Бакалавриат
2019/2020
Японский язык
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Язык и литература Японии)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
30
Контактные часы:
620
Программа дисциплины
Аннотация
Целью данного курса является овладение студентами начальным уровнем японского языка, что включает в себя навыки как письменной, так и устной речи. После прохождения курса студент должен иметь представления о базовых конструкциях устной и письменной речи, ориентироваться в лексическом устройстве японского языка, а также владеть основным набором иероглифов, соответствующим начальному уровню обучения.
Цель освоения дисциплины
- обучение студентов практическому владению современным японским языком
- формирование у студентов специфических лингвистических и переводческих знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми текстами
- подготовка студентов к участию в международном экзамене на определение уровня владения японским языком Nihongo Nouryoku Shiken
- Подготовка студентов к участию в международных стажировках и программах
Планируемые результаты обучения
- Студент осваивает две японские азбуки, умеет записать и произнести по-японски любое слово.
- Освоение базовых грамматических правил. Умение представиться и рассказать о себе.
- Уметь прочитать меню, сделать заказ. Задать простой вопрос о местонахождении предмета/человека.
- Уметь сделать звонок и расспросить о времени работы и выходных днях в той или иной организации.
- перечислять виды японского транспорта. Уметь купить билет и описывать, когда, куда и с кем совершалась поездка.
- Умение договориться о месте и времени встречи. Умение выбирать подходящую к ситуации форму глагола.
- Уметь рассказать о том, кто, что и от кого получил и что кому подарил.
- Уметь составить предложения с нераспространенными определениями.
- Уметь описывать, что нравится и не нравится и объяснять, почему.
- Уметь задать конкретный вопрос о местонахождении предмета/человека, дать обстоятельные ответ.
- Уметь отправить посылку и узнать, за сколько дней она дойдет. Знать виды почтовых отправлений.
- Уметь сравнивать цены, размеры и пр.
- Уметь расспросить собеседника о том, чего он хочет и не хочет.
- Уметь образовывать деепричастные формы, повелительные формы.
- Уметь рассказывать о семье: кто где живет, кем работает, чем занимается.
- Уметь пользоваться японским банкоматом, снимать деньги.
- Уметь понять простые рекомендации врача.
- Уметь рассказать о хобби и умениях/неумениях.
- Уметь пользоваться изученными грамматическими конструкциями.
- Уметь преобразовать вежливые формы des/mas в простые.
- Уметь выразить свое мнение/мысль, передать чужую цитату.
- Уметь описать пожелания к квартире. Внешний вид человека.
- Уметь объяснить дорогу, как добраться.
- Уметь описать, что кто для кого сделал.
- Уметь составлять условно-временные придаточные и уступительные предложения.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в японскую письменность и фонетикуНаправление письма (письмо вертикальное и горизонтальное.) Система русской транскрипции Е.Д. Поливанова. Ро:мадзи, или латиница (система международной транскрипции). Государственная латиница и система Хэпберна. Слоговые азбуки: катакана и хирагана. Порядок начертания знаков. Сфера применения. Написание долгих гласных, долгих согласных, слогов с мягкими согласными и "экзотических" слогов. Иероглифика. Основные графические элементы. Порядок написания. Понятие ключа и фонетика. Категории иероглифов. Понятия "онъёми", "кунъёми", "окуригана" и "фуригана". Пунктуация. Основные знаки редупликации и повтора.Фонетический состав японского языка Звуки речи. Особенности звукового состава японского языка в сравнении с русским языком. Характеристика гласных. Краткие и долгие гласные и их смыслоразличительная роль. Дифтонги. Редукция гласных. Характеристика согласных. Озвончения. Долгие и краткие согласные. Виды ассимиляции: прогрессивная, регрессивная и взаимная. "Заимствованные" звуки. Письменное выражение. Фонетические изменения. Ударение Ударение силовое и музыкальное. Основные виды музыкального ударения. Изменение места ударения при словоизменении. Интонация внутри словосочетаний и предложений разного типа. Паузы в предложении.
- Тема 2. Самопредставление.Тематическая частица wa. Глагол-связка des. Соединительный союз to. Простое предложение. Утверждение, отрицание. Вопросительная частица ka. Альтернативный вопрос. Вопрос с вопросительным словом.
- Тема 3. В кафе.Указательные местоимения kore, sore, are. Определительные указательные местоимения kono, sono, ano. Родительный падеж. Местоимения места koko soko asoko/kochira, sochira, achira. Общий счет. Вопросительное слово ikura.
- Тема 4. Звонок в справочную.Обозначение времени: часы, минуты. Дни недели. Исходный и предельный падежи. Основы глаголов, изменение глаголов по основам. Вежливый суффикс masu. Винительный падеж и его показатель o.
- Тема 5. Поездка на поезде.Обозначение времени: год, месяц, число. Европейская и японская системы летоисчисления. Падеж направления. Совместный падеж. Творительный падеж в функции инструменталиса. Различие глаголов iku, kuru и kaeru.
- Тема 6. Договоренность о встречеПриглашение к совершению совместного действия: формы masenka и masyou.
- Тема 7. День рожденияБенефактив: глаголы направленности действия. Дательный падеж и его функции. Наречия mou и mada.
- Тема 9. Приглашение и вежливый отказ.Конструкция А wa B ga C des. Полупредикативные прилагательные suki, kirai, jouzu, heta. Причинный союз kara, вопросительное слово dousite.
- Тема 8. Жизнь в городе и деревне.Прилагательные предикативные, полупредикативные, непредикативные. Утверждение, отрицание, прошедшее время. Соединительные и определительные формы. Вопросительные слова dou и donna.
- Тема 10. В магазине.Две основных конструкции местонахождения. Отыменные послелоги.
- Тема 11. На почте.Конкретный счет. Основные счетные суффиксы и особенности их употребления.
- Тема 12. Поездка в Киото.Сравнительный падеж. Показатель yori. Служебные слова mottomo и ichiban.
- Тема 13. Заказ комплексного обеда.Желательное наклонение и цель при глаголах движения.
- Тема 14. Поездка на такси.Деепричастная форма te/de. Повелительная форма, длительный вид.
- Тема 15. Семья.Разрешение/запрещение. Результативное значение длительного вида.
- Тема 16. Как пользоваться банкоматом.Временные придаточные предложения te kara. Соединительная форма прилагательных.
- Тема 17. Поход к врачу.Долженствование и запрещение, разрешение не делать. Совет.
- Тема 18. Хобби - фотография.Устойчивая грамматическая конструкция koto ga dekiru. Субстантиватор koto. Временные придаточные предложения со служебным словом mae.
- Тема 19. Диета.Устойчивая грамматическая конструкция koto ga aru. Глагольная репрезентативность. Ограничительная частица dake.
- Тема 20. Поход на гору Фудзи с приятелем.Образование и употребление простых форм глагола, прилагательного и связки.
- Тема 21. Футбольный матч.Глаголы думания/ говорения. Прямая и косвенная речь.
- Тема 22. Аренда жилья.Система глагольных определений. Определительное придаточное предложение. Глаголы ношения одежды.
- Тема 23. Объяснение дороги.Условно-временные придаточные с to. Временные придаточные с toki.
- Тема 24. Переезд.Бенефактивные конструкции с глаголами.
- Тема 25. Прощальная вечеринка.Условно-временные придаточные предложения с tara/dara. Уступительное деепричастие te/de mo.
Элементы контроля
- Домашние задания
- Аудиторная работа
- Тестирование
- ЭкзаменГараева: Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе MS Teams. (Для первой группы канал для подключения https://teams.microsoft.com/l/channel/19%3ad27f6e46ceac4b15b553b0e10bd0f508%40thread.tacv2/%25D0%259E%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B9?groupId=9557ec58-9754-4ccf-b667-ecc346eff7fc&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f Для второй группы канал для подключения https://teams.microsoft.com/l/channel/19%3a1eb4ac5292214c1f8932f8f46bc91d6a%40thread.tacv2/%25D0%259E%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B9?groupId=47746509-e2f0-48fc-a726-b6ef7cb04121&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f) К экзамену необходимо подключиться за пять минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан поставить на аватар фотографию. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами, шпаргалками, электронными словарями. Во время экзамена студентам разрешено использовать черновик для записи ответов и т.д. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается 20 минут . При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Исикава: Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформах Discord или Zoom (как альтернатива). Zoomミーティングに参加する https://us04web.zoom.us/j/3955687651?pwd=a1pvMWpseUlnUElPdHRFOEtYR2E1QT09 димо подключиться за 5 минут до начала. Тестирование голосовой связи в течение 5 минут. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие монитора, микрофона и динамиков. Для участия в экзамене студент обязан: представить сочинение на японском языке (350-500 знаков), включить микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: советоваться с другими и просить помощи. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться словарями и конспектами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие связи в течение 15 секунд. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается 10 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Власова: Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (cсылка на экзамен: https://zoom.us/j/4299331437) Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться любыми справочными материалами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается вынужденный выход студента из конференции Zoom на 3 часа и менее. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается выход из конференции более чем на 3 часа. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура сдачи в резервный день при долговременном нарушении по уважительной причине аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * Тестирование + 0.4 * Экзамен
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * Тестирование + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Смирнова, Н.В. 1000 базовых иероглифов. Японский язык : иероглифический минимум : учебное пособие / Н. В. Смирнова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 344 с. - ISBN 978-5-9925-1015-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048699
- Японский язык для начинающих. Ч.1, Нечаева, Л.Т., 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- Буракова А.А. - Японский язык для начинающих: практикум - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 104с. - ISBN: 978-5-9765-3613-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105149
- Хронопуло, Л.Ю. Японский язык. Грамматика в таблицах : справочное пособие / Л. Ю. Хронопуло. - [СПбГУ]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. — 160 с. - ISBN 978-5-9925-1275-5. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048697