• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в историю древней Передней Азии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Ассириология)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Архипов Илья Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Предмет должен подготовить студентов к углубленному изучению истории древней Месопотамии и сопредельных областей, основанному на проблемном подходе и работе с источниками. Для этого студенты должны получить общие представления о ходе исторического процесса в древней Передней Азии от неолитической революции до походов Александра Великого. После освоения курса студенты будут знать периодизацию и основы политической истории государств Месопотамии, Ирана, Малой Азии, Сирии и Восточного Средиземноморья в III-I тыс. до н.э., понимать основные черты экономического, социального, политического устройства, культуры и религии древней Передней Азии, смогут ориентироваться в корпусе клинописных источников, познакомятся с самыми известными текстами клинописной традиции (например, "Законами Хаммурапи") в русских переводах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В сочетании с «Введением в специальность» дисциплина должна сформировать у начинающих ассириологов базовые представления об истории и культуре Месопотамии и сопредельных областей в древности. В отличие от «Введения в специальность», материал излагается не в тематическом, а в хронологическом порядке. Большее внимание уделяется политической и социально-экономической истории, доисторическим периодам, сопредельным областям Месопотамии. Географические рамки дисциплины: Передняя Азия как область клинописной культуры (территория современных Ирана, Ирака, Сирии, Турции, Ливана, Израиля, Палестины, Иордании, стран Персидского залива). Хронологические рамки дисциплины – от нижнего палеолита до 330-х гг. до н.э.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с появление человека в Западной Азии.
  • Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с эпипалеолитом и неолитом на территории Плодородного Полумесяца
  • Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с переднеазиатским халколитом.
  • Студент воспроизводит основы хронологии и периодизации, основные (письменные и) археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с возникновением государства на юге Месопотамии.
  • Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные (письменные и) археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия(, имена) и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с раннединастическим периодом.
  • Студент воспроизводит основы хронологии и периодизации, основные письменные и археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с первыми империями Месопотамии.
  • Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные письменные и археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные со старовавилонским периодом.
  • Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные письменные и археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с поздним бронзовым веком в Передней Азии.
  • Студент умеет интерпретировать источники для поисков решения указанных выше научных проблем и вести их аргументированное обсуждение, понимать и критически оценивать учебно-справочную литературу.
  • Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные письменные и археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории – для каждого из рассматриваемых регионов и периодов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Появление человека и палеолит в Западной Азии.
    Предки и предшественники homo sapiens в Западной Азии. Появление человека современного вида в Восточном Средиземноморье, контакт с homo neanderthalensis. Хозяйство и образ жизни охотников и собирателей. Палеолитические памятники региона: Убейдия, Гешер-Бенот-Яаков, Кафзе, Схул и др.
  • Эпипалеолит и неолит на территории Плодородного Полумесяца.
    Эпипалеолит Восточного Средиземноморья. Переход к оседлости, Натуфийская культура. Проблема Гёбекли-тепе. Неолитическая революция и переход к производящему хозяйству: причины и механизмы. Докерамический неолит А: пример Иерихона. Докерамический неолит B/C: пример Чатал-Хююка. Социокультурные последствия неолитизации. Поздний (керамический) неолит: культуры Верхней Месопотамии (Хассуна, Самарра, Халаф).
  • Переднеазиатский халколит.
    Освоение Нижней Месопотамии. Убейдcкая культура. Поздний халколит Верхней Месопотамии (пример Телль-Брака). Урукская культура. Халколит южного Леванта: Гассульская культура. Распространение металлургии.
  • Возникновение государства на юге Месопотамии.
    Протописьменный период в Месопотамии (Урук IV и Джемдет-Наср). Сузиана в конце IV тыс. до н.э. Храмовое хозяйство Урука. Проблема возникновения государства. Социальный контекст изобретения протоклинописи и протоэламского письма.
  • Раннединастический период.
    Архаический Ур, Фара, Абу-Салабих. Шумерский царский список. Номовые царства Шумера: власть и религия. Города-государства Верхней Месопотамии. Эбла: форпост месопотамской цивилизации в Сирии. Ранний бронзовый век Анатолии: новые открытия. Этнолингвистическая ситуация в Передней Азии в III тыс. до н.э.
  • Первые империи Месопотамии.
    Интеграционные процессы в Нижней Месопотамии. Империя Саргона Аккадского. Кутийский период. Держава III династии Ура. Соседи Месопотамии на востоке и северо-западе. Кризис конца III тыс. до н.э. и проблема раннего переднеазиатского номадизма («амореи»).
  • Старовавилонский период.
    Период Исин–Ларса. Ашшур и «староассирийские» колонии в Анатолии. Интеграционные процессы конца XIX в. до н.э. Держава Шамши-Адада. «Век Хаммурапи»: Вавилон, Ларса, Эшнунна, Мари, Элам. Восточное Средиземноморье среднебронзового века: Ямхад, Катна, Библ, Хацор. Вавилония и ее соседи в позднестаровавилонский период. Древнехеттское царство.
  • Поздний бронзовый век в Передней Азии.
    Кризис и миграции середины II тыс. до н.э. Средневавилонский («касситский») и среднеассирийский период в Месопотамии. «Клуб великих держав» в XIV–XIII вв. до н.э.: Вавилония, Ассирия, Митанни, Новохеттское царство, Египет. Угарит и другие городские центры Восточного Средиземноморья, контакты с эгейским миром. Среднеэламский период. «Катастрофа бронзового века». Распространение металлургии железа.
  • Новоассирийский и нововавилонский период.
    Ассирия и Вавилония в X – 1-й пол. VIII вв. до н.э. Государство Урарту. Миграции и сложение новых этнических общностей в Восточном Средиземноморье и Аравии: филистимляне, арамеи, древние евреи, финикийцы, арабы. Позднехеттские, арамейские царства, Израиль, Иудея и их соседи. Расцвет финикийских городов и колонизация Средиземноморья. «Ассирийская мировая держава» 2-й пол. VIII – VII в. до н.э. Нововавилонский период. Фригия и Лидия. Новоэламское царство.
  • Ближний Восток под властью Ахеменидов.
    История Элама: краткий обзор. Мидийское царство. «Мировая держава Ахеменидов»: возникновение, расцвет, кризис. Этнолингвистическая и религиозная ситуация на Ближнем Востоке в середине I тыс. до н.э. Завоевания Александра Великого. Клинописная культура в эллинистическую и парфянскую эпоху.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Контрольные работы
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Эссе
    только в 4-м модуле
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Контрольные работы + 0.125 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.125 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Van de Mieroop, M. (2016). A History of the Ancient Near East, Ca. 3000-323 BC (Vol. Third edition). Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1021678

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Liverani, M. (2013). The Ancient Near East : History, Society and Economy. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=671926