• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Основы академического письма (на русском языке)

Статус: Курс обязательный (Языки и литература Юго-Восточной Азии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Blended
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными особенностями научного стиля речи, систематизирует знания о наиболее распространенных жанрах устного и письменного академического дискурса, тренирует умения и формирует навыки создания письменных и устных учебных академических текстов, готовит к выполнению профессиональных обязанностей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными особенностями научного стиля речи
  • изучение наиболее распространенных жанров устного и письменного академического дискурса, как учебных, так и собственно научных
  • формирование навыков создания письменных и устных учебных академических текстов на основе представления об их целях, структуре, стилистических особенностях, жанровых отличиях
  • овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • владеет особенностями научного дискурса
  • отличает научный текст от текстов других функционально-стилистических сфер, в частности, от научно-публицистического текста
  • подбирает название для научной работы по ее аннотации
  • формулирует ключевой вопрос исследования по введению к научной работе
  • грамотно описывает материал, на котором проводилось исследование, и его методику
  • осуществляет поиск литературы по теме исследования с использованием электронных библиотечных ресурсов
  • грамотно оформляет научное цитирование и библиографические списки
  • пишет введение к собственному научному исследованию: формулирует тему и проблему исследования, описывает особенности подхода к теме
  • выстраивает структуру основной части исследования, аргументированно излагает научные суждения, грамотно вводит в работу иллюстративный материал
  • пишет заключение к научному исследованию, формулирует основные результаты и перспективы работы
  • оформляет научную работу в соответствии с требованиями того или иного издания
  • владеет навыками научного редактирования
  • готовит устное выступление и презентацию к научному докладу
  • пишет тезисы в соответствии с требованиями различных конференций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности научного дискурса: стиль и жанры академических текстов; работа над академическим текстом в университете; анализ лингвистической статьи: академический регистр
    Особенности научного дискурса: кто и зачем читает научные тексты и что из этого следует для автора. Базовые понятия о научном стиле. Объективность, логичность, верифицируемость. Фигура автора в научном тексте: я исследовал / мы исследовали / в работе исследовалось. Что такое термины, для чего они нужны и откуда берутся. Процесс создания академической работы в университете. Как выстроить общение с научным руководителем. Переписка в рамках научного общения. Этапы академического пути.
  • Исследовательская работа: выбор темы и формулировка заглавия; подходы к эссе - ключевой вопрос. Обоснование постановки задачи
    Формулировка темы. Типичные ошибки при формулировании темы. Заглавие работы, возможные структуры заглавия. Два компонента в заглавии и их формулировка: контекст и тема. Понятие ключевых слов; где они используются.
  • Исследовательская работа: материал и метод. Статья 1
    Что может быть материалом научной работы по гуманитарной дисциплине. Что, где и как сообщить о материале исследования в научной работе.
  • Исследовательская работа: библиография и цитирование. Статья 2
    Для чего нужна литература в исследовании и как ее искать. Библиотеки. Электронные библиотечные ресурсы. Виды цитирования научной литературы. Цитирование VS плагиат: в чем разница. Библиография. Оформление списка литературы: принятые модели оформления и распространенные ошибки. Роль библиографического списка в научных работах разных типов.
  • Исследовательская работа: введение. Статья 3
    Что читатель хочет найти во введении? Роль и структура введения к научной работе. Четыре основных компонента введения: тема исследования, подход к теме, формулировка проблемы исследования, организация текста статьи. Тема исследования: апелляция к известным фактам, создание общей с читателем базы знания. Подход к теме: обозначение собственного места в существующих научных парадигмах. Упоминание наиболее важных научных источников, обозначение используемых методов, угла зрения. Сужение темы. Формулировка проблемы – наиболее важный компонент введения. Что такое исследовательский вопрос и как его сформулировать ясно и коротко. Описание структуры статьи: ориентиры для читателя.
  • Исследовательская работа: основная часть. Аргументация. Статья 4
    Раздел о методах, материале, ходе исследования. Результаты исследования - возможная логика текста (хронологический порядок / компоненты описываемого объекта / типы описываемых объектов / последовательность аргументации). Разделы и подразделы: нумерация подразделов и допустимая глубина нумерации. Иллюстративный материал: его значимость и способы подачи. Примеры, списки, таблицы и «картинки».
  • Исследовательская работа: заключение. Интерпретация. Статья 5
    Роль заключения в тексте статьи: квинтэссенция работы – для тех, у кого нет времени; ответ на вопрос «ну и что?». Ограничения исследования. Компоненты заключения: переход от основной части, формулировка результатов, последствия исследования, перспективы исследования, «последний аккорд». Благодарность. Где, зачем и как выразить свою признательность другим людям.
  • Оформление письменной работы. Стилистика. Редактирование. Правка. Статья 6
    Понятие stylesheet. Аннотация к научной статье. Для чего нужна аннотация? Структура аннотации: постановка проблемы, ее актуальность, основной результат и следствия из него.
  • Устное выступление и слайд-шоу. Статья 7
    Устные жанры научной речи. Отличия устной речи от письменной. Отличия устных выступлений в академической ситуации от устных выступлений в других сферах. Виды устных выступлений в научной сфере: доклад на конференции, доклад на научном семинаре. Требования к содержанию устного выступления. Структура доклада. Подготовка текста выступления. Подготовка вспомогательного материала: слайд-шоу, хендауты (handouts). Какую информацию лучше не включать в слайд-шоу. Когда и для чего могут пригодиться хендауты. Структура и содержание слайд-шоу, его объем относительно выступления. Дизайн слайда. Типичные ошибки организации слайд-шоу. Начало выступления. Приемы удержания внимания аудитории. Соблюдение регламента. Что делать, если не хватает времени? Как закончить устное выступление. Ответы на вопросы. Какие вопросы стоит и какие не стоит задавать другим докладчикам.
  • Вторичные речевые жанры. Статья 8
    Что такое вторичные речевые жанры и каково их место в исследовательской работе? Реферат, аннотация, тезисы. Как подать тезисы на научную конференцию? Типичные требования к тезисам: объем, оформление. Структура и содержание тезисов: необходимый баланс между общим знанием и личным вкладом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • работа на семинарах (неблокирующий)
  • домашнее задание (неблокирующий)
  • доклад (неблокирующий)
  • экзамен (эссе, презентация) (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * доклад + 0.2 * домашнее задание + 0.2 * работа на семинарах + 0.4 * экзамен (эссе, презентация)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как написать дипломную работу : Гуманитарные науки: Учеб.-методическое пособие, Эко У., Костюкович Е., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русский язык и культура речи : семнадцать практических занятий: учеб. пособие для вузов, Ганапольской Е. В., 2010