• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Литература и политическая социальная история

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Современная филология в преподавании литературы в школе
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина формирует представления о различных способах «отражения» социально-политической истории в художественных текстах русской литературы XVIII – XXI веков, преимущественно – изучаемых в средней школе, и вырабатывает навыки анализа текстов с социально-исторической проблематикой и навыки комментирования исторических и социально-политических реалий, а также отсылок к различным идеологическим и научным текстам в сочинениях русских писателей XVIII – XXI вв. Курс помогает выстроить связи между историей и литературой, дает возможность увидеть явления культуры и словесности в политическом и историческом контексте.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Литература и политическая и социальная история» являются формирование представления о различных способах «отражения» социально-политической истории в художественных текстах русской литературы XVIII – XXI веков, преимущественно – изучаемых в средней школе, выработка навыков анализа текстов с социально-исторической проблематикой и комментирования исторических социально-политических реалий и отсылок к различным идеологическим и научным текстам в сочинениях русских писателей XVIII – XXI вв.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - особенности представлений о социально-политической истории крупнейших русских писателей XVIII-XX вв.; - различия между воззрениями, общими для эпохи, и присущими конкретным авторам; уметь: - адекватно понимать, корректно анализировать, комментировать и интерпретировать художественные тексты с исторической (социально-политической) проблематикой; - рассматривать анализируемые сочинения в историческо-иделогических контекстах; владеть: навыком корректного изложения прочитанного, историко-идеологического комментария художественных текстов, адекватного реферирования трудов по истории литературы и общественной мысли с учетом их идеологических контекстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент называет и комментирует особенности представлений о социально-политической истории крупнейших русских писателей XVIII-XX вв. (к разделу 1); формулирует различия между воззрениями, общими для эпохи, и присущими конкретным авторам; анализирует художественные тексты с исторической (социально-политической) проблематикой.
  • студент называет и комментирует особенности представлений о социально-политической истории крупнейших русских писателей XVIII-XX вв. (к разделу 2); формулирует различия между воззрениями, общими для эпохи, и присущими конкретным авторам; анализирует художественные тексты с исторической (социально-политической) проблематикой.
  • студент называет и комментирует особенности представлений о социально-политической истории крупнейших русских писателей XVIII-XX вв. (к разделу 3); формулирует различия между воззрениями, общими для эпохи, и присущими конкретным авторам; анализирует художественные тексты с исторической (социально-политической) проблематикой.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литература XVIII – первой половины XIX вв.
    Государственный характер литературы XVIII в. Культ Петра I и его отражение в словесности. Торжественные оды М.В. Ломоносова. Политические воззрения Г.Р. Державина и трансформация одической поэзии. Социально-политические взгляды Н.М. Карамзина: константы и эволюция. Карамзин и Великая французская революция. Карамзин и актуальная политика в цаствование Александра I. Наполеоновские войны в зеркале русской словесности. 1812 год и становление национальной идеологии. Феномен «декабризма». Эволюция социально-политических и исторических взглядов А.С. Пушкина. Тема Петра Великого, петровских преобразований и их последствий в творчестве Пушкина. Треугольник «Власть – дворянство – народ» в сочинениях Пушкина. Мифологизация прошлого и «антиисторизм» М.Ю. Лермотнтова. Мифологизация прошлого и социальный утопизм Н.В. Гоголя. Исследования: Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России. М., 1989 (или другие издания). Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла: Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII – первой трети XIX века. М., 2001. Проскурина В. Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. М., 2006 Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М., 1987 (или другие издания). Песков А. М. Павел I. М., 1999 (или другие издания). Архангельский А. Н. Александр I. М., 2000 (или другие издания). Ливен Д. Россия против Наполеона: Борьба за Европу в 1807 – 1814. М., 2012. Эйдельман Н. Последний летописец. М., 2004 (или другие издания). Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И. Сквозь «умственные плотины»: Книга и пресса пушкинской поры (любое издание). Лотман Ю. М. Идейная структура «Капитанской дочки»; Идейная структура поэмы Пушкина «Анджело»; Посвящение «Полтавы» (Адресат, текст, функция); Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе; Замысел стихотворения о последнем дне Помпеи // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1995 (или другие издания). Гордин Я. Право на поединок. Л., 1987 (или другие издания). Лурье С. Изломанный аршин. СПб., 2012. Немзер А. Об «антиисторизме» Лермонтова // Немзер А. При свете Жуковского. М., 2013. Манн Ю. В. В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель – критика – читатель. М., 1987
  • Литература второй половины XIX в.
    Социальный критицизм и исторический пессимизм в литературе второй половины 1840-х гг. («Тарантас» В.А. Соллогуба; ранние произведения А.И. Герцена, И.А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Д.В. Григоровича; значение публицистической критики В.Г. Белинского). Крымская война, смерть Николая I и императив общественного реформирования. Подготовка и реализация крестьянской реформы. Либерализм и радикализм в литературе второй половины 1850-х – начала 1860-х гг. Социально-политические воззрения И.С. Тургенева; роль романа «Отцы и дети» в общественной истории России. Оценка современности и революционных перспектив в романах Ф.М. Достоевского. Достоевский в поисках общественного (религиозного) идеала. Эволюция социально-политических и исторических взглядов Л.Н. Толстого. «Война и мир» как «антисовременное» сочинение. «Анна Каренина» как актуальный роман. Отрицание «истории» (культуры, политики, идеологии) в позднем творчестве Толстого. Толстой и революционное движение конца XIX – начала XX вв. Исследования: Журавлева А.И.. Островский – комедиограф. М., 1981. Пумпянский Л.В. Статьи о Тургеневе // Пумпянский Л. В. Классическая традиция: собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000. Сажин В. Н. Сила судьбы: Документальная хроника 1861 года. СПб., 2010. Печерская Т.И. Разночинцы шестидесятых годов XIX века. Феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики. Новосибирск, 1999 Паперно И. Николай Чернышевский: Человек эпохи реализма. М., 1996. Роднянская И. Б. «Братья Карамазовы» как завет Достоевского; Общественный идеал Достоевского // Роднянская И. Б. Движение литературы: В 2 т. М., 2006. Т. 1. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой // Эйхенбаум Б. М. Работы о Льве Толстом. СПб., 2009. Плюханова М. Б. Творчество Толстого: Лекция в духе Ю. М. Лотмана // Л. Н. Толстой: pro et contra. СПб., 2000. Гордин Я. Ничего не утаю, или Мир погибнет, если я остановлюсь: История великой утопии. СПб., 2008.
  • Литература XX века.
    Ожидание революции как доминирующее настроение русской интеллигенции и литераторского сообщества рубежа XIX-XX вв. Единство мистического и социального понимания истории (неизбежности революции) в литературе начала XX века («Петр и Алексей» Д.С. Мережковского; «Мать» М. Горького, поэзия А.А. Блока). Опыт первой русской революции в романе Андрея Белого «Петербург» (треугольник «государство – провокация – революция»). Первая мировая война и императив конца «старого мира». Литературные апологии февральской революции. Литературные реакции на октябрьский переворот: поэма А.А. Блока «Двенадцать» и ее критика. Гражданская война как естественное продолжение революции и предвестье «нового мира» (проза Б.А. Пильняка, «Конармия» И.Э. Бабеля, революционная поэзия С.А. Есенина). «Остановившаяся» революция и императив ее продолжения – центральная тема послеоктябрьского творчества В.В. Маяковского. Специфика антиутопии Е.И. Замятина «Мы» (императив новой революции и сознание неизбежности ее поражения). Отрицание революции и установка на приятие новой государственности (термидор) в творчестве М.А. Булгакова. Опыт «исторического оправдания» гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Политический план поэзии А.А. Ахматовой 1920-х- начала 1940-х гг.: «новая государственность» и тотальный террор как продолжение революции. Начало Второй мировой войны и Великая Отечественная война в поэзии А.А. Ахматовой и Б.Л. Пастернака. Путь Б.Л. Пастернака к роману «Доктор Живаго». «Доктор Живаго» и «Поэма без героя» как «книги итогов» русской истории первой половины ХХ века. История русского ХХ века в сочинениях А.И. Солженицына: роман «В круге первом», рассказы «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Случай на станции Кочетовка» (их смысловое единство), повесть «Раковый корпус», «опыт художественного исследования» «Архипелаг ГУЛАГ». Связь сочинений Солженицына конца 1950-х – начала 1960-х гг. и «повествованья в отмеренных сроках» «Красное Колесо». Исследования: Верт Н. История советского государства: 1900 – 1991. М., 1994 Остерман Л. Диалоги через столетие: Интеллигенция и власть в России (1894 – 1917). М., 2009. Минц З.Г. О трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» // Минц З.Г.. Блок и русский символизм. Избр. труды: В 3 кн. СПб., 2004. Кн. 3. Поэтика русского символизма Гаспаров Б.М., Лотман Ю.М.. Игровые мотивы в поэме «Двенадцать» // Лотман Ю.М.. История и типология русской культуры. СПб., 2002 Янгфельдт Б. Ставка – жизнь: Владимир Маяковский и его круг. СПб., 2009 Чудакова М.О. Избранные работы. Т. 1. Литература советского прошлого. М., 2001. Чудакова М.О. Новые работы. 2003—2006. М., 2007 Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. 2-е изд., доп. М., 1988. Тименчик Р.Д. Анна Ахматова: 1922 – 1966 // Анна Ахматова. После всего. М., 1989 Тименчик Р.Д. Предисловие // Анна Ахматова. Requiem. М., 1989 Тименчик Р.Д. Заметки о «Поэме без героя» // Анна Ахматова. Поэма без героя. М., 1989 Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тоталитарного террора, 1929–1953. СПб., 2000. Кларк К. Советский роман: история как ритуал. Екатеринбург, 2002. Флейшман Л.С. Пастернак в 1920-е годы. СПб., 2003. Флейшман Л.С. Борис Пастернак и литературное движение 1930-х годов. СПб., 2005. Поливанов К.М. «Доктор Живаго» как исторический роман. Tartu, 2015. Немзер А. Проза Александра Солженицына: Опыты прочтения. М.: Время, 2019.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий реферат
    Реферат оценивается по 10-балльной шкале. При активной работе на семинарах к оценке за реферат могут быть добавлены 1-2 балла. В случае пропуска даты подачи реферата по уважительной причине дополнительный срок подачи составляет неделю после даты, в которую студент официально приступил к занятиям после пропуска, но не позднее 10 дней до начала сессии.
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен пересдается по общим правилам университета. Округление итоговой суммы среднеарифметическое. Оценка ниже 4 (неудовлетворительно) до последующего целого балла не округляется.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * реферат + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
  • Из истории русской литературы. Т.2: Русская литература второй половины XVIII века: исследования, материалы, публикации. М.Н.Муравьев:..., Топоров, В. Н., 2001
  • История России : учеб. пособие, Земцов, Б. Н., Шубин, А. В., 2013
  • История России (Россия в мировой цивилизации) : курс лекций, Федоринов, Е. И., Радугин, А. А., 2007
  • История России с древнейших времен до конца ХХ века : учеб. пособие для вузов, Горинов, М. М., Горский, А. А., 2002
  • История России, 1861 - 1917 : учебник для вузов, Федоров, В. А., 2013
  • Новейшая история России, 1914-2008 : учеб. пособие для вузов, Кутузов, В. А., Лебина, Н. Б., 2008
  • Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман, Ю. М., Егорова, Б. Ф., 2011
  • Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Избранные труды, Вацуро, В. Э., 2004
  • Пастернак и современники : биография, диалоги, параллели, прочтения, Поливанов, К. М., 2006