• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Академическое письмо (русский язык)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс адаптационный (Русская литература и компаративистика)
Направление: 45.04.01. Филология
Кто читает: Департамент истории и теории литературы
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Русская литература и компаративистика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Адаптационный курс предполагает освоение студентами теоретических и практических навыков академического письма: базовые представления о принципах создания академических текстов, практика создания учебных и исследовательских научных текстов. В рамках курса студенты знакомятся с историко-культурным и филологическим терминологическим аппаратом, правилами грамотного научного цитирования и оформления библиографического описания, отличительными чертами основных филологических академических жанров (аннотация, рецензия, обзор литературы и т.д.). Среди предполагаемых результатов —— умение анализировать академические тексты с точки зрения их стилистики и композиции, выявлять авторскую стратегию, определять место текста в научной традиции; оценивать методы, используемые в научных текстах, и применять их на практике; работать с текстами различных типов (в т.ч. анализировать и редактировать чужие тексты, создавать собственные). Курс направлен на овладение принципиальными навыками исследовательской работы, которые должны быть полезны при создании магистерской курсовой работы/ВКР, а также в рамках НИСа и занятий по академическому письму на иностранных языках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами базовых принципов создания письменных текстов академического характера;
  • Приобретение практических навыков в области создания письменных текстов академического характера, как учебных, так и исследовательских.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать правила научного цитирования, основные требования к библиографическому описанию, основные признаки жанров академического филологического письма: эссе, аннотация, реферат, рецензия;
  • знать основные историко-культурные и филологические понятия
  • уметь анализировать научные тексты с точки зрения стилистики и композиции, исследовательской стратегии автора, принадлежности к научной школе, включенности в научную традицию
  • уметь рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности
  • уметь, используя методы филологических наук, провести полный анализ письменного источника в историко-лингвистическом, историко-литературном, социокультурном и других контекстах
  • уметь профессионально работать с текстами различных типов (редактирование, изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста)
  • владеть навыками исследовательской работы, использование возможностей методологии современных гуманитарных наук
  • владеть навыками библиографического описания печатных изданий и электронных ресурсов
  • владеть навыками проведения экспертизы текстов различных типов с точки зрения филологических наук
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Работа с научными текстами: аннотирование
    Виды аннотаций книг и статей в зависимости от типа издания и его адресации. Аннотация как часть библиографического описания книги. Аннотированные библиографии и каталоги. Сведения о научном тексте, включаемые в аннотацию. Роль аннотирования в работе с источниками и литературой в процессе исследования.
  • Работа с научными текстами: реферирование
    Стилистика научного текста. Филология между литературой и наукой. Доказательность в литературоведении. Механизмы формирования убедительной авторской позиции. Типы рефератов в зависимости от цели реферирования. Выделение основного тезиса научного сочинения, передача авторской логики доказательства. Передача «чужого слова» в реферате: цитирование, изложение, обобщение, контекстуализация.
  • Основы библиографии: ссылки, описание
    Основные принципы библиографирования. Полное библиографическое описание по ГОСТ и в современной издательской практике. Библиографические сноски в научных сочинениях. Принцип лаконизма при составлении сносок. Правила библиографирования электронных документов. Основные системы цитирования в англоязычной традиции,
  • Редактирование академического текста
    Основные цели и задачи редакторской работы. Этапы редакторской работы с текстом: от анализа текста как целого к правке отдельных элементов. Типы ошибок, способы их выявления и правки.
  • Рецензия на научное издание
    Рецензия как жанр. Адресация рецензий, типы изданий, публикующие рецензии. Информативная и оценочная части рецензии: основные принципы.
  • Обзор исследовательской литературы
    Библиографический обзор как жанр. Собственное исследование в контексте предшествующей и современной научной традиции. Элементы других академических жанров в обзоре. Обзор литературы и смежные жанры (аннотированная библиография, обзор конференции).
  • Методологическое обоснование
    Экспликация методологического инструментария. Методологическое предисловие как часть обоснования выбора темы исследования и библиографического обзора. Описание метода в других жанрах.
  • Обоснование темы курсовой работы
    Навыки формулирования предмета, целей и задач исследования. Обоснование и черты других жанров. Обоснование и смежные жанры.
  • Жанр тезисов в русской и англоязычной научной традиции
    Тезисы как жанр. Тезисы и смежные жанры. Тезисы и abstract. Формулировка темы доклада. Соотношение тезисов и текста устного выступлении.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий обоснование темы
  • неблокирующий обзор литературы
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Методологическое предисловие
  • неблокирующий рецензия на научную монографию
  • неблокирующий Аннотация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Аннотация + 0.1 * Методологическое предисловие + 0.1 * обзор литературы + 0.1 * обоснование темы + 0.1 * Реферат + 0.1 * Реферат + 0.1 * рецензия на научную монографию + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в литературное редактирование : учеб. пособие, Беззубов, А. Н., 1997
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
  • Литературное редактирование : общая методика работы над текстом. Практикум, Накорякова, К. М., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Готический роман в России, Вацуро, В. Э., 2002
  • Мифологии, Барт, Р., 2008
  • От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы, Рейтблат, А. И., 2009
  • Подготовка и редактирование аппарата книги : как сделать книгу удобной для читателя, Мильчин, А. Э., 2011