• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Методы филологических исследований

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.01. Филология
Кто читает: Департамент истории и теории литературы
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Абелюк Евгения Семеновна, Зыкова Галина Владимировна
Прогр. обучения: Современная филология в преподавании литературы в школе
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Курс адресован практикующим преподавателям средней школы, имеющим высшее профессиональное образование и опыт самостоятельного применения по крайней мере некоторых методов филологических исследований, а также опыт обучения школьников этим методам в адаптированном для школы виде. Учитывая специфику и потребности аудитории, целью курса является уточнение и обновление сведений и навыков в области филологического анализа (в соответствии с современным состоянием науки и филологической практики).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение курса предполагает актуализацию знаний и навыков, в свое время полученных магистрантами при получении высшего образования. Отдельные темы курса находят более подробную разработку в некоторых дисциплинах, читающихся одновременно («Литература и политическая социальная история», «Языковые компетенции в курсе русской литературы»), и, соответственно, курс выступает как систематизирующий; Основные положения и навыки, полученные в результате освоения курса, могут быть использованы прежде всего в ходе работы в научно-исследовательском семинаре, при подготовке курсовых работ, а также развиты при изучении дисциплин, читаемых на 2 курсе: «Техники анализа и интерпретации в различных школах литературоведения», «Филология в системе современного гуманитарного знания».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • с большей уверенностью ориентироваться в существующих критиче-ских изданиях классических текстов, в том числе и для того, чтобы рекомендовать эти издания учащимся; уточнить свои представления о современных библиотеках и архивах,
  • использовать современные средства библиографического поиска, как в печатных источниках, так и в электронных базах, в том числе и для осуществления самостоятельной научной работы;
  • оценить характер и степень сложности текстологических проблем, ко-торые могут иметь значение для понимания классического текста (творческая история и изменение исходного замысла; творческая история и вопрос о цельности произведения; проблема выбора основной редакции, и т.п.);
  • представлять возможное разнообразие современных методов изучения литературного произведения и быть способным самостоятельно оценивать целесообразность использования того или иного метода в каждом конкретном случае (например, обсуждая произведение со школьниками или предлагая школьникам темы для самостоятельной работы).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Текстология и библиография как негерменевтические, вспомогательные дисциплины
    Общий очерк истории источниковедения в России. Герменевтические аспекты текстологии; изменения текстологических подходов и их связь с эволюцией искусства. Расцвет текстологии в 1910-х-1920-х гг. в России и эстетика авангарда. Текстология и политика: особенности издания текстов, в т.ч. классических, в годы советской власти (купюры, лимит на собрания сочинений и проч.). Современные критические издания классической литературы и полные собрания сочинений и характер их новизны. Расцвет жанра словаря в 1990 г.: масштаб явления и его причины. Современные биобиблиографические словари. Основные текстологические принципы Понятия «текста» и «рукописи». Понятие о критике текста и ее приемах. Основной (канонический, дефинитивный) текст. Различные причины порчи текста. Понятия редакции, варианта, произведения. Проблема выбора основной редакции. Сложности с установлением выбора редакции некоторых классических произведений (“Война и мир”); понятие конъектуры и конъектуры в классических произведениях (“Кому на Руси жить хорошо”). Представления об эстетической ценности фрагмента и о принципиальной незавершимости художественного произведения и использование «эстетики черновика» с его нелинейностью в авангардной поэзии. Имитация незавершенности в классических текстах (Пушкин). Когда бывает необходима атрибуция? Основные приемы атрибуции. Обсуждение спорных случаев (“Любви, надежды, тихой славы”, “Тихий Дон”). Что может значить проставленная автором дата? Дата как часть текста. Основные приемы датировки. Обсуждение классических текстов, представляющих сложности с точки зрения их датирования. Датирование и проблемы издания (дата последней беловой рукописи и последнего по-правленного издания; датировка циклов). Проблемы воспроизведения авторского правописания. Краткий очерк изменений русского правописания. Традиционная практика модернизации правописания и неизбежные смысловые потери и искажения. Принцип сохранения значимого и проблема установления значимого. Индивидуальное авторское правописание. Типы изданий и их особенности. Различие способов установления текста для научного и массового издания. Требования, предъявляемые к академическому собранию сочинений. Обзор существующих собраний сочинений русских классиков. Типы комментария: текстологический, историко-литературный, реаль-ный. Содержание комментария и наиболее характерные просчеты (избыточность, отсутствие связи с текстом). Комментарий как жанр научного исследования. Особенности бытования текстов в различных условиях. Текстология словесного искусства разных типов и разных исторических эпох. Текст в собрании сочинений. Жанровый и хронологический принципы расположения произведений как исторически различные явления; их эстетический смысл. Авторский цикл, авторская книга. Собрание сочинений как художественная форма. Критика композиции, основанная на эстетической оценке текста (Г.О.Винокур). Значение журнальной редакции для текстологии русской литературы XIX в. Вопрос о журнале как особой литературной форме (синтезе разноприродного материала) и степень его изученности. Характер и причины различий журнальной и книжной редакций. Театральная редакция и причины ее возникновения. Особенности текстологии древнерусской литературы и XVIII в. Рудименты средневековых представлений об авторстве в литературе XVIII – XIX вв. Рукописная традиция в послепетровской России. Особенности текстологии русской литературы XX века. Внешнее давление и проблема позднейших авторских редакций как порчи текста (Пастернак, Заболоцкий). Бытование текстов в самиздате, его полуфольклорные изменения, проблемы атрибуции редакции. Вопросы текстологии и некоторые особенности поэтики авангарда. Новые носители информации и возможность фиксации авторского исполнения текста. Жанр авторской песни; проблема несамостоятельности, неполноценности текста вне авторского исполнения. Некоторые аспекты сохранности текста в магнитофонной записи; новые сложности с датировкой редакций и вариантов.
  • Герменевтика школьной словесности и различные методы филологического исследования
    Тема 1. Общий очерк использования различных филологических методов в эссе, посвященном анализу художественного текста: удачи и неудачи (по материалам школьных олимпиад). Тема 2. Представление об истории литературы как о смене больших стилей: генезис концепции и ее критика в отечественном литературоведении вт. пол. ХХ в. Тема 3. «История литературы как история жанров» (М.Бахтин): актуализация понятия жанра в литературоведении первой трети ХХ в. Возможности теории жанров при описании постклассицистического искусства. Тема 4. Основы стиховедения и вопрос о масштабах их целесообразного использования в рамках школьной программы. Краткий очерк истории стиховедения в России. Особенности русского стиха ХХ века. Тема 5. Понятие о лингвопоэтике. Краткий исторический очерк. Кон-кретные случаи использования метода. Тема 6. Роль риторики в истории европейской культуры. Понятие о неориторике. Представление об основных тропах как ментальных принципах. Тропы как ключевые понятия в литературных манифестах и в критических и научных работах, посвященных русской поэзии ХХ века. Тема 7. Нарратология: особенности и краткая история метода. Вопрос о применимости нарратологических подходов к исторически разным типам повествования, к фольклору и авторской литературе. Пространственная позиция говорящего как предмет анализа. История форм повествования от первого и третьего лица в русской литературе XIX-XX вв. Мотивный анализ. Мифопоэтика. Определение устойчивых сюжетных схем. Тема 8. История социологических подходов к исследованию литературы в России. В.Ф.Переверзев; формы и причины разгрома т.н. «вульгарной социологии» в СССР. Современная социология литературы. Тема 9. Изучение литературно-художественного произведения в куль-турном поле – как в художественном контексте эпохи, так и в диахрониче-ском культурном пространстве. Литературные, культурно-исторические, мифологические, музыкальные и иные аллюзии в художественном произведении.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе по текстологии
  • неблокирующий Эссе по методам исследования текста
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Экзамен + 0.4 * Эссе по методам исследования текста + 0.4 * Эссе по текстологии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русова Н.Ю. - От аллегории до ямба : терминологический словарь-тезаурус по литературоведению - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 304с. - ISBN: 978-5-89349-585-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109579
  • Энгельгардт Б. М. - ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ИЗБРАННОЕ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 271с. - ISBN: 978-5-534-11017-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/literaturovedenie-izbrannoe-439064

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Володина Н.В. - Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 256с. - ISBN: 978-5-9765-0998-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84376
  • Козлов А. Е. - ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 122с. - ISBN: 978-5-534-10441-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/literaturovedenie-biografiya-pisatelya-430025
  • Корсакова, Ю. (2012). О Развитии Текстологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2591ED45