• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Биография писателя ХХ века как исследовательская проблема

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Русская литература и компаративистика
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на ознакомление студентов с основными методами написания научной биографии, у них появится умение применять эти методы на практике, выработается собственный язык для написания научных исследований. У студентов выработается навык отбора и сортировки материала для собственных научных исследований. В результате освоения дисциплины «Биография писателя ХХ века как исследовательская проблема» студенты должен знать основные методы подхода к написанию научной биографии, ключевые русские научные биографии русских писателей ХХ века. Уметь анализировать и классифицировать научные биографии ХХ и ХХI вв., осознавать принципиальный междисциплинарный характер компаративных исследований, соотносить литературный ряд со смежными. Владеть навыками написания биографического очерка, навыками распознавания типов и видов биографий русских писателей, написанных в ХХ и ХХI вв.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основными методами написания научной биографии и умение применять эти методы на практике.
  • Выработка собственного языка для написания научных исследований.
  • Выработка навыков отбора и сортировки материала для собственных научных исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных методов подхода к написанию научной биографии;
  • Знание ключевых русских научных биографий русских писателей ХХ века;
  • Умение анализировать и классифицировать научные биографии ХХ и ХХI вв.
  • Умение осознавать принципиальный междисциплинарный характер компаративных исследований;
  • Умение соотносить литературный ряд со смежными;
  • Владение навыками написания биографического очерка;
  • Владение навыками распознавания типов и видов биографий русских писателей, написанных в ХХ и ХХI вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • "Герой" и биограф
    Тема 1. Проблема выбора «героя» для биографии Как выбирается «герой» для научной биографии. Желание автора и издательские запросы. Сверхизвестные и малоизвестные фигуры. Поиск баланса между биографией и творчеством в будущей биографии. Тема 2. Биограф: адвокат, прокурор, или бесстрастный наблюдатель? Проблема «вписанности» героя биографии во временной и пространственный контекст: личность vs. эпоха Проблема авторской позиции биографа, ее зависимость от устойчивой репутации героя книги. Как показывать героя? Сквозь призму его «внутренней» личности, или на фоне эпохи? Насколько подробно биограф должен говорить об окружении героя? (Предполагается, что ко всем семинарам каждый из магистрантов будет составлять по три – четыре вопроса, исходя из собственных интересов).
  • Подбор материала для биографии и способы работы с ним
    Тема 3. Подбор материала для биографии: способы и проблемы. Проблема проверки подлинности источников. Биограф как Шерлок Холмс Подбор материала: автобиографии, интервью, документы эпохи, воспоминания, письма, дневники, etc. Книжные и интернет-источники. Общение с информантами. Сверка различных вариантов воспоминаний об одном и том же событии. Тема 4. Концептуализация vs. необходимость учитывать все известные факты Биография и биографическая хроника: сходство и различия. Этапы формирования концепции биографического исследования. Проблема выбора названия для биографии. Концепция биографа в соотношении с самопрезентацией автора. Тема 5. Язык исследования: беллетристические vs. научные биографии Плюсы и минусы научной и беллетристической биографии. Проблема выработки научного языка, наиболее полно выражающего личность исследователя. Разбор фрагментов беллетристических (например, булгаковская биография Мольера) и научных биографий (например, биография М. Булгакова, написанная М. О. Чудаковой).
  • Моральные и правовые проблемы, возникающие при написании биографий
    Тема 6. Моральные проблемы биографа: должен ли биограф о чем-то умалчивать? Может ли биограф что-то домысливать? Принципы отбора материала для биографии. Проблема достоверности мемуарных и дневниковых источников. Биография писателя начала ХХ века vs. биография писателя второй половины ХХ века. Есть ли моральные ограничители, останавливающие биографа при публикации той или иной информации? Тема 7. Правовые проблемы, возникающие при написании биографий о писателях ХХ века: проблема авторского права Знакомство с этапами формирования авторского права в России. Что может юридически помешать биографу опубликовать ту, или иную информацию о своем герое? Проблема подбора иллюстраций к книге и согласования авторских прав. Юридические и иные проблемы взаимодействия автора биографии с издательством, где он выпускает книгу, а также с корректорами и редакторами.
  • Обсуждение фрагментов биографий, написанных магистрантами
    Тема 8. Коллективное обсуждение и детальная (корректная) критика эссе, написанного магистрантом (концептуальность, научность, деликатность исследователя, правильность оформления ссылок. Язык эссе – детальный анализ).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговая работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Итоговая работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман, Ю. М., Егорова, Б. Ф., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Caine, B. (2010). Biography and History. [N.p.]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1523180