Магистратура
2019/2020
Лидерство
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Стратегический менеджмент в топливно-энергетическом комплексе)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра общего и стратегического менеджмента
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 2 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Филонович Сергей Ростиславович
Прогр. обучения:
Стратегический менеджмент в топливно-энергетическом комплексе
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
16
Программа дисциплины
Аннотация
Программа направлена на усвоение студентами сущности и методов научного подхода к теоретическому и практическому решению проблем лидерства в организациях на всех уровнях управления. Курс "Лидерство" является принципиально важным для освоения навыков работы с людьми, построения работы в команде, взаимодействий между подчиненными и руководством.
Цель освоения дисциплины
- Программа направлена на: - освоение знаний об основных концепциях, теоретических подходах и понятиях в области лидерства, - знакомство с проблемами лидерства в современном менеджменте, - формирование представления о том, как можно развивать лидерские качества и осваивать разнообразные стили лидерства, в том числе лидерство в критических ситуациях, - развитие навыков сбора, анализа и интерпретации данных по теме дисциплины из открытых источников; - овладения навыками использования методик оценки лидерских качеств.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные теории и понятия теории организации, организационного поведения, стратегического управления, психологической, социологической и экономической теории.
- Уметь выявлять, формулировать и критически оценивать актуальные проблемы раз-вития организации в сфере менеджмента и управления человеческими ресурсами.
- Иметь навыки поиска и работы с современной научной литературой, использования современных технических средств и информационных технологий для обработки информации в соответствии с поставленной задачей
- Знать основные методы измерения эффективности деятельности и процессов
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1 Введение. Причины внимания к проблеме лидерства в современном менеджментеВ теме рассматриваются: - Изменения в среде бизнеса. Отход от высоких вертикальных структур. - Искусственность дилеммы «менеджер – лидер». - Лидерство и командообразование. - Национальная специфика лидерства.
- Тема 2 Личность и ее характеристикиВ теме рассматриваются: -Понятие личности. Характеристики личности (Локус контроля, самоэффективность и пр.). - Структура личности («окно Джохари»). - Типология личности. Предпочтения в межличностных отношениях (FIRO-B). - Система ценностей личности. «Парадокс успеха» и проектирование успеха личности. - Понятие об эмоциональном интеллекте по Д.Гоулману
- Тема 3 Личность и ее характеристикиВ теме рассматриваются: - Лидер и руководитель. Критерии эффективности. - Модель «Профиля успеха» как инструмента анализа, структурирования и целепо-лагания. - Типология личности. Тест MBTI. - Эмоциональный интеллект и «периодическаясистема» эмоций по Дж.Майер, П.Саловей. Практическое упражнение
- Тема 4: Определение лидерства. Лидерство как поведениеВ теме рассматриваются: - Лидерство как позиция. Лидерство как процесс. Взаимосвязь двух определений ли-дерства. - Причины неудачи создания теории лидерских качеств. - Поведение как основа лидерства. Возможности освоения лидерского поведения.
- Тема 5: Ситуационное лидерство. Проблема преемственности лидерстваВ теме рассматриваются: - Причины возникновения ситуационных теорий лидерства. - Модель ситуационного лидерства Херси-Бланшара. Возможности и ограничения модели. Сочетание модели Херси-Бланшара и модели жизненного цикла организа-ции И.Адизеса. - Проблема преемственности лидерства. Два подхода к преемственности: долгосроч-ное и краткосрочное лидерство.
- Тема 6: Модель «двигателя лидерства» Н.Тичи и ее следствияВ теме рассматриваются - Классификация успешных компаний. - Специфика компаний-победителей: лидеры на всех уровнях управления. - Концепция передаваемой точки зрения. - Лидер как наставник. Навык storytelling.
- Тема 7: Лидерство в критических ситуацияхВ теме рассматриваются: - Стереотипность поведения человека в критических ситуациях. Типичные реакции на стресс. - Особенности эффективного поведения в критической ситуации: отказ от стереоти-пов. - Способы освоения эффективных форм поведения в условиях стресса.
Элементы контроля
- Ролевые игры, ответы на вопросы
- экзаменФорма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме теста с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструментов (ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру, микрофон; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для расчетов. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (II семестр)0.4 * Ролевые игры, ответы на вопросы + 0.6 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bowen, P. W. (2019). Emotional Intelligence : Does It Really Matter?: a Guide to Coping with Stressful Experiences. Wilmington, Delaware, United States: Vernon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2206940
- Cervone, D. (2016). Personality : Theory and Research (Vol. Thirteenth edition). Hoboken, NJ: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1639397
- Dogra, A. S., & Dixit, V. (2019). The Role of CQ, EQ and SQ in Shaping Leadership Competence in Context to Transformational Leadership. International Journal on Leadership, 7(2), 1–8. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=137637137
- Dolina, N. V. (2016). Психоаналитический Взгляд На Эмоциональное Лидерство ; Psychoanalytic Approach to Emotional Leadership. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.46B37FB8
- Don Rauf. (2017). Personality. [N.p.]: National Highlights Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1930344
- Edmondson, M. (2016). Success : Theory and Practice (Vol. First edition). New York, New York [222 East 46th Street, New York, NY 10017]: Business Expert Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1194302
- Goodwin, D. K. (2018). Leadership : In Turbulent Times. [New York]: Simon & Schuster. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1967578
- Howard S. Friedman, & Miriam W. Schustack. (2013). Personality: Pearson New International Edition : Classic Theories and Modern Research. Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418091
- Howieson, W. B. (2019). Leadership : The Current State of Play (Vol. First edition). Bingley, UK: Emerald Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1980257
- Marques, J. (2016). Leadership : Finding Balance Between Ambition and Acceptance. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1286927
- Mayer, J. D. (2017). Personality : A Systems Approach (Vol. Second edition). Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1534905
- Ogulnick, S. (2015). Leadership : Power and Consequences. New York: Morgan James Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=957383
- Pendleton, D., & Furnham, A. (2016). Leadership: All You Need To Know 2nd Edition (Vol. Second edition). Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1242735
- Veldsman, T. H., Johnson, A. J., & Madonsela, T. N. (2016). Leadership : Perspectives From the Front Line. Randburg, South Africa: KR Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1365514
- Weiner, M. L., Goldstein, A. P., & Krasner, L. (2016). Personality: The Human Potential : Pergamon General Psychology Series. Saint Louis: Pergamon. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1258380
- Балабанова Евгения Сергеевна, & Деминская Вероника Эдуардовна. (n.d.). Руководитель Как Трансформационный Лидер: Роль Личностных Качеств И Управленческих Практик. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2frukovoditel-kak-transformatsionnyy-lider-rol-lichnostnyh-kachestv-i-upravlencheskih-praktik
- Густоварова Кристина Михайловна, Gustovarova Kristina Mikhailovna, Попова Анна Анатольевна, & Popova Anna Anatolevna. (2018). Организационное лидерство: понятие и сущность. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.19D29D50
- Каримова, Г. (2013). Руководитель И Лидер, Сходства И Различия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.618866BD
- Каримова, Г. (2013). Руководитель И Лидер, Сходства И Различия. Экономика и Управление: Анализ Тенденций и Перспектив Развития, (8). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15070772
- Кудрявцева, А. Ф., & Юферева, М. Ю. (2015). Команда и лидерство в организации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.94DD99AF
- ПАВЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ. (2015). Как Решить Проблему Сохранения Лидерства В Управлении Организацией? Лидерство и Менеджмент, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16672949
- Сергучев Петр Андреевич, & Serguchev Petr Andreevich. (2017). Внутрифирменное лидерство и руководство в организации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8B53EEDB
- СОКЕРИНА С.В. (2016). Развивающее Лидерство В Процессе Создания Инновационной Активности Предприятия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F8E8C4E6
- Тоторкулов И.И., & Калашникова Е.Ю. (2014). Концепции Ситуационного Лидерства. Современные Проблемы и Тенденции Развития Экономики и Управления в XXI Веке, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16025314
- Хазова, С. (2010). Лидерство Как Фактор Совладающего Поведения. Вестник Костромского Государственного Университета Им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные Науки: Педагогика. Психология. Социальная Работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14017867
- ЦВЕТКОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, & ПЛЕШАКОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА. (2015). Анализ Патологий Менеджмента На Стадиях Жизненного Цикла Организации. Учет. Анализ. Аудит, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16506671
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ciulla, J. B., Knights, D., Mabey, C., & Tomkins, L. (2018). Guest Editors’ Introduction: Philosophical Approaches to Leadership Ethics II: Perspectives on the Self and Responsibility to Others. Business Ethics Quarterly, 28(3), 245–250. https://doi.org/10.1017/beq.2018.16
- D’Agostino, A., & Skloot, G. (2020). Predicting Personality : Using AI to Understand People and Win More Business. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2294871
- Gerpott, F. H., Lehmann-Willenbrock, N., Voelpel, S. C., & van Vugt, M. (2019). It’s Not Just What is Said, but When it’s Said: A Temporal Account of Verbal Behaviors and Emergent Leadership in Self-Managed Teams. Academy of Management Journal, 62(3), 717–738. https://doi.org/10.5465/amj.2017.0149
- Irmscher, M. (2019). The Interface Function of Thinking Styles between Personality and Intelligence. World Journal of Education, 9(1), 79–91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1203931
- Lester, D. (2019). Theories of Personality : A Systems Approach. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2038622
- Maass, V. S. (2019). Personality Disorders: Elements, History, Examples, and Research. Santa Barbara, California: Praeger. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1996425
- Osborne, C. (2015). Leadership (Vol. [New edition]). New York, NY: DK. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=979505
- Peng, J., Wang, Z., & Chen, X. (2019). Does Self-Serving Leadership Hinder Team Creativity? A Moderated Dual-Path Model. Journal of Business Ethics, 159(2), 419–433. https://doi.org/10.1007/s10551-018-3799-0
- Sahinoz, S., Yaprak, U., & Sahinoz, T. (2019). Employees’ opinions on critical success factors and performance criteria in disaster and emergency management. Pakistan Journal of Medical Sciences, 35(6), 1636–1641. https://doi.org/10.12669/pjms.35.6.778
- Schimpfössl, E. V. (DE-588)1164384511, (DE-627)1028830696, (DE-576)508496608, aut. (2019). “It’s my genes!” how Russia’s super-rich account for their success by Elisabeth Schimpfössl, Aston University, Birmingham, UK. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.1663527458
- Yaghi, M. (2019). Toxic Leadership and the Organizational Commitment of Senior-Level Corporate Executives. Journal of Leadership, Accountability & Ethics, 16(4), 138–152. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=139996704
- Капцов, А., & Колесникова, Е. (2011). Методические Аспекты Использования Психометрических Тестов В Дипломном Проектировании. Вестник Самарской Гуманитарной Академии. Серия: Психология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13931815
- Лебедева Юлия Владимировна, & Ершова Светлана Константиновна. (2016). Эмоциональный интеллект и социально-психологическая успешность менеджеров среднего звена. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E403A2A6
- Полянова, Л. (2015). Концепции Эмоционального Интеллекта В Современной Практике Управления. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.20B68A86
- Полянова, Л. (2015). Концепции Эмоционального Интеллекта В Современной Практике Управления. Теория и Практика Общественного Развития, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15703887
- СИТНИКОВ, М. А. (2019). Эмоциональный интеллект руководителя и деятельность группы. Organizational Psychology / Organizacionnaâ Psihologiâ, 9(3), 153–173. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=139048215
- Черняк, В. К. (2015). Эмоциональный интеллект и необходимость его оценки при приеме сотрудника на работу. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.53227675
- Эмоциональный интеллект как составляющая интеллектуального капитала оргранизации. (2012). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.493C05F1