• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Японский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Язык и литература Японии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Целью данного курса является овладение студентами начальным уровнем японского языка, что включает в себя навыки как письменной, так и устной речи. После прохождения курса студент должен иметь представления о базовых конструкциях устной и письменной речи, ориентироваться в лексическом устройстве японского языка, а также владеть основным набором иероглифов, соответствующим начальному уровню обучения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обучение студентов практическому владению современным японским языком
  • формирование у студентов специфических лингвистических и переводческих знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми текстами
  • подготовка студентов к участию в международном экзамене на определение уровня владения японским языком Nihongo Nouryoku Shiken
  • Подготовка студентов к участию в международных стажировках и программах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент осваивает две японские азбуки, умеет записать и произнести по-японски любое слово.
  • Освоение базовых грамматических правил. Умение представиться и рассказать о себе.
  • Уметь прочитать меню, сделать заказ. Задать простой вопрос о местонахождении предмета/человека.
  • Уметь сделать звонок и расспросить о времени работы и выходных днях в той или иной организации.
  • перечислять виды японского транспорта. Уметь купить билет и описывать, когда, куда и с кем совершалась поездка.
  • Умение договориться о месте и времени встречи. Умение выбирать подходящую к ситуации форму глагола.
  • Уметь рассказать о том, кто, что и от кого получил и что кому подарил.
  • Уметь составить предложения с нераспространенными определениями.
  • Уметь описывать, что нравится и не нравится и объяснять, почему.
  • Уметь задать конкретный вопрос о местонахождении предмета/человека, дать обстоятельные ответ.
  • Уметь отправить посылку и узнать, за сколько дней она дойдет. Знать виды почтовых отправлений.
  • Уметь сравнивать цены, размеры и пр.
  • Уметь расспросить собеседника о том, чего он хочет и не хочет.
  • Уметь образовывать деепричастные формы, повелительные формы.
  • Уметь рассказывать о семье: кто где живет, кем работает, чем занимается.
  • Уметь пользоваться японским банкоматом, снимать деньги.
  • Уметь понять простые рекомендации врача.
  • Уметь рассказать о хобби и умениях/неумениях.
  • Уметь пользоваться изученными грамматическими конструкциями.
  • Уметь преобразовать вежливые формы des/mas в простые.
  • Уметь выразить свое мнение/мысль, передать чужую цитату.
  • Уметь описать пожелания к квартире. Внешний вид человека.
  • Уметь объяснить дорогу, как добраться.
  • Уметь описать, что кто для кого сделал.
  • Уметь составлять условно-временные придаточные и уступительные предложения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в японскую письменность и фонетику
    Направление письма (письмо вертикальное и горизонтальное.) Система русской транскрипции Е.Д. Поливанова. Ро:мадзи, или латиница (система международной транскрипции). Государственная латиница и система Хэпберна. Слоговые азбуки: катакана и хирагана. Порядок начертания знаков. Сфера применения. Написание долгих гласных, долгих согласных, слогов с мягкими согласными и "экзотических" слогов. Иероглифика. Основные графические элементы. Порядок написания. Понятие ключа и фонетика. Категории иероглифов. Понятия "онъёми", "кунъёми", "окуригана" и "фуригана". Пунктуация. Основные знаки редупликации и повтора.Фонетический состав японского языка Звуки речи. Особенности звукового состава японского языка в сравнении с русским языком. Характеристика гласных. Краткие и долгие гласные и их смыслоразличительная роль. Дифтонги. Редукция гласных. Характеристика согласных. Озвончения. Долгие и краткие согласные. Виды ассимиляции: прогрессивная, регрессивная и взаимная. "Заимствованные" звуки. Письменное выражение. Фонетические изменения. Ударение Ударение силовое и музыкальное. Основные виды музыкального ударения. Изменение места ударения при словоизменении. Интонация внутри словосочетаний и предложений разного типа. Паузы в предложении.
  • Тема 2. Самопредставление.
    Тематическая частица wa. Глагол-связка des. Соединительный союз to. Простое предложение. Утверждение, отрицание. Вопросительная частица ka. Альтернативный вопрос. Вопрос с вопросительным словом.
  • Тема 3. В кафе.
    Указательные местоимения kore, sore, are. Определительные указательные местоимения kono, sono, ano. Родительный падеж. Местоимения места koko soko asoko/kochira, sochira, achira. Общий счет. Вопросительное слово ikura.
  • Тема 4. Звонок в справочную.
    Обозначение времени: часы, минуты. Дни недели. Исходный и предельный падежи. Основы глаголов, изменение глаголов по основам. Вежливый суффикс masu. Винительный падеж и его показатель o.
  • Тема 5. Поездка на поезде.
    Обозначение времени: год, месяц, число. Европейская и японская системы летоисчисления. Падеж направления. Совместный падеж. Творительный падеж в функции инструменталиса. Различие глаголов iku, kuru и kaeru.
  • Тема 6. Договоренность о встрече
    Приглашение к совершению совместного действия: формы masenka и masyou.
  • Тема 7. День рождения
    Бенефактив: глаголы направленности действия. Дательный падеж и его функции. Наречия mou и mada.
  • Тема 9. Приглашение и вежливый отказ.
    Конструкция А wa B ga C des. Полупредикативные прилагательные suki, kirai, jouzu, heta. Причинный союз kara, вопросительное слово dousite.
  • Тема 8. Жизнь в городе и деревне.
    Прилагательные предикативные, полупредикативные, непредикативные. Утверждение, отрицание, прошедшее время. Соединительные и определительные формы. Вопросительные слова dou и donna.
  • Тема 10. В магазине.
    Две основных конструкции местонахождения. Отыменные послелоги.
  • Тема 11. На почте.
    Конкретный счет. Основные счетные суффиксы и особенности их употребления.
  • Тема 12. Поездка в Киото.
    Сравнительный падеж. Показатель yori. Служебные слова mottomo и ichiban.
  • Тема 13. Заказ комплексного обеда.
    Желательное наклонение и цель при глаголах движения.
  • Тема 14. Поездка на такси.
    Деепричастная форма te/de. Повелительная форма, длительный вид.
  • Тема 15. Семья.
    Разрешение/запрещение. Результативное значение длительного вида.
  • Тема 16. Как пользоваться банкоматом.
    Временные придаточные предложения te kara. Соединительная форма прилагательных.
  • Тема 17. Поход к врачу.
    Долженствование и запрещение, разрешение не делать. Совет.
  • Тема 18. Хобби - фотография.
    Устойчивая грамматическая конструкция koto ga dekiru. Субстантиватор koto. Временные придаточные предложения со служебным словом mae.
  • Тема 19. Диета.
    Устойчивая грамматическая конструкция koto ga aru. Глагольная репрезентативность. Ограничительная частица dake.
  • Тема 20. Поход на гору Фудзи с приятелем.
    Образование и употребление простых форм глагола, прилагательного и связки.
  • Тема 21. Футбольный матч.
    Глаголы думания/ говорения. Прямая и косвенная речь.
  • Тема 22. Аренда жилья.
    Система глагольных определений. Определительное придаточное предложение. Глаголы ношения одежды.
  • Тема 23. Объяснение дороги.
    Условно-временные придаточные с to. Временные придаточные с toki.
  • Тема 24. Переезд.
    Бенефактивные конструкции с глаголами.
  • Тема 25. Прощальная вечеринка.
    Условно-временные придаточные предложения с tara/dara. Уступительное деепричастие te/de mo.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Экзамен
    Гараева: Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе MS Teams. (Для первой группы канал для подключения https://teams.microsoft.com/l/channel/19%3ad27f6e46ceac4b15b553b0e10bd0f508%40thread.tacv2/%25D0%259E%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B9?groupId=9557ec58-9754-4ccf-b667-ecc346eff7fc&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f Для второй группы канал для подключения https://teams.microsoft.com/l/channel/19%3a1eb4ac5292214c1f8932f8f46bc91d6a%40thread.tacv2/%25D0%259E%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B9?groupId=47746509-e2f0-48fc-a726-b6ef7cb04121&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f) К экзамену необходимо подключиться за пять минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан поставить на аватар фотографию. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами, шпаргалками, электронными словарями. Во время экзамена студентам разрешено использовать черновик для записи ответов и т.д. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается 20 минут . При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Исикава: Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформах Discord или Zoom (как альтернатива). Zoomミーティングに参加する https://us04web.zoom.us/j/3955687651?pwd=a1pvMWpseUlnUElPdHRFOEtYR2E1QT09 димо подключиться за 5 минут до начала. Тестирование голосовой связи в течение 5 минут. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие монитора, микрофона и динамиков. Для участия в экзамене студент обязан: представить сочинение на японском языке (350-500 знаков), включить микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: советоваться с другими и просить помощи. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться словарями и конспектами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие связи в течение 15 секунд. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается 10 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Власова: Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (cсылка на экзамен: https://zoom.us/j/4299331437) Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться любыми справочными материалами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается вынужденный выход студента из конференции Zoom на 3 часа и менее. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается выход из конференции более чем на 3 часа. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура сдачи в резервный день при долговременном нарушении по уважительной причине аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * Тестирование + 0.4 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * Тестирование + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Смирнова, Н.В. 1000 базовых иероглифов. Японский язык : иероглифический минимум : учебное пособие / Н. В. Смирнова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 344 с. - ISBN 978-5-9925-1015-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048699
  • Японский язык для начинающих. Ч.1, Нечаева, Л.Т., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Буракова А.А. — Японский язык для начинающих: практикум - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - ISBN: 978-5-9765-3613-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/105149
  • Хронопуло, Л.Ю. Японский язык. Грамматика в таблицах : справочное пособие / Л. Ю. Хронопуло. - [СПбГУ]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. — 160 с. - ISBN 978-5-9925-1275-5. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048697