• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в языкознание

Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины «Введение в языкознание» у студентов формируется понимание структуры и социальных функций языка, знание о параметрах коммуникативных процессов, о фонологии, морфологии и синтаксисе; студенты знакомятся с методологическими подходами к изучению речи, с историей и современным состоянием лингвистического знания; овладевают навыками использования понятийного аппарата лингвистики в филологии, учатся анализировать тексты с точки зрения их лингвистической структуры. Текущий контроль включает блиц-опросы и фонетические диктанты (аудиторная активность), контрольные работы, реферат, мини-исследование, домашние задания, курс завершается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов основных понятий о языке и его структуре, об основных параметрах коммуникативных процессов, о социальных функциях языка, фонетике, фонологии, морфологии и синтаксисе
  • Знакомство студентов с ключевыми понятиями науки о языке, методологическими подходами языкознания, историей и современным состоянием лингвистического знания
  • Развитие у студентов навыков использования понятийного и методологического аппарата лингвистики в других сферах гуманитарного знания (главным образом, филологической)
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Имеет представление о параметрах языкового разнообразия, о разных типах коммуникативных систем и о специфических характеристиках человеческого языка как коммуникативной системы.
  • Владеет основными понятиями семантики и лексикографии.
  • Характеризует и классифицирует звуки речи
  • Знает различия фонетического строя различных языков
  • Умеет транскрибировать отдельные фрагменты речи
  • Имеет представления о системном характере фонологического уровня языка
  • Имеет представление о грамматической форме и грамматическом значении, о видах грамматических средств в различных языках мира
  • Имеет представление о типологической классификации языков
  • Имеет представление о языковых универсалиях
  • Имеет представление о языковом изменении как универсальном, непрерывном и регулярном процессе, знакомится с основными подходами сравнительно-исторического языкознания
  • Демонстрирует все возможные причины языкового сходства
  • Знает и применяет основные понятия современной лингвистической типологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие о языке и языковое разнообразие
    Язык как средство коммуникации. Основные функции языка. Язык и речь, язык как знаковая система. Язык человека и коммуникация животных. Искусственные языки. Общее число языков в мире. Проблема языка и диалекта. Структурное разнообразие языков. Функциональное разнообразие.
  • Лексика
    Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Элементы системности в лексике. Понятие семантического поля. Полисемия слова. Мотивированное и немотивированное значение. Семантическая и прагматическая информация. Коннотации. Этимология. Лексикография.
  • Фонетика
    Акустический аспект в изучении звуков языка. Артикуляция. Классификация звуков речи. Аккомодация, ассимиляция, редукция.
  • Фонология, просодия
    Понятие фонемы. Функция фонемы. Фонематические и нефонематические звуковые различия. Варианты фонемы. Понятие дифференциального признака. Чередование и нейтрализация. Слог. Словесное ударение. Интонация
  • Грамматика. Морфология и синтаксис
    Понятие морфемы и ее соотношение с понятиями фонемы и лексемы. Грамматическая форма и грамматическое значение. Словоизменение и словообразование. Виды грамматических средств языка. Грамматические типы языков. Синтаксические конструкции. Предложение
  • Типология языков, языковые универсалии
    Типологические классификации языков. Распространенные и редкие классы звуков. Типологические различия в звуковой организации и стихосложение. Признаки, значимые для типологии лексики. Виды языковых универсалий. Абсолютные и статистические универсалии. Индуктивные и дедуктивные универсалии
  • Изменение языка
    Сравнительно-исторический метод в языкознании. Универсальность, непрерывность и регулярность языкового изменения. Литературный язык и языковое изменение. Генетическое родство языков. Понятие языка-предка. Языковые семьи. Фонетические законы и регулярные изменения в языке. Изменения по аналогии и заимствования. Вопрос о причинах языковых изменений
  • Ареальные контакты языков
    Понятие языкового союза. Балканский языковой союз. Генетические, ареальные и типологические причины языкового сходства. Ностратическое языкознание. Типы языкового взаимодействия. Ареальный и социальный аспект взаимодействия языков. Языковая ситуация. Билингвизм и диглоссия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Аудиторная работа (неблокирующий)
  • Тесты (неблокирующий)
    Пересдается в случае болезни в течение 7 дней по окончании пропуска, но не позднее 10 дней до сессии
  • Эссе/реферат (неблокирующий)
    Пересдается в случае болезни в течение 7 дней по окончании пропуска, но не позднее 10 дней до сессии
  • Экзамен (неблокирующий)
    Пересдается по общим правилам университета
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Тесты + 0.6 * Экзамен + 0.15 * Эссе/реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян В. А., 2011
  • Введение в общий синтаксис : Учебник, Тестелец Я. Г., 2001
  • Общая морфология : введение в проблематику: учеб. пособие, Плунгян В. А., 2010
  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История языка и история коммуникации: от клинописи до интернета : курс лекций по общему языкознанию, Мечковская Н. Б., 2009
  • Общая фонетика : Учебник для вузов, Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф., 2001