• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Лидерство в государственных организациях

Статус: Курс по выбору (Управление кадрами государственных организаций)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление кадрами государственных организаций
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина дает будущим специалистам в сфере управления кадрами необходимую базу для осуществления лидерских функций и развития коммуникаций, способствующих конструктивному управлению внутренними и внешними конфликтами при решении проблем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка студентов к успешной деятельности по управлению кадрами в государственных организациях и органах государственного управления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает особенности управления конфликтами, тенденции в управлении конфликтами для эффективного решения проблем.
  • Иметь навыки: диагностики типа лидерства.
  • Умение анализировать типы лидерства, выделять типы конфликтов, оценивать методы управления конфликтами.
  • Знает основные подходы к лидерству в организации, особенности формирования и управления командой.
  • Различает роли лидера в управлении командой.
  • Обладает навыком развития лидерских компетенций руководителя. Способен управлять конфликтным взаимодействием.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 3. Лидерство через конфликт. Способы влияния лидера
    Роль лидера в конфликтной ситуации и разрешении конфликта. Роль формального и неформального лидера в управлении конфликтами. Методы анализа поведения неформального лидера в конфликтной ситуации и урегулировании конфликта (анализ мнения, предвосхищение поведения). Конструктивные и неконструктивные формы лидерского поведения. Лидер как медиатор в разрешении конфликтов и споров. Роль лидера в трансформации конфликтной ситуации в ситуацию новых возможностей. Способы влияния. Социально-психологические факторы влияния. Стиль лидерства как способ влияния. Психологические особенности стилей лидерства. Факторы, определяющие стиль лидерства. Влияние через самопрезентацию. Подходы к самопрезентации лидера. Теории лидерства применительно к контексту организации. Типологии лидерства: эмоциональное, организационное, экспертное, этическое. Системное и распределенное лидерство.
  • Тема 4. Лидерство и управление командой
    Управленческие ресурсы лидера. Лидерская позиция в определении цели и формировании команды единомышленников. Управление через коммуникацию с командой единомышленников и последователями лидера. Роль лидерства в процессе принятия групповых решений. Проблема эффективности индивидуальных и групповых решений. Условия эффективности групповых решений. Формы и методы групповых решений. Лидерство в коллективе. Феномен власти и авторитета. Социально-психологические феномены и механизмы взаимодействия в группе единомышленников и последователей.
  • Тема 1. Конфликты в организациях
    Проблема самоопределения лидера. Природа и значение самоопределения для реализации целей лидера и жизнедеятельности организации. Основные причины конфликтов в организациях. Природа конфликта как психологического феномена. Сущность, свойства, структура и динамика конфликтов. Объективные и субъективные причины конфликтов в организациях. Последствия конфликтов в сфере деловых отношений для организации в целом. Проблема измерения параметров и последствий конфликтов. Классификация конфликтов. Значение конфликтов, для решения проблем в организации. Принципы управления конфликтом в организации. Способы анализа проблемы конфликта и поиска наилучших альтернатив для разрешения противоречий. Проблемы реализации принципа сотрудничества в разрешения конфликта. Основные методы урегулирования конфликта для разрешения проблемной ситуации.
  • Тема 6. Управление конфликтным взаимодействием. Развитие лидерских компетенций руководителя
    Качества, способствующие эффективному управлению конфликтом и его последствиями. Ответственность лидера. Включение в управление конфликтным взаимодействием: структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтным взаимодействием. Деловой и эмоциональный контроль. Принципы ценностного управления.
  • Тема 5. Лидер как консультант, коуч и фасилитатор
    Подход к лидеру как консультанту, коучу и фасилитатору. Роль лидера в поддержании атмосферы группы и поиске группового решения. Консультирование, коучинг, фасилитация как инструменты взаимодействия лидера с группой. Специфика поведения лидера как консультанта, коуча и фасилитатора.
  • Тема 2. Лидерство и руководство
    Лидерство и руководство. Лидерские компетенции руководителя. Организационные условия формирования лидера. Этапы становления лидера в организации. Функции лидера в организации. Особенности поведения лидера в организациях с различной организационной культурой. Роль лидерства и управления. Стили управления (лидерства), стратегия руководства, методы оказания влияния на подчиненных и сотрудников. Объяснение феномена лидерства. Динамика представлений о лидерстве: от личностных качеств к особенностям поведения. Эмоциональный интеллект как ресурс лидера. Способы анализа лидерства с позиции разных подходов. Примеры использования подходов на практике.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакоплен = n1·Опосещ х 0.2 + n1·Осемин х 0.8 Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на защите проекта: Оитоговый = k1·Оэкзамен + k2·Онакоплен, где k1= 0,4; k2=0,6.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под общ. ред. Чернышева А.С. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА: ЛИДЕРСТВО В СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 159с. - ISBN: 978-5-534-08262-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-liderstva-liderstvo-v-socialnyh-organizaciyah-442248
  • Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 301 с.: ISBN 978-5-9614-5607-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926931

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Agile-менеджмент: Лидерство и управление командами: Практическое руководство / Аппело Ю. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 534 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-9614-6361-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003506
  • Густоварова Кристина Михайловна, Gustovarova Kristina Mikhailovna, Попова Анна Анатольевна, & Popova Anna Anatolevna. (2018). Организационное лидерство: понятие и сущность. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.19D29D50
  • Кудрявцева, А. Ф., & Юферева, М. Ю. (2015). Команда и лидерство в организации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.94DD99AF
  • Переговоры - фасилитация - медиация : учеб. пособие для вузов, Чумиков, А. Н., 2014