Магистратура
2019/2020
Искусство драмы
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Литературное мастерство)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Департамент истории и теории литературы
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Литературное мастерство
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс познакомит слушателей с теорией драмы и драматическим искусством, ключевыми произведениями и авторами. Его цель —— научить слушателей писать драматические тексты. В результате освоения дисциплины студенты должны знать базовые понятия новой теории драмы и методы действенного анализа пьесы, а также знать ключевые понятия, а также основные тенденции в драматическом искусстве. В течение всего курса преподаватель оценивает активность студентов на семинарах. Курс завершается экзаменом.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов навыков создания драматического текста: театральной и кино-драматургии, большой и малой литературных форм, прикладного драматургического текста
- умение создавать коллективную работу, понимание творческого процесса как со-авторского.
- понимание игрового характера драматургического текста, его актерской природы.
- умение создавать драматургический текст, пользуясь ограничениями, задачами и обстоятельствами его возникновения
Планируемые результаты обучения
- Знать основные виды форм, жанров и способов повествования
- Знать основные принципы внутреннего устройства драматургического текста в зависимости от выбранной формы, жанра и проч.
- Знать культурный контекст возникновения важных произведений искусства и его взаимодействие с оригинальным произведением.
- Уметь создавать законченный драматургический текст.
- Уметь уметь использовать формальные ограничения для решения практической задачи тек-ста и реализовывать свое авторское начало.
- Уметь планировать творческий процесс и сохранять эмоциональное и интеллектуальное подключение к создаваемому произведению;
- Владеть: навыками актерского мастерства и понимания «антропоморфности» текста и его адресата, навыками оформления драматургического текста в зависимости от задачи
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Конфликт как основа драматического действияПовод и причина конфликта, различие между ними. «Проблема стакана» (игровое задание). Воз-можна ли «бесконфликтная пьеса»? Чем пьеса «В ожидании Годо» похожа на игру Angry Birds. Как уровни конфликта определяют жанр. Конфликт и «ставка» героя. «Сделай хуже» (игровое задание). Игра в «островное королевство»: объяснение правил игры и распределение ролей, завязка сюжета, поворот.
- Раздел 2. Метафора и подтекст. ДиалогМетафора как важнейший художественный прием и маркер, определяющий уровень произведения. Поиск метафоры в окружающем бытовом пространстве. Превращение нехудожественных объектов в художественные. Деталь как невидимый текст. Диалог. Речь как способ скрывать мысли. Разговор слепого и глухого героев. Диалог в приложе-нии. Драматургия текста для произнесения и написания, способы считывания. Текст и подтекст. Превращение высказывания в свою противоположность. Иносказательные фор-мы. Субверсивная аффирмация. Игра в «островное королевство»: развитие сюжета, ухудшение ситуации при общем благополучии персонажей.
- Раздел 3. Персонаж и историяИстория, рассказанная в кадрах. Комикс как прототип кино. Раскадровка картины как способ рас-сказать свою историю. Какой персонаж становится главным. Библия персонажа. Что знает о герое автор, а что зритель. Протагонист и антагонист, «отрицательный» и «положительный» персонажи. Пропорции драмы: количество актов. Графическое изображение сюжета. «Собака» как история. Линейный сюжет, спиральный, меандр и т.д. Игра в «островное королевство»: разделение персонажей на две группы.
- Раздел 4. ФиналКак финал определяет жанр. Целеполагание. Почему финал является фундаментом произведения. «Фауст» и его финалы. Неоконченный текст. Феномен Франца Кафки. Сериал как бесконечный текст. Игра в «островное королевство»: крупное событие, перемена участи, сверх-сила и катастрофа.
- Раздел 5. Драматургия пьесы и фильмаФундаментальная разница между драматургическим повествованием в театре и кино. Оптика взгляда на событие. «Взгляд тётушки». Игровое и неигровое кино. Сила и слабость документа. Человек или актер перед камерой — разные правила существования. Игра в островное королевство. Чтение домашнего задания.
- Раздел 6. Микроформа. СтильОбъявление и реклама как микродрама. Важность «принципа экономии». Превращение неигровых текстов в игровые. Жесткие ограничения в тексте — их влияние на конечный результат. Анекдот и абсурд. Адальберт Штифтер и его «вещь». Монтаж как важный инструмент драмы. Баллада Томского из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Язык как действующее лицо драмы. Речевые характеристики героев. Игровое задание: идеальная комната.
- Раздел 7. Игра как сверх-задачаРазыгрывание собственного текста. Нюансы в произнесении текста. Недостаток и избыточность ремарок. Нейросеть как драматург. Разговор с ботом. Суть высказывания и оптика автора. Созда-ние авторского мира. «Прогон» результатов игры в «королевство».
Элементы контроля
- Домашнее задание
- Самостоятельная работаПисьменная самостоятельная работа: Подготовка концепции драмы (максимальный объем: 7000 знаков)
- Коллективная игровая работаИсполнение коллективной работы «Королевство» из 2-х частей, количество драфтов – 2)
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Коллективная игровая работа + 0.25 * Самостоятельная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Психодрама: теория и практика : классическая психодрама Я. Л. Моренко, Лейтц, Г., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Арапов П.Н. - Драматический альбом (портреты и биографии знаменитых русских артистов, снимки старинных афиш и редких рукописей о московском театре, исторические очерки по усовершенствованию русского театра) - Издательство "Лань" - 2013 - 418с. - ISBN: 978-5-507-13090-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/13485
- Гладышев В.В. - Тексты и контексты: контекстное изучение драматических произведений: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 262с. - ISBN: 978-5-9765-2298-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/70332
- Русский драматический театр : энциклопедия, , 2001