• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Ключевые тексты русской литературы

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения дисциплины «Ключевые тексты русской литературы» студенты детально знакомятся с отдельными важнейшими текстами русской литературы конца XVIII – XX вв., рассмотренными с привлечением максимального числа контекстов; формируют навыки устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением разных методик такого анализа; осваивают комплексный подход к литературному тексту и умение помещать его в многофокусную гуманитарную перспективу; готовятся к дальнейшей исследовательской деятельности. Осваиваются основные принципы «медленного чтения», имманентного и контекстуального анализа текстов русской классики; систематизируются представления о поэтике русской короткой прозы и поэзии XIX-XX вв., социокультурных и литературных контекстах разбираемых текстов. Студенты учатся видеть в текстах аллюзии и реминисценции из других текстов в синхронии и диахронии, различать биографические контексты, релевантные для понимания текста; сопоставлять и противополагать сюжеты и мотивы при анализе текстов. Формы контроля: домашняя письменная работа (в каждом модуле); экзамен.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • детальное знакомство студентов с отдельными важнейшими текстами русской литературы конца XVIII – XX вв, рассмотренными с привлечением максимального числа контекстов
  • формирование у студентов навыков устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением разных методик такого анализа;
  • развитие у студентов комплексного подхода к литературному тексту и умения помещать его в многофокусную гуманитарную перспективу; подготовка к дальнейшей исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание основных принципов «медленного чтения», имманентного и контекстуального анализа текстов русской классики; главных черт поэтики русской короткой прозы и поэзии XIX века
  • Знание социокультурного и литературного контекста разбираемых текстов.
  • Владение навыками полифокусного анализа и интерпретации классических текстов в единстве понятных и «темных» мест, а также историко-литературного контекста эпохи.
  • Умение видеть в текстах аллюзии и реминисценции из других текстов в синхронии и диахронии; различать биографические контексты, релевантные для понимания текста;
  • Знание главных черт поэтики русской короткой прозы и поэзии XX века
  • Умение сопоставлять и противополагать сюжеты и мотивы при анализе текстов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и ее влияние на русскую прозу первой трети XIX в.
    Тема 1. Писательский путь Карамзина; социальные контексты; подход к истории; европейское путешествие и его контексты; Французская Революция и ее влияние на политическую жизнь в России; «Мои безделки»; профессионализация журнализма и писательства; вкус к популяризации и остро-современному. Тема 2. Статьи «Что нужно автору?», «Отчего в России мало авторских талантов?» с точки зрения концептов и языка. О Российской Академии и словаре (в параллель с Французской академией и ее словарем), о неразработанности в русском языке понятийного аппарата и языка описания эмоций. Аллюзионные поля: руссоизм, прогулки и проч.; деизм и созерцание Бога в природе. Разбор Vorgeschichte повести с точки зрения приемов: суггестия, энергия стиля, эклектизм, взаимосвязь и проработанность разных уровней текста, установление индивидуальных отношений автора и читателя. Тема 3. Аллюзионные поля «Бедной Лизы» (и повести «Остров Борнгольм»): готическое; поэтика руин; поэтика ранней и трагической смерти; поэтика недосказанности и тайны. Понятие топоса и топики. Крестьяне и простолюдины в русской литературе: комическая опера; условность происходящего. Тема 4. Приемы панорамирования, в т.ч. исторического; переход от Vorgeschichte к Geschichte и соотнесенность частей; имя героини, ее изображение. Топос девушки как цветка. Повествователь и его отношения с героями; элементы композиции повести; вопрос о памяти как структурном компоненте повести. Тема 5. Почему «Бедная Лиза» - ключевой текст русской литературы? Специфика отбора и соединения в ней элементарных сюжетов; ноу-хау (приемы), использованные Карамзиным. Сплавление этих шагов и новшеств в один из авторитетнейших (в т.ч. вследствие инициальности) текстов русской литературы. Обсуждение статьи Зорина - Немзера о рецепции «Бедной Лизы» современниками и в дальнейшей русской литературе и культуре. Тема 6. Повесть «Наталья, боярская дочь». Обсуждение сюжета, композиции повести, отношений «автор - рассказчик - герой - читатель». Обсуждение языка повести. Обсуждение иронической установки повести. Соположение БЛ и «Натальи…» как двух половинок задуманного Карамзиным стартового для новой русской прозы нарративного «диптиха»: серьезной и ироничной. Источники: Карамзин Н.М. Бедная Лиза; Наталья, Боярская дочь; Остров Борнгольм; Что нужно автору? Отчего в России мало авторских талантов? Письма русского путешественника (фрагменты) - в любом издании. Ландшафт моих воображений: Страницы прозы русского сентиментализма. М., 1990. Литература: Обязательная Зорин А.Л., Немзер А.С. Парадоксы чувствительности // «Столетья не сотрут…»: Русские классики и их читатели. М., 1989. С. 7-54. Кочеткова Н.Д. Карамзин Николай Михайлович // Словарь русских писателей XVIII века. Выпуск 2. СПб., 1999. С. 32-43. http://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2320 Лотман Ю.М. Карамзин Николай Михайлович // Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. Том 2. М.: 1992. С. 470-477. https://imwerden.de/publ-4143.html Лотман Ю.М. Об одном читательском восприятии «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина // XVIII век. Cб. 7. Л., 1966, С. 280-285. http://lib.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/XVIII/07_tom_XVIII/Lotman/Lotman.pdf Топоров В. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 2006. Дополнительная Ключкин К. «Сентиментальная коммерция»: «Письма руского путешественника» Н.М. Карамзина // Новое литературное обозрение. №25 (1997). Шёнле А. Между «древней» и «новой» Россией: руины у раннего Карамзина как место modernity // Новое литературное обозрение. №59 (2003). С. 125-141. Hammarberg G. From the Idyll to the Novel: Karamzin’s Sentimentalist Prose. Cambridge University Press, 1991.
  • «Городские тексты» лирики Н.А. Некрасова
    Тема 1. Петербург в русской литературе 18‒19 веков. Конфликтующие традиции изображения Петербурга в русской поэзии. Петербург в торжественной поэзии XVIII века. Образы Петербурга у Пушкина и Гоголя. Концепция «петербургского текста русской литературы». Тема 2. Лирика Некрасова конца 1840-х гг. в контексте произведений натуральной школы. Полемика об изображении «натуры» и общества в русской критике 1840-х гг. Научный и литературный дискурс в творчестве представителей натуральной школы. Жанр очерка и стихотворный цикл «На улице». Правдоподобное и условное в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…». Тема 3. Поэтика цикла «На улице». Язык и стих Некрасова. Поэтическая традиция и «антипоэтическое» в его поэзии 1840-х гг. Позиция лирического субъекта. Тема города и репрезентация сознания в русской литературе. Образ фланера во французской и русской поэзии середины XIX века. Тема 4. Поэзия Некрасова 1860-х гг. и жанр фельетона. «Газетное» и «поэтическое» в цикле «О погоде». Параллели между циклом и стихотворением «Размышления у парадного подъезда». Пародийное начало в поэтике Некрасова. «Обличительная» тематика в поэзии Некрасова. Тема 5. Отражение петербургских реалий в цикле «О погоде». Кладбищенская тема у Некрасова. Фантастическое и гротескное в поэзии Некрасова. Проблема «реализма» поэтического языка Поэтика стихотворения «Утро». Композиция текста. Монтажный принцип организации. Визуальные и звуковые образы у Некрасова. Позиция лирического субъекта. Петербургские реалии в стихотворении. Тема 6. Место стихотворения «Утро» в русской литературе. Эволюция ранних поэтических тем и приемов в стихотворении. Некрасов и модернизм в русской поэзии. Брюсов о Некрасове. Некрасов и Ходасевич. Источники Некрасов Н. А. На улице. Вчерашний день, часу в шестом… Размышления у парадного подъезда. О погоде. Утро (любое издание). Литература Обязательная Брюсов В.Я. Н.А. Некрасов как поэт города. Любое издание. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974. Гл. «Поэзия действительности». Лазурин В.С. Некрасов Николай Алексеевич // Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. Т. 4. М., 1999. С. 269‒280. https://imwerden.de/pdf/russkie_pisateli_1800-1917_tom4_1999_text.pdf Топоров В. Н. Петербург и «петербургский текст русской литературы» // Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы: избранные труды. СПб., 2003. Дополнительная Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма // Беньямин В. Маски времени (эссе о культуре и литературе). СПб., 2004. С. 47‒235. Душечкина Е. В. Стихотворение Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом...» // Преподавание литературного чтения в эстонской школе. Таллин. 1983. С. 28-49. Макеев М. С. Николай Некрасов: поэт и предприниматель (очерки о взаимодействии литературы и экономики). М., 2009. Успенский П. Ф. «Начинаются мрачные сцены»: поэзия Н.А. Некрасова в «Европейской ночи» В.Ф. Ходасевича // Europa Orientalis. 2012. № 31. С. 129-170.
  • Комедия А.Н. Островского «Лес»: поэтика, традиции, контексты
    Тема 1. Место комедии «Лес» в творчестве Островского. Тематика и проблематика пьесы в контексте его произведений. Театр и люди театра в произведениях Островского. Островский о разрушении сословных барьеров в Российской империи 1870-х гг. Тема 2. Пьеса «Лес» в контексте истории комедийного жанра. Сюжетика классической комедии в западноевропейской традиции. Использование и трансформации этой традиции в творчестве Островского. Тема 3. Социальная и политическая проблематика комедии Островского. Конфликт между дворянами и купцами в пьесе «Лес». Деконструкция общих мест усадебной культуры: чувствительность, благородство, природа. Тема 4. Тема театра в комедии «Лес». Взгляды Островского на социальные функции театра и на роль публики в литературе. Различные понимания театра и театральности в комедии. Разыгрывание ролей на сцене и в жизни. Театр как метафора социума. Тема 5. Аллюзии и реминисценции в структуре комедии «Лес». Отсылки к произведениям Шекспира, Шиллера и др. драматургов. Автоцитация. Функции аллюзий и цитат в формировании образа Несчастливцева. Тема 6. Конфликт у Островского и у Чехова. Комедии «Лес» и «Вишневый сад»: фабульное сходство и сюжетные различия. Социальные роли и их функции в обеих комедиях. Жанровая природа пьесы Чехова на фоне творчества Островского. Источники Островский А. Н. Лес. О причинах упадка драматического театра в Москве. Записка о положении драматического искусства в России в настоящее время. Любое издание. Литература Обязательная Андреев М.Л. Метасюжет в театре А.Н. Островского. М., 1996. Купцова О. Н. Комедия «Лес»: опыт историко-театрального комментария // Щелыковские чтения 2006. В мире А. Н. Островского: Сб. ст. / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. Кострома, 2007. С. 102–115. Лотман Л.М. Островский Александр Николаевич // Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. Т. 4. М., 1999. С. 465‒473. https://imwerden.de/pdf/russkie_pisateli_1800-1917_tom4_1999_text.pdf Дополнительная Журавлева А.И. А. Н. Островский–комедиограф. М., 1981. Купцова О. Н. Пастораль в меркантильное время (усадебные пьесы Островского и традиции карамзинизма) // Щелыковские чтения 2002. Проблемы эстетики и поэтики творчества А. Н. Островского: Сб. ст. / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. Кострома, 2003. С. 112–127. Купцова О. Н. Комедия «Лес»: опыт историко-театрального комментария. II. Роли Несчастливцева — «Сорок тысяч братьев...» // Щелыковские чтения 2007. А. Н. Островский в контексте мировой культуры: Сб. ст. / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. Кострома, 2008. С. 204–216.
  • О.Э. Мандельштам. Книга стихов «Tristia» (1922) как поэтическое единство
    Тема 1. Книга «Tristia» в контексте русского и европейского модернизма. Основные особенности философии и литературной теории русского символизма. Акмеизм как альтернатива символизму. Европейский модернизм: ключевые характеристики, основные направления. Концептуальные параллели между европейскими и русскими направлениями модернизма. Тема 2. Работа с культурными контекстами в акмеистической поэзии. Концепция «семантической поэтики» применительно к творчеству Мандельштама. Поэтический язык и поэтическое слово как трансляторы семиотического фонда культуры и как генераторы новых культурных смыслов. Стихотворение «Tristia» как пример текста, созданного в русле «семантической поэтики». Тема 3. Пространственно-временная организация внутреннего мира акмеистического произведения. Скрещивание реальности и мифа за счет совмещения реальных и мифологических локализаций. Выстраивание психологического пространства в поэтическом тексте акмеизма. Стихотворение «Как этих покрывал и этого убора…» как пример игры с пространственными и временными локализациями. Тема 4. Историософские и политические взгляды Мандельштама периода работы над книгой «Tristia»; отношение к Первой мировой войне и к революции. Текст Мандельштама как средоточие смыслов европейской культуры. Отход от принципов акмеистической поэтики; поэтика аллюзий и реминисценций в творчестве Мандельштама. Стихотворение «Зверинец» как пример работы с европейским культурным и политическим бэкграундом. Тема 5. Идеология Мандельштама. Политика и история как часть культуры; культурно-исторические взгляды Мандельштама периода работы над «Tristia». Превращение историософских и политических взглядов в символико-мифологические элементы внутреннего мира мандельштамовского произведения. Статья «Пшеница человеческая» (1922) и стихотворение «На розвальнях, уложенных соломой…» как примеры философской и поэтической переработки исторических и идеологических взглядов. Тема 6. Религиозные взгляды Мандельштама. Мандельштамовская поэтика «воплощения слова» в контексте эстетических идей христианства (в частности, русского православия). Объединение религии, государства и культуры в поэтической концепции Мандельштама периода работы над «Tristia». Стихотворение «Исакий под фатой молочной белизны…» («Люблю под сводами седыя тишины…») как пример культурно-религиозного синтеза.Источники: Мандельштам О. Камень (1913); Tristia (1922) [репринт]: https://imwerden.de/pdf/mandelshtam_kamen_tristia.pdf Литература Обязательная Гаспаров М.Л. Осип Мандельштам. Три его поэтики // Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб.: Азбука, 2001. С. 193–259. Левин Ю.И. Заметки о «крымско-эллинских» стихах // Левин Ю.И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 75–97. Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. 1974. Vol. 3. № 2–3. P. 47–82. Лотман М. Осип Мандельштам: Поэтика воплощенного слова // Золян С., Лотман М. Исследования в области семантической поэтики акмеизма. Таллинн: Издательство Таллиннского университета, 2012. С. 149–174. Тоддес Е.А. Статья «Пшеница человеческая» в творчестве Мандельштама 20-х годов // Тоддес Е.А. Избранные труды по русской литературе и филологии. М.: Новое литературное обозрение, 2019. Дополнительная Живов В. Космологические утопии в восприятии большевистской революции и антикосмологические мотивы в русской поэзии 1920–1930-х годов («Стихи о неизвестном солдате» О. Мандельштама) // Сборник статей к 70-летию проф. Ю.М. Лотмана / Отв. ред. А. Мальтс. Тарту: Тартуский университет, 1992. С. 411–434. Тарановский К.Ф. Концерт на вокзале. К вопросу о контексте и подтексте // Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 13–38. Успенский П., Файнберг В. Интуитивно понятный текст? Языковая поэтика «Стихов о неизвестном солдате» О. Мандельштама // Новый мир. 2019. № 3. С. 173–192.
  • Новелла В.В. Набокова «Весна в Фиальте»
    В ходе лекционно-семинарской работы рассматривается следующий круг проблем: а) Жанр рассказа в русской литературе первой трети ХХ в. б) Эмигрантская литература vs. советская. в) Соотношение реального и художественного пространства в прозе. г) Функция подтекста в прозе В. Набокова. д) Ключевые мотивы в прозе В. Набокова и способы их выявления.Источник: Набоков В.В. Весна в Фиальте (любое издание) Литература Обязательная: Долинин А.А. Истинная жизнь писателя Сирина. М., 2004. https://imwerden.de/pdf/dolinin_istinnaya_zhizn_pisatelya_sirina_2004__ocr.pdf Жолковский А.К. PHILOSOPHY OF COMPOSITION (О структуре одного литературного текста) // Жолковский А.К. Очные ставки с властителем. М., 2011. https://dornsife.usc.edu/alexander-zholkovsky/mark120 Долинин А.А. Вослед Жолковскому. Пять заметок о рассказе Набокова “Весна в Фиальте” // AZ: Essays in Honor of Alexander Zholkovsky. Boston, 2018. https://www.academia.edu/36280156/%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%9B%D0%95%D0%94_%D0%96%D0%9E%D0%9B%D0%9A%D0%9E%D0%92%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%9C%D0%A3_%D0%9F%D1%8F%D1%82%D1%8C_%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BA_%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B5_%D0%9D%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%A4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5_AZ_Essays_in_Honor_of_Alexander_Zholkovsky._Ed._by_Dennis_Ioffe_Marcus_Levitt_Joe_Peschio_and_Igor_Pilshchikov._Boston_2018
  • Цикл А. Ахматовой «Requiem»
    В ходе лекционно-семинарской работы рассматривается следующий круг проблем: а) Цикл в контексте творчества А. Ахматовой. б) Проблема исторического комментария к циклу. в) Функция подтекста в цикле. г) Образ города в цикле. д) Сюжет цикла и способы его выявления. Источники: Ахматова А. Requiem. (любое издание) Чуковская Л.К. Софья Петровна (любое издание) Литература Обязательная: Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973. http://www.akhmatova.org/bio/vzh.htm. Тименчик Р.Д. К генезису ахматовского «Реквиема» // НЛО. № 8 (1994). Тименчик Р.Д. Предисловие // Ахматова А.А. Requiem. М., 1989. http://www.akhmatova.org/articles/timenchik20.htm Эткинд Е.Г. Бессмертие памяти. Поэма Анны Ахматовой «Реквием» // Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. СПб., 1997. Дополнительная: Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой (стилистические наброски). Пг., 1925. http://feb-web.ru/feb/classics/critics/vinogradov_v/v76/v762367-.htm. Лекманов О.А. «Ястребиным жарким оком»: к интерпретации одной строки из «Реквиема» Ахматовой // (Не)музыкальное подношение, или Allegro affetuoso. Сборник статей к 65-летию Бориса Ароновича Каца. СПб., 2013. Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. Опыт анализа. Пб., 1923. http://www.akhmatova.org/articles/eikhenbaum.htm.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
    В условиях дистанционного обучения некоторые семинары могут заменяться самостоятельной работой по заданиям, заранее предоставленным преподавателем в системе LMS или другим способом. Оценка за семинары в условиях дистанционного обучения рассчитывается путем суммирования баллов, полученных за каждое занятие. За исключительно хорошую работу и тщательную подготовку к занятию студент получает 3 балла, за хорошую подготовку к занятию и активную работу -- 2 балла, за активное участие в занятии -- 1 балл. Итоговая оценка за этот компонент равняется сумме всех набранных баллов. Если по результатам курса студент получил 10 и более баллов, за этот компонент он получает 10 баллов.
  • неблокирующий три письменные домашние работы
    Оценка представляет собой средний арифметический балл за три модульные работы с коэффициентом 0.25. Студенты, получившие оценки «отлично» (8-10) за три модульные работы и не ниже 7 баллов за работу на семинарах, от экзамена освобождаются; их итоговая оценка равна среднему арифметическому баллу за три письменные домашние работы. В случаях, когда оценки за модульные работы колеблются от "4" до "9", а их сумма дает число, не кратное трем, среднее арифметическое округляется в пользу студента; в случае, если одна из оценок "неудовлетворительно", среднее арифметическое округляется не в пользу студента.
  • неблокирующий экзамен
    Округление итоговой суммы среднеарифметическое. Оценка по дисциплине ниже 4 (неудовлетворительно) до последующего целого балла не округляется (например: 3,8 = 3). В условиях дистанционного обучения экзамен проводится по следующей схеме: в случае, если средний балл за остальные элементы контроля составляет 8-10, студент освобождается от сдачи экзамена и получает балл, равный накопленному. В случае, если средний балл за остальные элементы контроля составляет 6-7, студент может по собственному желанию быть освобожден от сдачи экзамена и получает балл, равный накопленному. В случае, если накопленный балл меньше 6, студент обязан сдавать экзамен. Если студент сдает экзамен, полученная им оценка учитывается при выставлении итогового балла в соответствии с процедурой округления, описанной выше.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * работа на семинарах + 0.25 * три письменные домашние работы + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Томашевский Б.В. — Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - ISBN: 978-5-9765-3575-6 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/119092

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Теоретическая поэтика: понятия и определения : Хрестоматия, Тамарченко Н. Д., 2002