.). Формирование государственности в уско-юэском очаге. Формирование специфики неолита бассейна Красной реки. Типы хозяйства и поселений.
  • Бронзовый век в «прото-ЮВА».
    Начало «бронзы» - рубеж III – II тыс. до х.э. Два очага бронзовой культуры – центральный Индокитай и Нижняя Янцзы. Восприятие металла в бассейне Красной реки. Бассейн Янцзы - наиболее развитая часть региона "прото-ЮВА" в эпоху бронзы. Аустроазиатские царства Чу, У и Юэ. Первые государства древних аустроазиатов. Государства Северо-Восточного Индокитая и Северного побережья Южного (Южно-Китайского) моря. Государства Южного Индокитая. Государства на Малаккском полуострове и Архипелаге. Государства центральной части Северного Индокитая и прилегающих северных районов.
  • Древние вьетские государства.
    Царство Юэ. Ванланг и Аулак. Тэйау. Намвьет. Манвьет. Донгвьет. Лаквьеты. Проблема этногенеза вьетнамцев. Восприятие китайской культуры в южных и северных царствах. Культура древних вьетов. Войны Аулака, Тэйау и Намвьета с Циньской империей. Государственное образование Намвьет-Аулак. Социальное и экономическое устройство государства Намвьет-Аулак. Войны с Ханьской империей и ее союзниками. Политика «варвары управляют варварами».
  • Попытки ассимиляции лаквьетов при Ван Мане и первых императорах династии Поздних Хань.
    Восстание во главе с сестрами Чынг Чак и Чынг Ни (40 – 44 гг. н.э.). Поход Ма Юаня, лаквьето-ханьская война. Восстания начала и середины II в. н.э. – сопротивление попыткам династии Хань установить прямое управление по образцу центральных провинций империи. Формирование в I–II вв. н.э. государства тямов. Формирование в дельте Меконга кмерского государства Бапном, воспринимавшего индийские религии и социальный опыт. Заморские торговые связи государства Бапном. Лекции в аудитории – 8 часов, семинары – 6 часов, самостоятельная работа
  • Начало государственности у мон-кхмеров и народов малайско-индонезийского мира.
    Государство Бапном (Фунань). Государство Шрикшетра (Таррекитара). Монские государства в Суваннабхуми и на Тяо-Прайя. Малайские государства Малаккского полуострова и Архипелага (Лангкасука, Катаха, Тамбралинга). Ранние яванские государства (государство Тарума, государство Мулавармана). Государство Тямпа. Войны тямов с вьетами.
  • Государства Юго-Восточной Азии в V–VII вв.
    Второй период «северной зависимости» (273-622 гг.) вьетского государства, период косвенного гражданского управления. Усиление позиции вьетов в управлении провинции Цзяо; периодические самостоятельные правления вьетских лидеров – «скрытые династии». Династия Ранних Ли. Империя Вансуан. Длительная борьба вьетов с войсками ханьских государств. Победа над войсками династий Лян, Чень и Суй.
  • Государства Юго-Восточной Азии в VII – IX вв.
    Вьетское государство и общество в VII=IX вв. Распростран ение буддизма в форме дхьяны (вьет. - тхиен). Архитектурный стиль Дайла. Структура вьетского общества. Ослабление контроля со стороны китайских губернаторов и усиление вьетской земельной аристократии. Уход китайских войск из Вьетнама в 880 году. Первые государства на территории Мьянмы: канранский Аракан, пьюская Шрикшетра и монские государства Татон, Тайккала, Пегу. Обожествление персоны царя. Усиление государства Наньчжао на северо-восточных Бирмы. Вторжение войск Наньчжао и истребление пью. Уничтожение государство Шрикшетра. Дваравати и Чэнла. Дваравати – государство монов. Сакральная власть монского царя. Становление раннего кхмерского государства Ченла. Социальная структура раннего кхмерского общества. Малайское государство Шривиджайя на Суматре – одна из первых талласократических политий. Индийское влияние в Шривиджайе.
  • Юго-Восточная Азия в X -XIII вв.
    Расцвет государства Камбуджадеша, образовавшегося в 802 году. Джайяварман II – создатель Камбуджадеши. Строительство городов и распашка земель за счет государства. Слияние светской и духовной власти в лице кхмерского правителя-девараджи (Бог-правитель). Культ девараджи. Территориальная экспансия и социально-экономическое освоение захваченных земель. Апогей кхмерской империи при Сурьявармане II (1113-1150). Строительство храмового комплекса Ангор Ват. Упадок империи Шривиджайя в середине XIII в. Экспансия таев, усугубленная захватом монголами в 1253 году государства Дали в Юньнани. Возникновение буддийских государств народа лао – Чиенгмая, Лангсанга и Сукхотаи. Борьба Шривиджайи с яванским Матармом. Упадок Шривиджайи и возвышение Матарма. Образование государства Маджапахит. Междоусобная борьба вьетских аристократов и образование вьетского государства в середине X века. Провозглашение государства Дайковьет в 968 году. Превращение Дайковьета в централизованное государство при правлении династии Поздних Ли (1010-1225) и смена названия страны на Дайвьет. Войны вьетов в Чампой и победа на южно-китайским государством Сун в 1075 году. Удар вьетов по китайской территории в среднем течении реки Сицзян. Стабилизация и укрепление государственности вьетов в XII в. Смена в 1225 году династии Поздних Ли династию Чан и отражение монгольской интервенции в 1257 и 1285-1288. Медленная эволюция вьетского государства в сторону европейского феодализма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Васильев Л. С.-ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-306-Бакалавр. Академический курс. Модуль-978-5-9916-9362-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-drevnego-vostoka-433763

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kiernan, B. (2017). Viet Nam : A History From Earliest Times to the Present. New York City: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1455511