• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Историческая поэтика русской прозы XIX-XX вв

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Русская литература и компаративистика
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса «Историческая поэтика русской прозы XIX-XX вв.» детально анализируется и комментируется ряд произведений, характерных для разных периодов истории русской литературы, рассматриваемых в сопоставлении с другими (известными студентам) художественными текстами. Магистрант получает представление о движении русской словесности XIX – ХХ вв., ее смысловом единстве и исторически обусловленных модификациях. Магистрант знакомится с ключевыми текстами русской прозы ХIX – XX вв.; важнейшими научными и внутрилитературными интерпретациями этих текстов и русской литературы XIX-XX вв.; учится соотносить анализируемые сочинения с текстами предшествующими, синхронными и последующими; получает представление о синхронных изучаемым произведениям историко-культурных контекстах. Курс будет полезен магистрантам, планирующим исследовательскую и/или просветительскую работу в области истории русской культуры и литературы. Формы контроля: доклады (1. по тексту XIX в.; 2. по тексту XX в.); экзамен
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Задача курса – представить русскую прозу XIX –ХХ вв. как единую – гетерогенную и развивающуюся - систему смыслов (идеологических концептов, сюжетных моделей, культурно-психологических типов, риторических и стилевых приемов). В ходе курса детально аналируется и комментируется ряд произведений, характерных для разных периодов истории русской литературы, рассматриваемых в сопоставления их с другими (как правило, известными студентам) художественными текстами. Таким образом, магистрант получает представление о движении русской словесности XIX – ХХ вв., ее смысловом единстве и исторически обусловленных модификациях.
  • По завершении курса магистрант должен - знать: ключевые тексты русской прозы ХIX – XX вв.; важнейшие научные и внутрилитературные интерпретации этих текстов и русской литературы XIX-XX вв. - уметь: анализировать художественные тексты; соотносить их с текстами предшествующими, синхронными и последующими. • иметь представление: о синхронных изучаемым произведениям историко-культурных контекстах.
  • Целями освоения дисциплины «Историческая поэтика русской прозы XIX-XX вв.» являются • расширение базового филологического кругозора обучающегося; • введение известных фактов из истории и теории литературы в широкий историко-культурологический контекст; • систематизация представлений об истории русской литературы; • концептуально-интерпретационное и аналитическое осмысление художественных текстов в их взаимосвязи с политическим, историческим и культурным фоном.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать: основные вехи истории русской литературы, биографии авторов ключевых текстов, содержание и особенности поэтики этих текстов, важнейшие научные и внутрилитературные интерпретации этих текстов и русской литературы XIX-XX вв. • Уметь: адекватно понимать, корректно анализировать, комментировать и интерпретировать прочитанный художественный текст, устанавливать связи между текстом и историко-культурологическим контекстом, сопоставлять тексты по выбранным основаниям, соотносить их с текстами предшествующими, синхронными и последующими. • Иметь навыки (приобрести опыт): корректного изложения прочитанного, историко-культурологического комментария художественного текста, адекватного реферирования литературоведческих трудов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент интерпретирует художественные тексты в их взаимосвязи с политическим, историческим и культурным фоном 1800-1840-х гг.
  • студент интерпретирует художественные тексты в их взаимосвязи с политическим, историческим и культурным фоном 1850-1890-х гг.
  • студент интерпретирует художественные тексты в их взаимосвязи с политическим, историческим и культурным фоном 1900-1940-х гг.
  • студент интерпретирует художественные тексты в их взаимосвязи с политическим, историческим и культурным фоном 1960-1990-х гг.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Становление русской классической прозы (1800 – 1840-е гг.)
    Повести Н.М. Карамзина начала 1800-х гг. Проблема «чувствительности» и модификация «исповедальных» жанров. Проблема зла. Проблема неееизменности и иллюзорности бытия. «Релятивизм» поздних повестей Карамзина и его литературные перспективы (психологизм; становление «проблемного» героя). Светская повесть конца 1820-х – 1830-х гг. Взаимодействие с другими жанрами. «Горе от ума» и «Евгений Онегин» как фоновые тексты. Сюжетообразующие мотивы (бал, игра, дуэль). Варианты «романтического характера». «Среда» и «судьба». Повести В.А. Соллогуба как «снятие» романтической традиции. Несостоявшиеся события. «Дегероизированный» герой. Повести Соллогуба и психологическая проза второй половины XIX в. Обязательные источники: Карамзин Н.М. Моя исповедь; Чувствительный и холодный // Карамзин Н.М. Соч.: В 2 т. Л., 1984. Т. 1 Бестужев А.А. (Марлинский). Испытание; Страшное гаданье Соллогуб В. А. Аптекарша; Метель // Соллогуб Владимир. Тарантас: Повести. СПб., 2012 Рекомендуемые источники: Карамзин Н.М. Бедная Лиза; Остров Борнгольм; Сиерра-Морена; Мелодор к Филалету. Филалет к Мелодору; Рыцарь нашего времени // Карамзин Н.М. Соч.: В 2 т. Л., 1984. Т. 1 Пушкин А.С. <Роман в письмах>; «Гости съезжались на дачу…»; «На углу маленькой площади…»; <Роман на кавказских водах>; Пиковая дама; <Русский Пелам>; «Мы проводили вечер на даче…» Бестужев А.А. (Марлинский). Фрегат «Надежда»; Он был убит Одоевский В.Ф. Княжна Мими Павлов Н.Ф. Именины; Аукцион; Ятаган Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени; <Штосс> Исследования: Эйхенбаум Б.М. Карамзин // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969 Канунова Ф.З. А.А. Бестужев-Марлинский и его «кавказские повести» // Бестужев-Марлинский А.А. Кавказские повести. М., 1995 (Литературные памятники) Вацуро В.Э. Лермонтов и Марлинский; Последняя повесть Лермонтова // Вацуро В. О Лермонтове. М., 2008 Лотман Ю. М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе XIX века // Ю. М. Лотман. Пушкин… СПб., 1995 (том переиздавался; статья включена и в другие сборники трудов Ю. М. Лотмана) Немзер А. С. Быть так! Спасибо и за то // Соллогуб Владимир. Тарантас: Повести. СПб., 2012
  • Проза второй половины XIX вв. (1850-1890-е гг.)
    «Центр» и «периферия» русской прозы второй половины XIX в. «Очерки из крестьянского быта» на фоне «Записок охотника» И.С. Тургенева. «Этнографизм» и «универсализм». Переосмысление традиционных сюжетных моделей в «Очерках…» Писемского. Роль рассказчика. «Анекдот» и «скандал» в поэтике Ф.М. Достоевского. Социально-политические реалии и проблема личности в «Скверном анекдоте». «Скверный анекдот» и романы Достоевского. Специфика «народных рассказов» Л.Н. Толстого. Сюжетная схема, бытоописане и притчевое начало в рассказе «Два старика». «Два старика» и этика Толстого. Трансформация «светской повести» на фоне «проблемного романа» и лирической поэзии в повести А.Н. Апухтина «Дневник Павлика Дольского». Повести Апухтина и дальнейшая эволюция русской прозы (А.П. Чехов, И.А. Бунин). Количество часов аудиторной работы – 8. Общий объем самостоятельной работы 47 часов (чтение текстов и филологических трудов). Обязательные источники: Писемский А.Ф. Леший Достоевский Ф.М. Скверный анекдот // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1973. Т. 5 Толстой Л.Н. Два старика Апухтин А.Н. Дневник Павлика Дольского // Апухтин А.Н. Соч.: Стихотворения и проза. М., 1985 Рекомендуемые источники: Тургенев И.С. Записки охотника Григорович Д.В Антон-горемыка Писемский А.Ф. Питерщик; Плотницкая артель Достоевский Ф.М. Дядюшкин сон; Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1973. Т. 2, 5 Толстой Л.Н. Отец Сергий Апухтин А. Н. Архив графини Д* // Апухтин А.Н. Соч.: Стихотворения и проза. М., 1985 Чехов А.П. Скучная история Исследования: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского Туниманов В.А. Творчество Достоевского: 1854-1862. Л., 1980 Плюханова М.Б. Творчество Толстого: Лекция в духе Ю. М. Лотмана // Лев Толстой: Pro et contra. СПб., 2000.
  • Изводы прозы русского модернизма (1900-1940-е гг.)
    Мифопоэтика Симфоний Андрея Белого. Лирико-музыкальный и гротескно-сатрический планы. Система лейтмотивов. Симфонии Андрея Белого и эволюция русской модернистской прозы «Городские» сказки Е.И. Замятина. Фантастичность современности. Человек как «животное» и человек как «машина». Мифологический и современный планы рассказа «Ловец человеков». Система символических лейтмотивов. Историческое и «интимное» в прозе Б.Л. Пастернака 1920-х гг. Проза и «модернистская» лирика. М.А. Булгаков – «традиционалист» в эпоху «модернизма». Хаос и цивилизация в поэтическом мире Булгакова. «Записки юного врача» как смысловое единство. Скрытое присутствие истории и революции в цикле «Записки юного врача». Человек и человеческие отношения в рассказе А.П. Платонова «Возвращение». «Война» и «мир». Личность, семья, социум, человечество, космос. Эрос и антиэрос. Платонов и модернизм. Платонов и «социалистическая литература». Обязательные источники: Андрей Белый. Возврат. III симфония // Андрей Белый. Симфонии. Л., 1991 Замятин Е.И. Ловец человеков Пастернак Б.Л. Воздушные пути // Пастернак Борис. Полн. собр. соч.: В 11 т. М., 2004. Т. 3. Булгаков М.А. Записки юного врача // Булгаков Михаил. Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. Т. 1. Платонов А.П. Возвращение // Платонов Андрей. Собрание: <В 8 т.>. М., 2010. <Т. 5>. Смерти нет! Рекомендуемые источники: Андрей Белый. Серебряный голубь Замятин Е.И. Островитяне; Мамай; Пещера; Дракон Пастернак Б.Л. Детство Люверс; Повесть // Пастернак Борис. Полн. собр. соч.: В 11 т. М., 2004. Т. 3. Пильняк Б.А. Голый год Зощенко М.М. Рассказы 1920-х гг. Платонов А.П. Афродита // Платонов Андрей. Собрание: <В 8 т.>. М., 2010. <Т. 5>. Смерти нет! Исследования: Лавров А.В. Андрей Белый в 1900-е годы. М., 1995 Чудакова М.О. Еретик, или Матрос на мачте // Замятин Квгений. Соч. М., 1988 (серия «Из наследия») Чудакова М. О. Комментарии к «Запискам юного врача» // Булгаков Михаил. Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. Т. 1. Бочаров С.Г. Вещество существования: (Мир Андрея Платонова) // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985
  • Проза 1960-90-х гг.
    Взаимодействие «модернизма» и «традиционализма» в прозе андеграунда. Поэтика повести Б.Б. Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня». Вахтин и литература 1920-х гг. Вахтин и «деревенская проза». Вахтин и «интеллектуальная» проза 1960-х. Двучастные рассказы» - эпилог прозы А.И. Солженицына. Переосмысление опыта автора (ранняя малая проза, «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное Колесо») и «уроки модернизма». Модификации «двучастности». Символика и реальность. Историческое и «вечное». Металитературный план рассказа «Абрикосовое варенье». Обязательные источники: Вахтин Б. Б. Одна абсолютно счастливая деревня // Вахтин Борис. Портрет незнакомца. СПб., 2010 (или Вахтин Б.Б. Так сложилась жизнь моя… Л., 1990) Солженицын А.И. Молодняк; Абрикосовое варенье // Солженицын Александр. Собр. соч.: В 30 т. М., 2006. Т. 1 Рекомендуемые источники: Вахтин Б. Б. Три повести с эпилогом; Дубленка // Вахтин Борис. Портрет незнакомца. СПб., 2010 (или Вахтин Б.Б. Так сложилась жизнь моя… Л., 1990) Шукшин В.М. Рассказы Аксенов В.П. Рассказы 1960-х гг. Битов А.Г. Рассказы 1960-х Ерофеев Вен. Москва - Петушки Солженицын А.И. Правая кисть; Как жаль; Пасхальный крестный ход; Настенька; На краях; Всё равно; На изломах // Солженицын Александр. Собр. соч.: В 30 т. М., 2006. Т. 1.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска, но не позднее 10 дней до начала сессии.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен пересдается по общим правилам университета. Способ округления итоговой суммы: среднеарифметический. Оценка ниже 4 баллов (неудовлетворительно) за промежуточную аттестацию до последующего целого балла не округляется.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Доклад + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Из истории русской литературы. Т.2: Русская литература второй половины XVIII века: исследования, материалы, публикации. М.Н.Муравьев:..., Топоров, В. Н., 2001
  • Избранные труды, Вацуро, В. Э., 2004
  • Русская литература XVIII века : учебник, Гуковский, Г. А., 2003
  • Русская литература ХIХ века : эпоха романтизма: учеб. пособие для вузов, Манн, Ю. В., 2001
  • Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Готический роман в России, Вацуро, В. Э., Селезнева, Т. Ф., 2002
  • Миф. Ритуал. Символ. Образ : исслед. в области мифопоэтического: избранное, Топоров, В. Н., 1995