• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в литературоведение

Статус: Курс обязательный (Языки и литература Индии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает: Департамент истории и теории литературы
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Зубков Кирилл Юрьевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Основные задачи программы —— познакомить студентов с базовыми категориями и концептуальным аппаратом современной науки о литературе и научить их применять этот аппарат при прочтении литературных произведений. В ходе занятий преподаватель в лекционной форме сообщает базовые сведения о таких значимых категориях, как текст, автор, читатель и проч., на практических занятиях обсуждает со студентами наиболее значительные научные работы, определившие ход развития современной мысли. Преподаватель и студенты также разбирают отдельные произведения литературы разных эпох, на материале которых становится ясно, как знание истории и теории литературы, обращение к комментарию и историческому контексту обогащают понимание литературного произведения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Введение в литературоведение» являются: 1) Ознакомление студентов с основной проблематикой филологического исследования; формирование общекультурного базиса филологического образования; 2) формирование у студентов представления об истории возникновения и развития филологии как научной дисциплины; 3) усвоение студентами знаний об основных этапах развития филологии в целом, а также текстологии и комментария как современных филологических практик; 4) развитие у студентов критического мышления и способности сопоставлять и анализировать материал. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: — специфику филологии как научный дисциплины; — этапы развития филологии и историю возникновения основных научных методов филологического исследования; — ключевые филологические понятия и категории; уметь: — ориентироваться в методах и использовать инструментарием филологической науки; — применять методы филологического анализа при исследовании литературно-художественных текстов; — ставить исследовательскую задачу, обсуждать предмет филологического исследования; владеть: — основными методами филологического исследования; — навыками применения понятий и методов филологического анализа для решения поставленных исследовательских задач;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты должны знать основные этапы становления науки о литературе и ее социальные функции, выделять основные ее разделы, иметь представление о ее заданиях.
  • Студенты должны овладеть основами филологического инструментария, используемого в современной науке о литературе, и научиться применять этот инструментарий при чтении конкретных литературных произведений.
  • Студенты должны понимать основные проблемы изучения истории литературы, ориентироваться в базовых понятиях этой дисциплины и уметь использовать имеющиеся у них сведения по социальной и политической истории для интерпретации литературных произведений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Филология: основные определения научной дисциплины
    Науки о литературе и смежные дисциплины. Филология, литературоведение, история и теория литературы. Литературная критика и наука о литературе (Ю. М. Лотман «Литературоведение должно быть строгой наукой»). Филология как «искусство чтения» или «служба понимания» (С. С. Аверинцев «Похвальное слово филологии»). Понятие текста в филологии. Проблема дистанции в филологическом знании.
  • Основные понятия науки о литературе
    Понятия "автор", "читатель", "произведение", "текст", "дискурс", "вымысел", "достоверность", "стих", "проза", "жанр", "повествование". Их употребление в современных работах о литературе. Возможность использовать эти категории при чтении литературных произведений.
  • История литературы: проблемы описания.
    Основные проблемы описания истории литературы. Имманентный и контекстуальный подход (Ю.Н. Тынянов. Литературный факт. О литературной эволюции). Связи литературы с социальной и политической историей. Использование историко-литературных сведений при прочтении произведения. Текстология и комментирование.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельные работы
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.29 * Работа на семинарах + 0.29 * Самостоятельные работы + 0.42 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Поэтика; Риторика, Аристотель, ., 2010
  • Теория литературы : учебник для вузов, Хализев, В. Е., 2005
  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5
  • Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002
  • Томашевский Б.В. - Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 334с. - ISBN: 978-5-9765-3575-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119092
  • Тынянов Ю. Н. - ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОЭТИКА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 353с. - ISBN: 978-5-534-08758-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-literatury-poetika-izbrannye-trudy-437742

Рекомендуемая дополнительная литература

  • составитель Н. П. Хрящева - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 456с. - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84591