• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Сторителлинг в разных медиа

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Литературное мастерство)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Литературное мастерство
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Сторителлинг в разных медиа» являются получение базовых навыков сторителлинга в журналистике, в нарративных играх и в комиксе, сравнение особенностей повествования и сюжетосложения в разных медиа-форматах, освоение приёмов сторителлинга в разных медиа для использования их в профессиональной деятельности выпускников и навыков анализа и критики журналистских статей, нарративных игр и комиксов. По итогу слушатели курса должны знать основные принципы построения повествования в журналистском тексте, в сценарии нарративной игры и в сценарной раскладке комикса, ключевые понятия сторителлинга в разных медиа, разновидности журналистских текстов, жанры комиксов и нарративных игр, основные инструменты создания выбора в нарративной игре. Текущий контроль включает в себя участие студентов в дискуссиях и короткие творческие задания. Курс завершается написанием итоговыми ключевыми заданиями по разделам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение базовых навыков сторителлинга в журналистике, в нарративных играх и в комиксе
  • Сравнение особенностей повествования и сюжетосложения в разных медиа-форматах
  • Освоение приёмов сторителлинга в разных медиа для использования их в профессиональной деятельности выпускников.
  • Освоение навыков анализа и критики журналистских статей, нарративных игр и комиксов
  • Знание основных принципов построения повествования в журналистском тексте, в сценарии нарративной игры и в сценарной раскладке комикса; ключевых понятий сторителлинга в разных медиа; разновидностей журналистских текстов, жанры комиксов и нарративных игр; основных инструменты создания выбора в нарративной игре
  • Умение анализировать сторителлинг в разных медиа, выделять сильные и слабые места в текстах и сценариях; осмыслять журналистские тексты, нарративные игры и комиксы с точки зрения построения повествования и приёмов сторителлинга; собирать материал и перерабатывать в повествование с учётом требований медиума; устно обсуждать и анализировать журналистские тексты, сценарии игр и комиксы.
  • Приобретение опыта написания журналистских текстов разных форматов, части сценария нарративной игры, эпизода комикса; участия в дискуссии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • умение брать интервью и редактировать его, владение базовыми структурными элементами журналистских текстов, умение передавать эмоции в нон-фикшн тексте, осуществлять фактчек, выбирать формат текста в зависимости от задачи.
  • основные инструменты создания выбора в нарративной игре, анализ сценария нарративных игр, владение инструментами создания выбора в игре, умение презентовать нарративную игру как групповую работу.
  • умение анализировать сторителлинга в комиксе на уровне панели, страницы, разворота и выпуска, умение адаптировать визуальный язык комикса к тексту и текста к комиксу, создание собственного супер-героя.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сторителлинг в журналистике
    Тема 1. Введение (Что такое сторителлинг?) Знакомство со студентами, обсуждение целей и программы курса. Знакомство с понятием “сторителлинг” и обсуждение способов его применения в разных сферах жизни. Понятие мультимедийного сторителлинга, обсуждение видов медиа и сторителлинга в них. Критическая литература: Mann G. Storytelling in the digital age: people, communities and stories. Amazon Digital Services, 2017. Тема 2. Как разговаривать с людьми и делать из этого истории Как готовиться к интервью. Как вести себя в процессе разговора и на что обращать внимание. Основы журналистской этики. Редактура интервью: главное. Структура и стиль. Как передавать в тексте эмоции. Чтение к занятию: 1. Егор Сковорода. "Море скитов". История девушки, прожившей 15 лет у старообрядцев https://zona.media/article/2017/08/03/old-believers 2. Полина Еременко. "Кто живет в квартирах великих поэтов век спустя" http://www.the-village.ru/…/wee…/people-weekend/234013-poety 3. Кирилл Руков. "Света Уголек — модель с ожогами 45 % тела" https://www.the-village.ru/village/people/experience/316133-ugolek Тема 3. Сцены / эпизоды как ключевой элемент журналистского сторителлинга Что такое сцена в журналистском тексте. Принцип включенного наблюдения: “муха на стене”. Как передается позиция автора. Этика. Что такое восстановленные сцены и как их делать. Что НЕ является сценой: “приключения внутри собственной головы” Чтение к занятию: 1. Елена Ванина. Выпьем за любовь https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/pivbar-kamchatka-novikov-goes-whitetrash/ 2. Елена Костюченко. Трасса https://www.novayagazeta.ru/articles/2010/10/08/1246-trassa 3. Кристофер Чиверс. Школа https://esquire.ru/beslan (этот текст изначально был опубликован на английском языке, если кто-то хочет прочитать в оригинале, вот ссылка http://www.esquire.com/news-politics/a1173/esq0606beslan-140/) Тема 4. Источники в журналистике — какие они бывают и как с ними работать Герои главные и второстепенные, эксперты и “Википедия” — особенности работы с разными типами источников. Проверка информации. Принципы монтажа. Цитирование в журналистских текстах. Чтение к занятию: Даниил Туровский. Другого способа лечения нет и сейчас. Русские жертвы Эболы https://meduza.io/news/2014/10/31/drugogo-sposoba-lecheniya-net-i-seychas Тема 5. Структура как основа журналистского текста Номенклатура структурных элементов: зачин / финал / контекст / сцены / диалог и тд. Начало-середина-конец как базовые элементы. Возможные подходы к структуре Чтение к занятию: 1. Ксения Леонова. Россия уходит в подполье: Пять дней в гаражах Тольятти https://secretmag.ru/cases/stories/rossiya-uhodit-v-podpole-pyat-dnej-v-garazhah-tolyatti.htm 2. Джин Вайнгартен. "Я молю русских людей о прощении..." Тема 6. Жанр профайла Со-бытие с героем для долгосрочного проекта: как меняется функция журналиста и за чем необходимо следить. Правило “второй стороны”. Роль цитат в тексте. Как писать о человеке, если он отказывается с вами говорить. Может ли автор быть со-героем в тексте? Чтение к занятию: 1. Олеся Герасименко. "Я идеальный человек-Россия": рэпер Фейс от "Бургера" до Мандельштама https://www.bbc.com/russian/features-45440153 2. Роман Грузов. Бомбей в кость 3. Илья Жегулев. Корпорация Ходорковский Тема 7. Репортаж от первого лица Жанр «Это случилось со мной»: плюсы, минусы, подводные камни. Авторская интонация. 1. Роман Грузов. Из дома вышел человек http://bg.ru/society/iz_doma_vyshel_chelovek-8906/ 2. Темур Кигурадзе. Война в Грузии 2008 года: рассказ журналиста, оказавшегося в руках осетин https://www.bbc.com/russian/features-45090215 3. Илья Жегулев. Якорные инвестиции
  • Сторителлинг в нарративных играх
    Тема 1. Нарративные игры Ключевые характеристики нарративных игр. Роль игрока как слушателя и рассказчика. Феномен просмотра прохождений игры: летсплеи, стримы, спидраны, их аналоги в других медиа. Текст для разбора: North R. To Be or Not To Be. Breadpig, 2013. Игра для разбора: North R. To Be or Not To Be. Tin Man Games, 2015. Критическая литература: Hayles K. Writing Machines. The MIT Press, 2002. Holmes D. Mind Forever Voyaging: A History of Storytelling in Video Games. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2012. Sharp J. Works of a Game, The MIT Press, 2015. Тема 2. Роль игрока в нелинейном повествовании Основные типы игроков по таксономии Бартла. Цели игроков, условия выхода из игры и условия проигрыша. Разбор сторителлинга в дворовой игре на выбор (казаки-разбойники, города, городские квесты). Обсуждение домашнего задания. Тексты для разбора: Shaffer P. Equus (отрывок). Penguin Books, 1984. Шекспир У. Сон в Летнюю Ночь (отрывок). Белый город, 2010. Островский А. Гроза (отрывок). Азбука, 2011. Беккет С. В ожидании Годо (отрывок). Текст, 2009. Критическая литература: Bartle R. Designing Virtual Worlds. New Riders, 2003. Juul. J. The Art of Failure: An Essay on the Pain of Playing Video Games. The MIT Press, 2016. De Koven, B., The Well-Played Game: A Player's Philosophy, The MIT Press, 2013. Тема 3. Выбор в нарративных играх Гипертекст и ранние текстовые игры. Выборы на уровне истории, сюжета и сцены. Демонстрация и обсуждение нарративных приемов в современных играх. Подготовка к групповой работе: открытие пьесы, добавление выбора, создание условия. Игра для разбора: Wreden D., Pugh W. The Stanley Parable, Galactic Cafe, 2013. Критическая литература: Ensslin A. Literary Gaming. The MIT Press, 2014. Lindley C. Story and Narrative Structures in Computer Games. Опубликовано в Bushoff, Brunhild. Developing Interactive Narrative Content, 2005. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.119.797&rep=rep1&type=pdf Тема 4. Сюжет в системных играх Принципы построения истории в системных играх. Эмерджентный геймплей. Разбор примеров современных игр с эмерджентным геймплеем. Обсуждение личного опыта в системных играх, онлайн-играх и командном соревновательном спорте. Игра для разбора: Sam Barlow. Her Story. Sam Barlow, 2015. Критическая литература: Yu D. Spelunky. Boss Fight Books, 2016. Chmielarz A. Deciphering Her Story, Medium, 2015. URL: https://medium.com/@adrianchm/deciphering-her-story-b4544a75a7b2 Тема 5. Конфликт сюжета и игры Разбор нарративных приемов на примерах современных игр. Анализ роли аватара, роли игрового пространства и времени как нарративных приёмов. Людонарративный диссонанс и роль нарративного дизайнера. Тестирование проектов перед публичной демонстрацие. Игра для разбора: Giant Sparrow. What Remains of Edith Finch (отрывок). Annapurna Interactive, 2017. Критическая литература: Nitsche M. Video Game Spaces. The MIT Press, 2008. Alex Wade. Spatial Typologies of Games. EIC Serie Speciale, Anno III, nn. 5, 2009. URL: http://www.ec-aiss.it/monografici/5_computer_games/9_wade.pdf Тема 6. Демонстрация и обсуждение финальных проектов Демонстрация результатов работы в группах. Обсуждение финальных проектов, впечатления от опыта работы над сценарием игры.
  • Сторителлинг в комиксах
    Тема 1. Визуальный язык комикса. Основной понятийный аппарат комикса и повествования в комиксе. Производство комикса. Восприятие и анализ комикса как искусства последовательности (sequential art). Тексты для разбора: Чабон М. Приключения Кавалера и Клея. Пер. М. Кондратьева. Амфора, 2006. Критическая литература: Cohn N. The visual language of comics: Introduction to the structure and cognition of sequential images. Bloomsbury, 2013. Тема 2. Изображение и текст в комиксе, монтаж. Последовательность событий и их репрезентация в комиксе, возможности использования текста, линии и цвета в комиксе. Тексты для разбора: Макгуайр Р. Здесь. Пер. В.Шевченко. Corpus, 2015 Критическая литература: Cohn N. The visual language of comics: Introduction to the structure and cognition of sequential images. Bloomsbury, 2013. Mikkonen K. The narratology of comic art. Routledge, 2017. Тема 3. Супер-герои. Тело в комиксе. Телесность в комиксном повествовании: изображение человеческого тела, его возможностей и движения. Миф и супер-герои как неомиф. Порнография и хоррор в комиксе. Трансформация супергеройского мифа в постмодерне. Тексты для разбора: Миллер Ф. Арт: Миллер Ф., Варли Л. 300. Пер. С. Бережного. Амфора, 2015. Гейман Н. The Sandman. Песочный человек. Книга 1. Прелюдии и ноктюрны. Пер. И.Иванов. Азбука-Аттикус, 2015. Тема 4. Графический роман как жанр. Виды комиксов и графический роман как особый жанр: краткая история и теория. Сторителлинг в графическом романе. Развитие характера героя, время и пространство в комиксе. Комикс и диалог: от «Арчи» до «Скотта Пилигрима». Тексты для разбора: Айснер У. Контракт с Богом. Пер. Манн, Иванов и Фарбер, 2018. Критическая литература: Stein D., Jan-Noel T. From comic strips to graphic novels. De Gruyter, 2013. Baetens J, Frey H. The Graphic Novel: an introduction. Cambridge University Press, 2014. Тема 5. Метафикшен в комиксе. Особенности метаязыка в комиксе - уровень изображения, уровень текста, уровень монтажа. Тексты для разбора: Мур А. Хранители. Пер. М.Юнгер, И. Смирновой. Азбука-Аттикус, 2016. Bechdel A. Fun home: A family tragicomic. Mariner books, 2007. Критическая литература: Маклауд С. Понимание комикса. Пер. В. Шевченко. Белое яблоко, 2016.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на интерактивных лекциях
    Оцениваются правильность выполнения предлагаемых на занятии заданий, подготовленность студента к работе с заданными на дом текстами и активность участия в дискуссиях.
  • неблокирующий Самостоятельная работа студентов 1
    Ос1= 0ктз*0,5+Окз*0,5 Оценка за короткое творческое задание обозначается как Октз1, Октз2, Октз3 Оценка за ключевое задание раздела обозначается как Окз1, Окз2, Окз3. (ОКТЗ - Взятие интервью и создание монолога; трансформация разворота комикса в литературный текст) (ОКЗ - Раздел 1. Репортаж (3000-4000 знаков))
  • неблокирующий Самостоятельная работа студентов 2
    Ос2 = Одз1*0,2+Октз*0.3+Окз*0.5 Оценка за короткое творческое задание обозначается как Октз1, Октз2, Октз3 Оценка за ключевое задание раздела обозначается как Окз1, Окз2, Окз3. ОДз1 - домашнее задание. (ОКТЗ - Взятие интервью и создание монолога; трансформация разворота комикса в литературный текст) (ОКЗ - Сценарий нарративной игры - адаптация отрывков пьесы))
  • неблокирующий Самостоятельная работа студентов 3
    Ос3 = 0ктз*0,3+Окз*0,7 Оценка за короткое творческое задание обозначается как Октз1, Октз2, Октз3 Оценка за ключевое задание раздела обозначается как Окз1, Окз2, Окз3. (ОКТЗ - Взятие интервью и создание монолога; трансформация разворота комикса в литературный текст) (ОКЗ - Раздел 3. Мини-выпуск комикса по тексту автора (сценарная часть, без прорисовки, примерно 3 разворота))
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Работа на интерактивных лекциях + 0.3 * Самостоятельная работа студентов 1 + 0.3 * Самостоятельная работа студентов 2 + 0.3 * Самостоятельная работа студентов 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Симмонс А. - Сторителлинг. Как использовать силу историй - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 272с. - ISBN: 978-5-91657-507-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62262

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ryan, M.-L., & Thon, J.-N. (2014). Storyworlds Across Media : Toward a Media-Conscious Narratology. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780583
  • Кесенбери У., Брукс К. - Сторителлинг в проектировании интерфейсов. Как создавать истории, улучшающие дизайн - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 336с. - ISBN: 978-5-91657-714-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62367