• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Немецкий язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Ассириология)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 138

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс предназначен для студентов-востоковедов, обучающихся по программам бакалавриата в Институте Классического Востока и Античности НИУ ВШЭ. В связи с наличием развитой научной востоковедной традиции и обширной литературы на немецком языке уже на начальном этапе обучения от студентов-востоковедов ожидается умение достаточно бегло читать и понимать немецкие тексты по выбранной специальности. Эффективное ведение учебного процесса по данной программе предполагает – помимо стандартного интенсивного изучения грамматики – еженедельное комментированное чтение (с подробным грамматическим анализом) неадаптированных научно-популярных текстов и научных статей, энциклопедий, грамматических описаний, словарей, а также современной прессы на немецком языке. Особый акцент делается на отработке общей и специальной (научной) лексики и характерных для данных текстов выражений, оборотов и грамматических конструкций. Студенты знакомятся также с рецензиями и представлениями книг на немецком языке и особенностями ведения немецкой деловой корреспонденции в сфере науки. В основные задачи курса входит развитие у студентов таких навыков, как беглое чтение разных типов текстов по специальности, выделение основных идей текста и составление резюме на русском и немецком языках, написание аннотаций к книгам, умение вести научную переписку и составлять заявки для участия в конференциях или получения стажировки, умение вести устную беседу в области изучаемой специальности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студента с основными грамматическими явлениями немецкого языка, в частности различными синтаксическими конструкциями (не только базовыми, но и сложными, что обеспечивает правильное понимание серьезной научной литературы), с лексикой и устоявшимися выражениями (как обиходного, так и научного языка), в короткий срок выработать у студентов умение читать словари, грамматики, энциклопедии и другую релевантную научную литературу, написанную на немецком языке, научить навыкам письменной научной и устной обиходной речи в пределах изученной тематики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • применение фонетических и фонологических особенностей немецкого языка, знание правил чтения; умение бегло читать вслух немецкие тексты
  • применение форм местоимений и артиклей; умение правильно интерпретировать формы в тексте; умение читать тексты по специальности (грамматики), умение анализировать научный текст на немецком языке; умение извлекать информацию из письменного научного текста; умение порождать формы. Знание лексики на темам: географические термины; лингвистическая терминология
  • владение морфологией имени существительного, прилагательного, числительного; умение читать тексты по специальности (словари, энциклопедии); умение анализировать научный текст на немецком языке, правильно интерпретировать формы в тексте; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение порождать формы. Знание лексики на темам: древняя история, древнейшая история; природа
  • владение морфологией глагола, умение правильно интерпретировать глагольные формы в тексте; умение научно-популярные тексты по специальности; умение анализировать научный текст на немецком языке, выделять и понимать грамматические конструкции; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение порождать формы. Знание лексики на темам: экономика и хозяйство в древности; литературоведческие термины
  • применение предлогов немецкого языка, знание основных элементов синтаксиса простого и сложного предложения; умение находить в тексте и верно интерпретировать придаточные;
  • умение бегло читать тексты по специальности (научные статьи, научно-популярные тексты); умение анализировать научный текст на немецком языке, четко понимать грамматические конструкции, знать лексические и стилистические особенности немецкой научной речи; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение создавать текст. Знание лексики на темам: материальная культура и археология; обороты научной речи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1: Фонетика и орфография.
    Фонетико-фонологическая система немецкого языка, выработка основных навыков произношения и аудирования. Алфавит, основные черты орфографии, «правила чтения».
  • Тема 2: Морфология артиклей и местоимений.
    Склонение и употребление неопределенного и определенного артиклей. Употребление артикля при названиях стран. Отрицательный артикль kein: склонение и употребление. Склонение и употребление притяжательные и указательных местоимений. Склонение мест-й derselbe и derjenige. Склонение и употребление вопросительных местоимений. Склонение личных местоимений. Безличные местоимения. Отрицательные местоимения. Возвратное местоимение sich. Неопределенные местоимения. Склонение относительных местоимений. Безличные местоимения.
  • Тема 3: Морфология имени. Количественные и порядковые числительные.
    Пять типов образования множественного числа существительных, их связь с родом (знать слова из списков die Hand etc). Cклонение существительных. Женский, сильный и слабый тип склонения. Переходная группа в склонении. Склонение существительных во множественном числе. Склонение субстантивированных прилагательных и причастий. Склонение прилагательных. Принципы выбора типа склонения (тенденция к недублированию грамматической информации). Сильный, слабый и смешанный тип склонения. Склонение прилагательных во множественном числе. Лексемы, позволяющие склонять прилагательное по тому или иному типу. Степени сравнения имен прилагательных и наречий. Числительные: количественные и порядковые. Обозначение времени. Даты. Обозначение времени суток, дней недели, названия месяцев; используемые предлоги.
  • Тема 4: Морфология глагола.
    Три основные формы глагола: участие их в образовании временных и залоговых форм. Образование трех основных форм и формы 3 л. ед.ч. презенса разных глаголов: слабых (machen, arbeiten...), сильных (liegen, kommen ...), глаголов с неотделяемыми приставками (bekommen...), глаголов с отделяемыми приставками (einladen...), модальных глаголов (wollen...), глаголов на -ieren (passieren...), смешанных глаголов (brennen и т.д.), нерегулярных глаголов (sein, haben, werden, gehen, stehen, tun, bringen). Образование и употребление временных форм глагола (презенс, претерит, перфект, плюсквамперфект, футур I). Cпряжение глаголов во всех временных формах. Презенс: особенности образования форм презенса у разных глаголов, изменение корневых гласных сильных глаголов во 2 и 3 лице ед. ч. презенса, употребление форм презенса. Претерит: особенности спряжения глаголов в претерите (окончание 1 л. ед.ч. = 3 л. ед.ч.), употребление форм претерита. Перфект: образование форм, выбор вспомогательного глагола (haben или sein) при перфекте, употребление перфекта. Плюсквамперфект: образование, выбор вспомогательного глагола, употребление. Будущее время (Futur 1): образование форм и употребление. Залог: образование и употребление форм пассива действия и пассива состояния. Образование форм повелительного наклонения, особенности разных глаголов. Модальные глаголы: формы, особенности спряжения в презенсе, значение и употребление, порядок слов в предложениях с модальными глаголами.
  • Тема 5. Предлоги в немецком языке. Синтаксис. Словообразование.
    Управление предлогов. Предлоги, управляющие всегда дательным, винительным и родительным падежом. Слияние предлогов с артиклем. Предлоги, управляющие дательным и винительным падежом в зависимости от контекста. Пары переходных и непереходных глаголов, близких по форму и значению (stehen - stellen, sitzen – setzen, liegen - legen, hängenсильн. - hängenслаб.). Связь переходности с выбором падежа при предлоге и с типом спряжения. Прямой и обратный порядок слов в самостоятельном и главном предложе- ниях. Понятие глагольной рамки. Порядок слов в придаточных предложениях (придаточное после или перед главным). Некоторые типы придаточных (союзы; употребление союзов als и wenn при временных придаточных, придаточные цели с damit и целевые инфинитивные обороты с um...zu, использование союзов weil и da в придаточных причины, придаточные определительные). Условная конструкция, выражаемая обратным порядком слов. Вопросительное предложение, общий и частный вопрос. Отрицание: частное и общее отрицание, частное отрицание неопределённой именной группы (kein). Словообразование. Сложные существительные (Komposita), синонимия с генитивной конструкцией. Словообразование существительных, прилагательных и наречий. Продуктивные суффиксы и словообразовательные модели.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельные работы
  • неблокирующий Контрольные работы
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе zoom https://zoom.us/j/4040248287?pwd=dU5tWElNdEFndVl4NHhlTTRZTkFudz09(Идентификатор конференции: 404 024 8287, Пароль: Deutsch). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон, иметь под рукой тексты, прочитанные за период с января по июнь 2020. Во время экзамена студентам запрещено: отключать видеокамеру, консультироваться с другими лицами, пользоваться чужими материалами. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными материалами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена период до 5 минут (нарушение аудио, видео, зависание или полная потеря связи). Долговременным нарушением связи во время экзамена считается период более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи (студент получает другой текст для ответа).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Контрольные работы + 0.4 * Самостоятельные работы
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Контрольные работы + 0.2 * Самостоятельные работы + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Themen neu 1 : Kursbuch, Aufderstrasse, H., 2001
  • Практическая грамматика немецкого языка : учебное пособие / М.М. Васильева, М.А. Васильева. — 15-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 255 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_5aa7dcf056bac1.36487196. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055786

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Schritte: Ubungsgrammatik, Gottstein-Schramm, B., 2010