Магистратура
2019/2020
Энергетический бизнес
Статус:
Курс по выбору (Стратегический менеджмент в топливно-энергетическом комплексе)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра общего и стратегического менеджмента
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 2 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Стратегический менеджмент в топливно-энергетическом комплексе
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Энергетический бизнес в общем расширенном понятии — есть предпринимательской деятельностью в топливо-энергетической сфере. Цель этой практики – реализация энергетических продуктов и услуг с достижением достаточной прибыли.
Цель освоения дисциплины
- Цель данного курса - предоставить студентам знания и необходимые компетенции в области энергетического бизнеса по всем продуктовым цепочкам: от производства до потребления энергии с учетом факторов риска.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные классификации видов бизнеса в энергетике. Использовать объективные признаки для определения энергетического бизнеса.
- Знать специфику основных видов услуг по энергоснабжению и сервисных услуг. Понимать специфику и технологические особенности ведения бизнеса в отдельных отраслях ТЭК
- Знать основные направления участия государства в энергетическом бизнесе. Различать рыночные, административные механизмы воздействия государства на энергетический бизнес
- Знать общие и специфические для энергетики механизмы постановки бизнеса на энергетических предприятиях
- Знать особенности энергетического маркетинга и основные приемы продвижения услуг на рынок
- Знать общие и частные механизмы осуществления преобразований в энергетических компаниях
- Знать особенности управления энергетическим хозяйством на промышленных предприятиях. Формы реализации программ по энергоэффективности. Уметь реализовать программы "зеленого" развития.
Содержание учебной дисциплины
- 1 Энергетика как сфера бизнесаэнергетический бизнес — это любая коммерческая деятельность в отраслях топливно-энергетического комплекса, включая и сферу использования энергоносителей. Выбор вида бизнеса осуществляется на основе экономических оценок и субъективных предпочтений
- 2 Рыночные отношения в газо-, электро- и теплоснабженииВиды энергетических услуг. Услуги по энергоснабжению и сервисы. Формы организации энергетического бизнеса.
- 3 Государственное управление электроэнергетикойЦели и задачи государственного управления в энергетике. Государственное регулирование энергетических рынков. Налоговые и стимулирующие механизмы государственного управления.
- 4 Постановка менеджмента в энергокомпанииКорпоративная идеология. Стратегический менеджмент. Структурные решения. Управление техническим развитием. Внутрипроизводственные отношения. Информационная поддержка управленческих решений.
- 5 Энергетический маркетингИспользования методов и инструментов маркетинга энергетическими компаниями в текущей эксплуатационной и прогнозной деятельности. Особенности применения энергетического маркетинга различными типами энергетических компаний. Программные меры по управлению спросом на энергию, по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Структура оптового и розничного рынков энергетических ресурсов и энергоносителей
- 6 Преобразования в энергокомпанииВиды преобразований в энергокомпании. Организационные преобразования и их связи с изменением целей и задач. Работа с персоналом. Влияние факторов внешней среды.
- 7 Энергетический бизнес в промышленностиВопросы выбора оптимальных схем энергоснабжения. Цены и доступность энергоснабжения. Риски и безопасность. Энергоэффективность и энергосбережение. Экологические факторы.
Элементы контроля
- выполнение практических заданий и кейсов
- домашнее задание 1
- домашнее задание 2
- экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (II семестр)0.1 * выполнение практических заданий и кейсов + 0.25 * домашнее задание 1 + 0.25 * домашнее задание 2 + 0.4 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Hietaharju, P. (Petri), Ruusunen, M. (Mika), & Leiviskä, K. (Kauko). (2019). Enabling demand side management:heat demand forecasting at city level. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDECBCA2
- Jost, K. (2016). Hughes, Chairman, Maryland Public Service Commission v. Talen Energy Marketing, LLC. Supreme Court Yearbook, 2015-2016. CQ Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsscc&AN=scyb15.1849.99952.2733802
- Макаревич, Ю., & Соболь, И. (2008). Управление Рисками, Возникающими В Процессе Функционирования Энергетических Систем, Как Фактор Управления Их Экономической Безопасностью. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.30BCCD25
- Малахова, Т. (2012). Государственная политика стимулирования инвестиционных процессов в Российской экономике. Государственное Управление. Электронный Вестник, (31). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14131050
- Менеджмент - твоя работа. Действуй на опережение!: Учебник / Л.Д. Гительман. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 544 с.: 70x100 1/16. (переплет) ISBN 978-5-16-004970-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/224881
- Остроухова, Н. Г. (2017). Разработка Методологических Принципов Реинжиниринга Бизнес-Процессов В Топливно-Энергетическом Комплексе России. Perm University Herald. Economy / Vestnik Permskogo Universiteta. Seria Ekonomika, 12(2), 279–296. https://doi.org/10.17072/1994-9960-2017-2-279-296
- Петухова, Т. (2012). Постановка Системы Риск-Менеджмента Коммерческой Структуры. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D13A9303
- Рыхтер, В. (2013). Теоретико-Методологические Основы Управления Изменениями В Энергетике. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B5C6C4D1
- Шраер А. В. (2011). Особенности Сервисной Деятельности В Отраслях Топливно-Энергетического Комплекса. Управление Экономическими Системами: Электроннный Научный Журнал, (33), 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.007255.14942820
Рекомендуемая дополнительная литература
- Energy demand side management with supply constraints: Game theoretic approach. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.23E6CE79
- Herbes, C., & Friege, C. (2017). Marketing Renewable Energy : Concepts, Business Models and Cases. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1356171
- Hussein Jumma Jabir, Jiashen Teh, Dahaman Ishak, & Hamza Abunima. (2018). Impacts of Demand-Side Management on Electrical Power Systems: A Review. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.944371C8
- IOVINO, F. (2015). Relationship Marketing By Energy Companies. Review of International Comparative Management / Revista de Management Comparat International, 16(5), 558–573. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=115183769
- Солошенко, В., & Головин, А. (2010). Технология Принятия Управленческого Решения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4D15C74A
- Федоров Денис Владимирович. (2014). Особенности Развития Энергетического Сектора На Современном Этапе. Бизнес в Законе. Экономико-Юридический Журнал, (1), 191. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.027818.15544929