• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

История русской литературы

Статус: Курс адаптационный (Литературное мастерство)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Литературное мастерство
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

"История русской литературы" относится к адаптационной части базового учебного плана, которая призвана сформировать у магистрантов, не имеющих высшего гуманитарного образования, понятийный аппарат, а также систему знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для дальнейшего успешного освоения магистерской программы. Цель изучения дисциплины — приобретение и систематизация знаний об истории русской литературы и принципах ее изучения, а также освоение первичных академических навыков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование единого понятийного и аналитического филологического аппарата у слушателей программы, в особенности не имеющих высшего гуманитарного образования
  • овладение студентами основными сведениями из истории русской классической литературы XVIII – XIX вв.
  • формирование у студентов представлений о закономерностях литературного процесса и их неразрывной связи с историческим контекстом и социо-культурной ситуацией
  • освоение работы с разными филологическими концепциями истории русской литературы, в том числе навыков историко-литературного комментирования художественного текста
  • развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы развития истории русской литературы, влаеет концептуальным и понятийным аппаратом современной филологии и социологии литературы, знает различные подходы к анализу текстов
  • Владеет навыками анализа литературных текстов XVIII века, знает особенности устройства литературного поля 1750-х - 1790-х гг. и основные современные исследовательские подходы к проблеме
  • Знает базовые факты истории литературы 1800-1810-х гг., владеет различными подходами к анализу текста и языка литературных произведений
  • Знает факты понятия истории литературы, владеет различными подходами к анализу текстов, в том числе анализирует тексты с опорой на историю эмоций
  • Знает основные факты жизни и творчестве Пушкина, умеет применять подходы истории и социологии литературы к этому материалу, владеет инструментарием теории литературных репутаций
  • Знает базовые факты истории литературы конца 1830-х - 1840-х годов, владеет различными подходами к анализу текстов Лермонтова и Гоголя
  • Знает базовые понятия истории и социологии литературы на материале 1840-х годов, владеет различными подходами к анализу текстов (физиологический очерк)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение русской классической литературы: история и хронология, понятия и концепции. Основные события и имена
    Значение периода в истории русской литературы и культуры. Проблемы периодизации и типологии. Ключевые события; основные понятия (романтизм, реализм; национальное, имперское) и их критика. Подходы к описанию и изучению русской литературы XVIII–XIX вв. Россия и Европа: ориентация на европейские образцы и формирование национального литературного канона. Литература и публичная сфера, формирование институтов литературы и трансформации общественного самосознания: государство, общество и литература.
  • Начало новой русской литературы: XVIII в.
    Основные имена (Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. Державин). Система жанров. Язык русской поэзии XVIII в. и его эволюция. Социальный статус литературы. Рождение русской прозы: Н. М. Карамзин.
  • Литературные общества и литературные полемики 1800 – 1810-х годов: эволюция роли литературы, проблемы языка и жанров.
    Статус литературы в 1800-е – 1810-е гг.: сходства и различия по отношению к XVIII в. Рождение национального канона (Ломоносов, судьба позднего Державина). Литературные объединения. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас»: содержание полемики и ее роль для развития русской поэзии (Жуковский, Батюшков, Пушкин). Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (ВОЛСНХ); Вольное общество любителей российской словесности (ВОЛРС, «Ученая республика»). Журналы, альманахи, газеты и их роль в перегруппировке литературных сил. Предметы полемики: вопросы языка, стиля, жанров.
  • Новая эмоциональность и «элегическая школа».
    Андрей Тургенев и его литературная деятельность. Поэзия Батюшкова и Жуковского: «школа гармонической точности». Вхождение в литературу пушкинского поколения.
  • Пушкин в литературном поле 1820-х годов: творческая эволюция и формирование литературной репутации.
    Литературная репутация как историко-литературная проблема. Статус Пушкина в русской культуре. Творческий путь Пушкина и становление его литературной репутации. «Союз поэтов»: Баратынский и Дельвиг. Бестужев, Рылеев, Кюхельбекер – собеседники и критики Пушкина. Эволюция Пушкина на фоне распада жанровой системы и обновления поэтического языка. Пушкин как первый и главный национальный гений.
  • М. Ю. Лермонтов и его место в истории русской поэзии. Поэтическая репутация Лермонтова и трансформации литературного поля в начале 1840-х гг.
    Поэзия Лермонтова в историко-литературном контексте. Периодизация творчества Лермонтова. Концепция Б. М. Эйхенбаума. Особенности поэтики и стилистики лермонтовской лирики. Проза Лермонтова и Гоголя на фоне эволюции жанра повести в 1830-е – 1840-е гг.
  • Эпоха 1840-х годов: эстетика и структура литературного поля
    Наступление прозы. Проблема «реализма» как понятия. Малые жанры: повесть, физиологический очерк. «Гоголевское направление» в интерпретации Белинского и новые прозаики. «Физиология Петербурга» как эстетический и институциональный манифест. «Гении» и «обыкновенные таланты».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Блицевые работы на знание текстов и основных понятий истории литературы
  • неблокирующий Доклады по статьям и участие в работе семинара
  • неблокирующий Итоговая письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Блицевые работы на знание текстов и основных понятий истории литературы + 0.3 * Доклады по статьям и участие в работе семинара + 0.5 * Итоговая письменная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kahn, A., Lipovet︠s︡kiĭ, M. N., Reyfman, I., & Sandler, S. (2018). A History of Russian Literature (Vol. First edition). Oxford, U.K.: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1776323
  • Белинский В. Г. - О ПУШКИНЕ, ЛЕРМОНТОВЕ, ГОГОЛЕ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 326с. - ISBN: 978-5-534-09211-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/o-pushkine-lermontove-gogole-427443
  • Белинский В. Г. - СТАТЬИ О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ИЗБРАННОЕ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 348с. - ISBN: 978-5-534-08666-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/stati-o-russkoy-literature-izbrannoe-437814
  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман Ю. М., 2011
  • История русской литературы XVIII века : Учебник для Вузов, Лебедева О. Б., 2000
  • Лермонтов М. Ю. - СТИХОТВОРЕНИЯ И ПОЭМЫ. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 265с. - ISBN: 978-5-534-12175-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/stihotvoreniya-i-poemy-geroy-nashego-vremeni-446984
  • Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман Ю. М., Егорова Б. Ф., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Избранные труды, Вацуро В. Э., 2004
  • Косицин, А. (2008). Физиология Петербурга В Сборнике-Манифесте Писателей «Натуральной Школы». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AD2503D2
  • Манн, Ю. (2012). Гоголь И Утопический Социализм (Штрихи К Теме). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F8EF3D62
  • Подлевских, Т. (2012). Проблема Читательского Восприятия В Программе «Натуральной Школы» (На Материале «Физиологических» Очерков 1840-1850-Х Гг.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFA5EEFC