• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2019/2020

Техники анализа и интерпретации в различных школах литературоведения. Понятие о литературном каноне

Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Современная филология в преподавании литературы в школе
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет историю интерпретаций русской классики от критики начала XIX века до новейших литературоведческих исследований. Знакомит с приемами анализа поэтических и прозаических художественных текстов - прежде всего входящих в "школьный канон".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Техники анализа и интерпретации в различных школах литературоведения» являются овладение студентами основными приемами анализа и интепретации литературных произведений (прежде всего, входящих в школьную программу). В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - об истории интерпретаций и приемах анализа литературных произведений школьной программы XVIII – XXI веков; - важнейшие научные и внутрилитературные интерпретации текстов входящих в школьную программу по литературе; - основные вехи истории русской литературы; - биографии авторов ключевых текстов, содержание и особенности поэтики этих текстов; уметь: - сопоставлять различные принципы интерпретации и анализа текста, предлагать собственную целостную характеристику отдельного произведения, группы произведений одного автора, определенного этапа развития литературы; - адекватно понимать, корректно анализировать, комментировать и интерпретировать прочитанный художественный текст; - устанавливать связи между текстом и историко-культурологическим контекстом; - сопоставлять тексты по выбранным основаниям, соотносить их с текстами предшествующими, синхронными и последующими; владеть: - основными подходами к интерпретации и приемы анализа литературных произведений, входящих в школьную программу; - навыками комментирования и интерпретации литературных текстов на основе существующей традиции и собственного опыта, применяя полученные умения в собственной педагогической практике; - навыками корректного изложения прочитанного, историко-культурологического комментария художественного текста, адекватного реферирования литературоведческих трудов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Использование при анализе и интерпретации текста (в собственных исследованиях и педагогической практике) классических работ Ю. Лотмана, М. Гаспарова, М. Чудаковой и др.
  • Использование интерпретаций критиков 19 века в практике школьного обучения
  • Использование в анализе текста приемов и методов формальной школы
  • Использование в исследовательской и педагогической практике новейших работ по анализу и интерпретации художественного текста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные подходы к исследованию литературы во второй половине ХХ века
    Комментирование изданий русской классики и работы исследователей 1930-х – 1990-х годов. Формирование особенностей научного комментария к изданиям собраний сочинений Пушкина, Толстого, Достоевского, книжных серий «Библиотеки поэта», «Литературных памятников», издание «Литературного наследства». Отдельные издания научных комментированных произведений школьной программы (Ю.М. Лотман, Г.Винокур, В.Э. Вацуро, С. Белов, Л. И. Соболев) Работы Ю.М. Лотмана по истории русской литературы, анализу текста, комментированию интерпретации русской классики XVIII-XX веков. Восстановление контекста культуры эпохи для интерпретации текста. Понятие о структуре поэтического текста. Взгляд на текст в культуре через призму семиотики. Работы о Карамзине. Работы о Пушкине. Работы о Тютчеве. Исследования русского символизма и постсимволизма. Работы Д.Е. Максимова , З. Г. Минц, А.В. Лаврова, Н.А. Богомолова в приложении к интрепретациям текстов А. Блока и других русских поэтов ХХ века в контексте поэтики, литературной традиции, контекста эпохи. Исследования по «поэтике выразительности». Работы А. Жолковского о Л. Толстом, М. Зощенко, Б. Пастернаке. «Обстоятельства великолепия». Работы Ю. Щеглова об А. Ахматовой и А. Чехове . Работы М.Л. Гаспарова о поэтах, поэтике и стиховедении. «Школа» К. Тарановского, работы о «подтекстах» в поэзии акмеистов. Приемы анализа и интерпретации поэтического текста в работах М. Гаспарова. Понятие «семантического ореола метра». Работы по эволюции поэтики Цветаевой и Мандельштама. Принципы описания стиха и идиостиля А. Ахматовой, В. Маяковского, Б. Пастернака, О. Мандельштама. «Подтекстный» анализ в поэтике акмеистов в школе Тарановского. Исследования художественного мира автора, авторская стратегия и художественная идеология. Мотивный анализ: работы А.П. Чудакова, Б.М. Гаспарова, И. Шевеленко. Работы А.П. Чудакова о поэтике и художественном Чехова, о «вещном мире» Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского и Чехова. Б.М. Гаспарова о «поэтике быта» в творчестве Пастернака. Интерпретация литературы в политическом контексте: работы Л. Флейшмана, М. Петровского, М.О. Чудаковой. Роль восстановления реалий советского прошлого в интерпретации произведений О. Мандельштама, Б. Пастернака, А. Ахматовой, М. Булгакова.
  • Интерпретация художественного текста в литературной критике XIX века
    Критика первой половины XIX века: интерпретации Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Статьи В.Г. Белинского о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. Литературные споры вокруг «Мертвых душ». Белинский – интерпретатор литературы и русской литературной истории XVIII – начала XIX века. Характеристики Карамзина и Жуковского. Объяснение творчества Пушкина. Главные черты творчества Лермонтова, Гоголя и Достоевского в оценке Белинского. Литературные споры вокруг «Мертвых душ».Интерпретация Гоголя в статьях П. Вяземского, К. Аксакова, С. Шевырева, Ап. Григорьева. Литература второй половины XIX в критике. Русская литература середины XIX века в современной критике. Статьи Н. Чернышевского и Н. Добролюбова, Ап. Григорьева о Тургеневе, Островском.
  • Анализ и интерпретация литературных текстов в работах современных филологов
    Исследования творчества М. Цветаевой в работах И. Шевеленко. Принципы поэтики Б. Пастернака в работах А. Жолковского. Анализ творчества С. Есенина, О. Мандельштама, В. Ерофеева и литературы для детей в работах О. А. Лекманова. Анализ творчества А. Солженицына в работах А.С. Немзера
  • Наука о литературе конца XIX – начала ХХ века и критика рубежа XIX – XX веков
    Наука о литературе в второй половине XIX века. Исследователи биографий русских писателей. Наука о литературе в второй половине XIX века: Веселовский. Исследователи биографий русских писателей: Анненков, Висковатов, Грот. Интерпретации литературы в работах критиков конца XIX начала XX веков. Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, И.Ф. Анненский как участники современного литературного процесса и интерпретаторы русской литературы. Формалисты законах истории литературы, подходы к изучению поэтического языка, работы о писателях XIX века, характеристики творчества поэтов современников. Понятие «приема» в литературе. Понятие о литературной эволюции у Тынянова и Эйхенбаума. Понятие «сдвига» и «пародии». Тыняновское понятие «тесноты стихового ряда». Характеристика современной поэзии в статье «Промежуток». Тынянов о Пушкине и Некрасове. «Как сделана «Шинель» Гоголя». Работы Эйхенбаума о Толстом. Понятие «интонации» и «значений» в поэзии. Эйхенбаум об эволюции поэзии Некрасова. Опыт характеристики Ахматовой. Работы В.Я. Проппа о волшебной сказке. А. Белый как исследователь Гоголя. Понятие о «фикции», сюжете Гоголя, принципах композиции, языке, фантастическом. Интерпретация темы взаимоотношений с текстами Пушкина. С. Эйзенштейн и Пушкине и Гоголе. Система представлений Бахтина в применении к интерпретации «Преступления и наказания». М.М. Бахтин и его подходы к исследованиям Ф.М. Достоевского. Система представлений Бахтина в применении к интерпретации «Преступления и наказания».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий реферат
    пересдается не позднее чем за 10 дней до сессии
  • неблокирующий экзамен
    по общим правилам университета
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * реферат + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Есин А.Б. — Литературоведение. Культурология : Избранные труды: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-89349-454-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/91622
  • - Крылов В.Н. — Русская литературная критика: проблемы теории, истории и методики изучения: монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-2523-8 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/91026
  • - Полякова Л.В. — Литературоведение. Введение в научно-исследовательскую практику, проблематику и терминологию - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - ISBN: 978-5-9765-2479-8 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/72679
  • Белинский В. Г.-ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ-М.:Издательство Юрайт,2019-237-Антология мысли-978-5-534-02448-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/izbrannye-sochineniya-437336
  • Белинский В. Г.-О ПУШКИНЕ, ЛЕРМОНТОВЕ, ГОГОЛЕ-М.:Издательство Юрайт,2019-326-Антология мысли-978-5-534-09211-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/o-pushkine-lermontove-gogole-427443
  • Белинский В. Г.-СТАТЬИ О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ИЗБРАННОЕ-М.:Издательство Юрайт,2019-348-Антология мысли-978-5-534-08666-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/stati-o-russkoy-literature-izbrannoe-437814
  • Мещеряков В. П., Козлов А. С., Кубарева Н. П., Сербул М. Н. ; Под общ. ред. Мещерякова В.П.-ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-381-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-07660-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vvedenie-v-literaturovedenie-osnovy-teorii-literatury-431991
  • Пастернак и современники : биография. Диалоги. Параллели. Прочтения, Поливанов К. М., 2006
  • Проза. Поэзия. Поэтика. Избранные работы / Ю.К. Щеглов; Сост. А.К. Жолковский, В.А. Щеглова. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 576 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-964-9, 1500 экз.
  • Тынянов Ю. Н.-ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОЭТИКА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ-М.:Издательство Юрайт,2019-353-Антология мысли-978-5-534-08758-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-literatury-poetika-izbrannye-trudy-437742

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русская литература XX века : Школы, направления, методы творческой работы: Учебник для вузов, Лотман М. Ю., Минц З. Г., 2002
  • Щеглов, Ю. К., & Жолковский, А. К. (1987). Poetics of Expressiveness : A Theory and Application. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=407387